Мировой рынок вооружений: взгляд из Вашингтона

Мировой рынок вооружений: взгляд из Вашингтона

Доклад исследовательской службы конгресса США о поставках орудия развивающимся странам в 2004–2011 годах
24 августа 2011 года исследовательская служба конгресса США выпустила собственный каждогодний доклад «Поставки обыденных вооружений развивающимся странам» (Conventional Arms Transfers to Developing Nations). Доклад обычно обхватывает восьмилетний период (в сей раз 2004–2011 годы) и практически является единственным официальным открытым документом, отражающим взор США на состояние и динамику мирового рынка вооружений.

Особенности доклада

1. Акцент в докладе изготовлен на анализе рынков вооружений развивающихся государств (сначала региона Близкого Востока). Это обосновано тем, что эти страны являются основными импортерами вооружения и военной техники (ВВТ) и сразу главными точками мировой непостоянности. Согласно докладу к ним относятся все страны, не считая США, Рф, европейских стран (доклад не дает точных пояснений, но, разумеется, под европейскими предполагаются все страны Европы. При всем этом отнесение к развитым государствам, скажем, Румынии либо Албании является достаточно спорным, беря во внимание, что Сингапур, Южная Корея и Израиль в докладе числятся развивающимися), Канады, Стране восходящего солнца, Австралии и Новейшей Зеландии.

2. Доклад вполне построен на «данных правительства США» без указания первичных источников инфы и способов расчета агрегированных характеристик (к примеру суммы договоров/поставок по итогам года). Хотя в неких случаях это было бы уместно, беря во внимание, к примеру, что применительно к Рф его данные фактически всегда расползаются с данными русской прессы и официальной статистикой. Такие же расхождения есть и по другим странам. Это событие существенно понижает уровень доверия к докладу как к независящей аналитической работе.

3. Информация доклада по южноамериканскому экспорту ВВТ – это данные, собранные в рамках программки Foreign Military Sales (FMS), которые учитывают только межправительственные соглашения и не принимают в расчет собственные экспортные договоры оборонных компаний США (другими словами программку Direct Commercial Sales – DCS). Последние фактически не поддаются адекватной оценке в силу отсутствия официальной статистики. Не считая того, не учтены передачи янки ВВТ и военного имущества из наличия по программкам военной помощи (МАР, Military Assistance Program и Excess Defense Article), также услуги в рамках программ военного обучения (IМЕТ – International Military Education and Training). Таким макаром, объемы южноамериканского военного экспорта занижены.

4. Относительно тщательно разбирая новые военные договоры (с указанием страны-получателя, количества и наименования закупленной техники, также ее цены), доклад фактически не детализирует фактические поставки вооружений. В области поставок детализация ограничивается только количеством переданной техники по типам (без указания наименований) и регионам-получателям (без разбивки по странам), при этом все это только совокупно за четырехлетний период. Исключение составляет только регион Близкого Востока, относительно которого также указывается общая цена вооружений, приобретенных каждой государством региона от каждого большого экспортера за два четырехлетних периода. Достаточно странноватым смотрится также, что находящиеся в докладе числа по поставкам боевой техники округлены до 10-ов даже в тех случаях, где все поставки в этой нише просто идентифицируются по открытым источникам с точностью до единиц.

5. Каждый новый доклад представляет данные не только лишь за новый истекший год, да и обновляет информацию по всем предшествующим периодам. Таким макаром, «старая» информация в новеньком докладе нередко не соответствует той, которая была размещена в ранее вышедших докладах. К примеру, общий мировой объем поставок вооружений за 2010-й в докладе за 2003–2010 годы был указан 35 млрд баксов, в новеньком докладе эта цифра выросла до 41,2 млрд баксов, и это различие никак не получится доказать различием в курсах валют. Корректировки время от времени бывают настолько существенными, что выводы нового доклада противоречат тому, что было сказано год назад. Хотя из-за неполноты открытой инфы эта практика допустима, к примеру, для Стокгольмского института исследовательских работ заморочек мира (SIPRI), правомерность подобного подхода в южноамериканском докладе, опирающемся на «данные правительства США» (в некий степени первоисточник), вызывает сомнения. Так как предпосылки корректировок не указываются, это понижает уровень доверия к выводам работы.

6. Уже много лет попорядку доклад не обновляется в высококачественном отношении. Можно сказать, что текст доклада из года в год один и тот же (слово в слово) – он претерпевает только косметические правки. К примеру, прочитав доклад 2005 года, можно было бы не читать все следующие и просматривать только таблицы с цифрами, так как новых выводов либо утверждений в тексте нет. При всем этом для описания смены настроений на рынке ВВТ в докладе употребляется два практически не меняющихся набора аргументов: один – для разъяснения положительной динамики, 2-ой – для разъяснения негативной. В целом таковой подход вызывает огромные сомнения в том, а читают ли вообщем эту работу южноамериканские конгрессмены.

Все же, невзирая на недочеты, доклад Ричарда Гриммета (создатели доклада Richard Grimmett и Paul Kerr) продолжает воспользоваться огромным спросом, так как, повторимся, является единственным официальным документом, отражающим взор США как сверхдержавы на тенденции глобального рынка ВВТ.

Общие тенденции мирового рынка вооружений

Мировой рынок вооружений: взгляд из Вашингтона
Набросок 1

В 2011 году цена договоров на поставку ВВТ всем странам (как развивающимся, так и развитым) составила 85,3 млрд баксов (все стоимостные характеристики в докладе приведены в неизменных ценах 2011-го) по сопоставлению с 44,5 млрд баксов год назад (см. набросок 1а). Это самый высочайший показатель с 2004 года, отмечается в докладе. Другими словами, за год объем договоров вырос практически вдвое (на 91,7%).

США подписали военных соглашений на 66,3 млрд баксов (либо 77,7% мирового стоимостного объема), заняв тут, как обычно, 1-ое место в мире, потом идет Наша родина с 4,8 млрд баксов (5,6%) и Франция с 4,4 млрд баксов. Напомним, что в 2010 году третье место занимала Италия (1,8 миллиардов долл.), но в сей раз она оказалась только на пятой позиции (1,2 миллиардов долл.), пропустив вперед также Китай (2,1 миллиардов долл.). По итогам восьмилетнего периода порядок государств сохраняется: 1-ые два места уже пару лет попорядку занимают США и Наша родина (в 2004–2011 годах подписали договоров на 145,7 и 33,5 миллиардов долл. соответственно), третье – Франция (19,6 миллиардов долл.), 4-ое – Германия (9,3 миллиардов долл.). Первую пятерку в первый раз покинула Англия (3,6 миллиардов долл.), ранее размеренно боровшаяся за третье место с Францией. Она пропустила вперед Италию (8,8 миллиардов долл.) и Китай (8,3 миллиардов долл.).

Общий объем соглашений за последние четыре года (2008–2011) составил 261,8 млрд баксов, что на 27 процентов больше, чем за прошлые четыре года (2004–2007), – 206,1 млрд баксов. В докладе также отмечается рост значения развивающихся государств для мирового рынка вооружений. Так, в период 2004–2007 годов на развивающиеся страны приходилось 66,7 процента глобальных соглашений на поставки ВВТ, в 2008–2011 годах их толика возросла до 79,2 процента. При всем этом в самом 2011-м толика развивающихся государств составила 83,9 процента.

Объем поставок всем странам в 2011 году составил 44,3 млрд баксов по сопоставлению с 41,2 млрд баксов в прошлом году (см. набросок 1б). Объем поставок за четырехлетний период также возрос с 155,8 млрд баксов в 2004–2007 годах до 167 млрд баксов в 2008–2011 годах. На развивающиеся страны в 2011-м пришлось 63,3 процента глобальных поставок. Тройку фаворитов сформировывают США, Наша родина и Англия с поставками на уровне 16,2, 8,7 и 3 млрд баксов соответственно. Германия, ранее занимавшая третье место, опустилась в 2011 году на шестое место (1,6 миллиардов долл.), пропустив вперед Италию и Францию (по 1,7 миллиардов долл.). Схожая последовательность по итогам восьмилетнего периода 2004–2011 годов: 1-ое место – у США (110,3 миллиардов долл.), потом с огромным отрывом идут Наша родина (52,4 миллиардов долл.), Англия (26,9 миллиардов долл.) и Германия (21,7 миллиардов долл.). Франция, как и в прошедший раз, находится на пятой позиции (21,2 миллиардов долл.).

Главные экспортеры вооружений в развивающиеся страны

В 2011 году цена договоров на поставку ВВТ развивающимся странам составила 71,5 млрд баксов, что более чем вдвое превысило аналогичный показатель 2010-го (32,7 миллиардов долл.). Объем поставок составил 28 млрд баксов (в 2010-м – 26,1 миллиардов долл.), либо 63,2 процента глобальных поставок (см. набросок 2).

Соединенные Штаты Америки
Мировой рынок вооружений: взгляд из Вашингтона
Набросок 2

В 2011 году отмечен скачкообразный рост стоимостного объема договоров, подписанных США, – с 14,3 млрд баксов в 2010-м до 56,3 млрд баксов в 2011 году. Америка обеспечила подписание 78,7 процента всех договоров с развивающимися странами, что более чем в полтора раза больше, чем в 2010-м (43,6%). Отметим, что США существенно увеличивают свою долю на рынке ВВТ развивающихся государств уже 2-ой год попорядку (в 2009-м было 30,3%) и сейчас их преобладание можно именовать абсолютным.

Настолько резкий рост стал вероятен благодаря подписанию ряда дорогостоящих договоров на поставку вооружений в страны Близкого Востока, сначала в Саудовскую Аравию. Посреди больших американских договоров доклад упоминает последующие:
пакет соглашений на поставку Саудовской Аравии 84 многоцелевых истребителей F-15SА и модернизацию состоящего сейчас на вооружении парка из 70 истребителей F-15S, также огромного набора девайсов, вооружения и сопутствующих услуг на общую сумму 29 млрд баксов;
пакет соглашений на поставку Саудовской Аравии 10-ов ударных вертолетов АН-64D Apachе Longbow и многоцелевых Sikorsky UH-60М Вlасkhawk (сумма договоров и количество поставляемых вертолетов в докладе не указаны, но из других источников понятно, что идет речь о 36 АН-64D Apachе Longbow и 70 вертолетах UH-60М, не считая того, в пакет заходит поставка 36 легких вертолетов АН-6i и 12 MD-530F, также огромного набора оборудования, вооружения и девайсов на общую сумму до 25,6 млрд баксов);
договор на поставку противоракетных комплексов ТНААD в Объединенные Арабские Эмираты ценой 3,49 млрд баксов;
на поставку в ОАЭ 16 транспортных вертолетов СН-47F Chinook общей ценой 939 миллионов баксов;
на поставку в Оман 18 истребителей F-16 Вlоск 50/52 ценой 1,4 млрд баксов;
на поставку в Ирак 18 истребителей F-16IQ ценой 1,4 млрд баксов;
на продолжение лицензионного производства танков М1А1 в Египте ценой около 1 млрд баксов;
на поставку Индии 10 военно-транспортных самолетов Boeing С-17А Globemaster III (4,1 млрд баксов);
на поставку на Тайвань систем ПВО Patriot РАС-3 ценой около 2 млрд баксов.

Отметим, что с учетом цены вертолетного договора с Саудовской Аравией, которая в докладе не была указана, общая цена заключенных США в 2011 году договоров должна была даже превысить обозначенные Гримметом 56,3 млрд баксов. Полностью может быть, что уже в последующем докладе сумма договоров, заключенных Америкой в 2011 году, будет изменена в сторону роста.

Мировой рынок вооружений: взгляд из Вашингтона
Таблица 1
Соединенные Штаты обычно на первом месте по объему заключенных соглашений на поставку ВВТ в развивающиеся страны. За последние 10 лет США занимали 1-ое место в мире в области подписания новых военных соглашений с развивающимися странами семь раз из 10. Исключение составили 2004–2006 годы, когда первой стала Наша родина. В отношении же фактически поставок США оставались бессменным фаворитом все 10 лет.

Южноамериканские поставки ВВТ в 2011 году составили 10,5 млрд баксов, что осязаемо выше уровня 2010-го (8,6 миллиардов долл.). Кроме таблицы 1 доклад приводит цена поставленных США вооружений в каждую страну Близкого Востока за последние четыре года. В 2008–2011 годах наикрупнейшими получателями южноамериканского орудия на Ближнем Востоке стали Саудовская Аравия (5,9 миллиардов долл.), Египет (3,9 миллиардов), Израиль (3,8 миллиардов), Ирак (2,6 миллиардов), ОАЭ (2,6 миллиардов) и Кувейт (1,3 миллиардов). По сопоставлению с предшествующим докладом перечень государств несколько поменялся. Саудовская Аравия и Египет поменялись местами, укрепили свои позиции Ирак и ОАЭ. Также отметим, что с 2007-го очень возросли поставки в Ирак, и эта страна уже 3-ий год попорядку занимает 4-ое место посреди государств – получателей южноамериканского орудия в регионе.

Наша родина

В 2011 году Наша родина стала 2-ой после США в области заключения новых договоров с развивающимися странами, подписав их на 4,1 млрд баксов по сопоставлению с 7,7 млрд баксов в 2010-м. Официальных данных о стоимости заключенных в 2010-м договоров русские власти не озвучили. По нашим оценкам, цена подписанных в 2011 году договоров по полосы ОАО «Рособоронэкспорт» составила 7,2 млрд баксов, так что обозначенную в южноамериканском докладе цифру можно считать близкой к реальной.

3-ий год попорядку доклад отмечает, что военно-техническое сотрудничество Рф и Китая переживает упадок. Дела государств осложняются тем, что он нелегально копирует приобретаемую военную технику. Сейчас только Индия, по воззрению Гриммета, является главным военно-техническим партнером нашей страны, и с этим нельзя не согласиться. Интересно, что хотя практически весь текст главы, посвященной ВТС Рф, остался постоянным по сопоставлению с предшествующим докладом, обоснование энтузиазма США к индийскому рынку было изменено. Ранее в течение 3-х лет постоянно отмечалось, что возрастающий русский экспорт вооружений в страны Южной Азии (читай – в Индию) волнует США, так как он нарушает баланс сил в регионе и «именно по этой причине Соединенные Штаты в последние годы развивают свое военно-техническое сотрудничество с Индией». Сейчас, оставив сентенцию про опасность региональной стабильности от русских поставок, Гриммет доказал южноамериканский энтузиазм к Индии «смещением стратегических интересов США в Азиатско-Тихоокеанский регион». Такое разъяснение смотрится более правдоподобным.

По поставкам Наша родина заняла также 2-ое место после США, передав в 2011 году ВВТ на сумму 7,5 млрд баксов (в 2010-м – на 6,4 миллиардов долл.). Приводимые числа по русским поставкам ВВТ, как обычно, меньше данных официальной статистики. Согласно данным Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству русские трансферты ВВТ в 2011 году составили 13,2 млрд баксов. Расхождение цифр в докладе не поясняется. Вобщем, на базе открытых данных идентификации поддаются поставки на 7,48 млрд баксов, что приблизительно соответствует южноамериканским данным.

В новеньком докладе опять повторяется, что отсутствие финансирования НИОКР в Рф по новым темам может грозить длительным экспортным планам. Непонятно, что привело Гриммета к мысли об отсутствии финансирования в РФ главных военных НИОКР, но он отмечает, что русские соперники на мировом рынке ВВТ продвигаются в деле разработки новейшей военной техники еще резвее. Любопытно, что в качестве подтверждения он 3-ий год попорядку приводит намерение Рф закупить во Франции универсальные десантные корабли Mistral и тем освоить забугорные технологии.

Гриммет приводит только два больших соглашения, которые Наша родина подписала в 2011 году:
на поставку Сирии 36 учебно-тренировочных самолетов Як-130 (550 млн долл.);
на поставку Китаю 123 авиационных движков АЛ-31ФН (500 млн долл.).

Меж тем в докладе не отмечены такие большие русские договоры 2011 года, как соглашение о поставке 6 истребителей Су-30МК2 ВВС Индонезии (470 млн долл.) и договор с Вьетнамом на поставку 2-ух сторожевых кораблей измененного проекта 11661Э «Гепард-3.9» (около 350 млн долл.). Также в докладе не упомянут договор с армией США на поставку Афганистану 21 транспортного вертолета Ми-17В-5 ценой 375 миллионов баксов, что по-своему разумно, так как США, формальный клиент вертолетов, к развивающимся странам не относятся.

Мировой рынок вооружений: взгляд из Вашингтона
Таблица 2
При анализе структуры русских поставок по видам вооружений в новеньком докладе в очередной раз оказывается на виду неограниченное количество зенитных управляемых ракет (ЗУР), которые Наша родина поставила за предел в 2008–2011 годах (см. таблицу 2). Поставки ракетного орудия, по воззрению Гриммета, обычно составляют вескую часть русского военного экспорта, но в последние годы этот показатель в особенности высок. Согласно текущему и предшествующим докладам Наша родина 3-ий год попорядку экспортирует ЗУР в пару раз больше, чем все другие страны – поставщики ВВТ вкупе взятые. При всем этом основная часть ракет идет на Ближний Восток и в Латинскую Америку, и вероятнее всего Гриммет имеет в виду русские ПЗРК. В любом случае эти данные никак не поясняются (при всем этом из года в год могут очень корректироваться), что вызывает колебание в их достоверности и подозрение в политической ангажированности доклада в этой части (рвение показать необыкновенную дестабилизирующую роль русских поставок ракетного орудия).

Доклад также приводит цена поставленных русских ВВТ в каждую из государств Близкого Востока за последние четыре года. В 2008–2011 годах наикрупнейшими получателями русского орудия стали Алжир (4,7 миллиардов долл.), Сирия (2 миллиардов), Египет и ОАЭ (по 300 млн), Иран и Израиль (200 млн долл.). При всем этом Алжир и Сирия уже пару лет задерживают фаворитные места, что соответствует и нашим оценкам. Меж тем неясно, что конкретно, по воззрению Гриммета, Наша родина поставляет в Иран.

Наикрупнейшие европейские поставщики

К наикрупнейшим европейским поставщикам относятся Англия, Франция, Германия и Италия. В докладе отмечается существенное понижение толики этой четверки в объеме соглашений на поставку ВВТ в развивающиеся страны с 14,9 процента в 2010 году до 5,7 процента в 2011-м. Совокупный объем их договоров на поставку ВВТ в 2011 году составил 4,1 млрд баксов против 4,8 млрд баксов в 2010-м. Приемущественно падение связано со понижением объема договоров на поставку вооружений из Англии (с 1,2 миллиардов долл. в 2010-м до 300 млн долл. в 2011-м). Также уменьшила объем договоров Италия (с 1,8 миллиардов до 1,1 миллиардов долл.). Франция несколько расширила объем заключенных договоров (с 1,8 миллиардов до 2,7 миллиардов долл.). По утверждению создателей доклада, 2-ой год попорядку не заключает новых договоров с развивающимися странами Германия.

Мировой рынок вооружений: взгляд из Вашингтона
Таблица 3
Кроме таблицы 3, доклад приводит цена поставленных вооружений в каждую страну Близкого Востока за последние четыре года. В 2008–2011 годах наикрупнейшими получателями ВВТ 4 европейских государств на Ближнем Востоке стали Саудовская Аравия (3,3 миллиардов долл.), ОАЭ (600 млн), Оман (500 млн), Ливия, Ирак и Алжир (по 300 млн долл.). Никаких комментариев, перечня определенных договоров доклад, как обычно, не дает.

Китай

В 2011 году Китай подписал новых военных договоров с развивающимися странами на 2,1 млрд баксов, что является значимым прорывом по сопоставлению с предшествующим годом (900 млн долл.). При всем этом объем китайских поставок в 2011-м осязаемо сократился – с 2,9 млрд баксов в 2010-м до 1,3 млрд баксов. В докладе в очередной раз указывается на дестабилизирующую роль китайских поставок ракетного орудия и легкого стрелкового орудия в развивающиеся страны. В этой связи достаточно смешной смотрится попытка Гриммета свалить непринятие интернационального контракта о торговле орудием в рамках дипломатичной конференции ООН в июле 2012 года на Китай. В докладе утверждается, что контракт не был принят, так как представители КНР заявили, что их страна не допустит принятия контракта, ограничивающего права стран на приобретение орудия. Кроме того, что это просто не соответствует реальности, для хоть какого сколько-либо независящего наблюдающего разумеется, что провал дипломатичной конференции был вызван позицией США, потребовавшей дополнительное время на исследование вопроса.

Мировой рынок вооружений: взгляд из Вашингтона
Таблица 4
Кроме таблицы 4, доклад приводит цена поставленных Китаем вооружений в каждую страну Близкого Востока за последние четыре года. В 2008–2011 годах наикрупнейшими получателями китайского орудия на Ближнем Востоке стали Саудовская Аравия (700 млн долл.), Марокко (500 млн долл.), Алжир, Египет и Сирия (по 400 млн долл.). В первый раз в перечне реципиентов китайского орудия бытуют Кувейт, Иордания и ОАЭ. Идентифицировать эти поставки по открытым источникам нереально и каких-то комментариев на этот счет доклад не содержит.

Главные импортеры вооружений посреди развивающихся государств

С учетом новых, подписанных в 2011-м дорогостоящих договоров с США на бесспорное 1-ое место посреди импортеров вооружений из числа развивающихся государств по итогам 2004–2011 годов вышла Саудовская Аравия. За восьмилетний период эта страна заключила договоров на 75,7 млрд баксов. В области реализованных поставок Саудовская Аравия также лидирует и также с значимым отрывом. Она получила за последние восемь лет ВВТ на 24,8 млрд баксов. В 2011-м Саудовская Аравия возвратила для себя лидерство по объему подписанных договоров и поставок (см. таблицу 5, в 2010 году первой была Индия).

Последние восемь лет регион Близкого Востока является наикрупнейшим рынком вооружений, и новый большой пакет договоров в 2011-м только укрепил этот статус. В 2008–2011 годах с государствами Близкого Востока больше всех договоров подписали США, со странами Азии – Наша родина, Латинской Америки – Франция, а с африканскими государствами – Китай. В области поставок за четырехлетний период на рынке Близкого Востока также лидируют США, на рынках Азии и Латинской Америки – Наша родина, а на рынке Африки – Китай (см. таблицы 6 и 7). Схожая ситуация наблюдалась и в прошедших 4 докладах (только в Африке Германия по объему поставок несколько опережала Китай).

Мировой рынок вооружений: взгляд из Вашингтона
Таблица 5

Мировой рынок вооружений: взгляд из Вашингтона
Таблица 6

Мировой рынок вооружений: взгляд из Вашингтона
Таблица 7


Если сопоставить два четырехлетних периода, можно увидеть, что портфель заказов Рф стал более диверсифицированным за счет новых договоров со странами Латинской Америки и Африки (см. таблицу 6). Схожая сбалансированность наблюдается у Франции и Китая. У США имеется очевидный перекос в сторону договоров со странами Близкого Востока. Италия, Англия и Германия в одинаковой мере представлены на рынках Азии и Близкого Востока и практически не представлены в других регионах. Также направляет на себя внимание существенное сокращение ранца заказов русских ВВТ со стороны ближневосточных государств в период 2008–2011 годов по сопоставлению с периодом 2004–2007 годов.

Исходя из данных доклада можно также представить, с какими странами подписывают новые договоры европейские поставщики (напомним, что по европейским экспортерам детализация в докладе мала). Так, из таблицы 6 виден резвый рост присутствия Франции в странах Латинской Америки, что, разумеется, связано с подписанием договоров 2008 года на совместное создание в Бразилии французских подводных лодок Scorpene (5,6 миллиардов евро) и вертолетов Eurocopter Cougar (2,8 миллиардов евро), также ряда более маленьких договоров (договор 2010-го на поставку вертолетов Fennec в Эквадор, 2011-го на продажу Чили десантного корабля Foudre и др.). Осязаемо укрепила свои позиции на рынке вооружений Италия, которая, по данным Гриммета, в 2008–2011 годах подписала с развивающимися странами договоров на сумму 5,6 млрд баксов.

Судя по открытым данным, в 2010 году Италия подписала договоры с ОАЭ на поставку учебно-тренировочных самолетов (УТС) МВ-339А и 2-ух малых корветов проекта Falaj 2, с Китаем на сборку в КНР 150 вертолетов польской конторы PZL (принадлежит Agusta Westland), а с Сингапуром на поставку 12 УТС М-346. В 2011 году к ним добавились договоры на поставку вертолетов Agusta Bell АВ206В-1 в Аргентину и транспортных самолетов С-27J Spartan в Мексику. Вызывают недоумение находящиеся в докладе данные об отсутствии новых договоров на поставку вооружений в 2010–2011 годах в развивающиеся страны Германией. По данным других источников понятно, что в 2011-м Германия подписала договор на поставку БТР Tpz-1 Fuchs в Алжир ценой около 150 миллионов евро, ранее в 2010-м был подписан договор на поставку легких вертолетов ЕС145 для ВВС Казахстана. Доклад, судя по всему, относит к развивающимся странам Израиль, и в таком случае в нем должен быть отражен договор на поставку в эту страну германских неатомных подводных лодок измененного типа Dolphin. Эти факты в очередной раз свидетельствуют, что к данным доклада Гриммета стоит относиться критически.


Размещено в выпуске № 2 (470) за 16 января 2013 года

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,116 сек. | 12.47 МБ