РРАБ — хлебница Молотова

Для внедрения малых фугасных, осколочных, зажигательных и хим авиационных бомб массой 1-25 килограмм в Русском Союзе разрабатывали различные носители – стационарные кассеты, контейнеры и РРАБ (ротативно-рассеивающие авиационные бомбы). Можно сказать, что РРАБ были предшественницами авиационным сбрасываемым кассетным боеприпасам. Боеприпасы устанавливались хвостовым оперением под 45 градусами к основной продольной оси. При сбрасывании боеприпас набирал вращательное движение с увеличивающейся частотой. При достижении данной скорости вращательного движения, троса, имеющие ослабленные сечения, стягивающие корпус, из-за деяния центробежных сил начинали разрываться, и малые боевые боеприпасы начинали рассеиваться, при падении поражая огромную площадь.
Изготавливали РРАБ в 3-х вариантах:
— до одной тыщи кг (РРАБ-1);
— до полутонны (РРАБ-2);
— до 250 кг (РРАБ-3).
Конструктивно РРАБ представляют собой оболочку с тонкими стенками, в которую укладывали малые авиационные бомбы, техники, прямо на аэродроме, перед самым применением. Все РРАБ были аналогичной конструкции:
— головная часть;
— хвостовая часть;
— цилиндрическая часть.

РРАБ - хлебница Молотова

Головная часть (конус и колпак головного) обтекателя была штампованная из листов стали (толщина 1 мм), которые соединялись меж собой электросваркой. Цилиндрическая часть – 4-е створки корпуса выполнены из гофрированной стали (толщина 1.25 мм), которые были изогнуты по дуге окружности, соответственной поперечнику авиационной бомбы. У РРАБ-3 толщина створок составляла 1 мм. Для роста жесткости створки имели 6 продольных зигов. РРАБ-3 имел 4 продольных зига. Крепкость створкам обеспечивали закатанные в края створок 5 мм прутки из стали, на внутренних сторонах створок были приварены прокладки из литиевой стали. Хвостовая часть – обтекатель с конусом выполнены из 1 мм листовой стали. Соединения листов проходили сплошным швом электросваркой. Конус хвостовой части обеспечен 4-мя откидными крыльями. Они установлены методом распорок и упоров. РРАБ-3 имеет три откидных крыла. Сами крылья сделаны из 1 мм стали. Дополнительную твердость крыльям обеспечивают зиги, выполненные на крыльях в виде разных сложных фигур. Это присваивало геометрии РРАБ налет древнего колорита.

Снутри РРАБ были разбиты на отсеки, разбитые особыми дисками, сделанными из фанеры шириной 10 мм. Длина отсеков определялась габаритными чертами снаряжаемых малых авиабомб, которые использовались для каждой РРАБ персонально. РРАБ-1/2 могли иметь снутри до 4-х отсеков, РРАБ-3 до 3-х отсеков. Перед установкой малых авиабомб во внутренние отсеки РРАБ им устанавливали головные взрыватели. Укладывали малые боеприпасы умеренно, головной частью по/против направления полета. Каждым трем боеприпасам, установленным в ряд, отворачивали крыльчатки взрывателей вполоборота и связывали вкупе проволочными вилками.

Русские авиабомбы малого веса не имели стандартизации по длине, потому нередко отсеки не были стопроцентно заполнены. При заполнении отсеков малыми боеприпасами руководствовались документами, которые предписывали в таком случае оставлять незаполненным верхние отсеки хвостовой части. Таким макаром, РРАБ ощущала себя более стабильно на линии движения полета. До начала 40-х годов РРАБ укомплектовывали только одним видом авиабомб и 1-го калибра. Окончание войны с финнами принесло с собой пересмотр состава комплектации РРАБ. Можно было комплектовать РРАБ разными боеприпасами, но исключительно в каждом отсеке должны были быть малые авиабомбы 1-го калибра.

РРАБ - хлебница Молотова

Любой из укомплектованных отсеков стягивали 2-мя разрывными кольцами. Если малые боеприпасы были достаточно большого калибра, отсеки стягивали 4-мя кольцами разрывного типа. Свободное место в отсеке при укомплектовании боеприпасами забивали брусками от древесной бомбовой тары. На оснащенный корпус РРАБ одевали систему навесного производства, хвостовой и головной обтекатели, устанавливали крылья стабилизатора
в сложенное положение. При сбросе РРАБ с самолета, шпилька, удерживающая стабилизатор тросом, выдергивалась, крылья раскрывались потоком воздуха в боевое положение, которое фиксировал спецзамок.

Одной из главной заморочек при разработке РРАБ была безотказность освобождения авиабомбы от навесной системы при совершении бомбометания. Тяги, выполненные из тросиков, замка бомбодержателя срывали контровочные шплинты, открывая этим замки подвески, и освобождали РРАБ от излишнего элемента. Оставшиеся после чего железные тросики, ленты и подвеска «болтались» под самолетом. Это не много оказывало влияние на тихоходные самолеты, а вот высокоскоростным носителям это угрожало утратить либо привести в негодность обшивку фюзеляжа и крыльев. В 1940 году РРАБ-3 получила модернизированную подвесную систему, которая после сбрасывания РРАБ-3 автоматом отделялась от замка бомбодержателя. Оставались «неотделенными» тросики замков подвески и системы раскрывания оперения. После приблизительно 10 секунд свободного полета РРАБ боевое снаряжение, испытывая огромные центробежные силы, разрывало кольца и разлеталось в стороны, накрывая большой площадью избранную цель. Зависимо от боевого снаряжения РРАБ их могли использовать для поражения живой силы противника:
— на открытой местности;
— в полевых укрытиях;
— на автомашинах;
— в бронетехнике.
РРАБ с зажигательными боеприпасами использовали для поджигания строений, складов древесного типа. Зависимо от укомплектования и высоты поражаемая площадь составляла:
— высота 3 км РРАБ-1 – 230-950 кв.метров, РРАБ-2 – 280-1300 кв.метров, РРАБ-3 – 220 – 850 кв.метров;
— высота до 5 км РРАБ-1 – до 1200 кв.метров; РРАБ-2 – до 1700 кв.метров, РРАБ-3 – до 1100 кв.метров;

РРАБ - хлебница Молотова

Согласно проекту РРАБ вооружали бомбовозы ТБ-3-4М-17 и ТБ-1. Но выросшая популярность данных боеприпасов и принятие на вооружение ряда самолетов, позволи использовать РРАБ и на других самолетах:
— РРАБ-1/2 – томные бомбовозы ТБ-3РН и ТБ-3, далекие бомбовозы Ил-4 и ДБ-3;
— РРАБ-3 – далекие бомбовозы Ил-4 и СБ(МН).
«Боевое» крещение ротативно-рассеивающие авиационные бомбы получили в Финской войне 1939-40 года. Главным недочетом стали считать укомплектование РРАБ на аэродромах техниками, которые в период войны занимались подготовкой и ремонтом самолетов. Это негативно сказалось на использовании РРАБ в период 2МВ, где их применение велось с еще наименьшей интенсивностью.

Снаряжение РРАБ добивалось огромного времени. Каждую маленькую бомбу приходилось готовить и укладывать в кассету, как апельсины либо лимоны в ящик, а их помещалась не одна сотка. В случае отмены вылета кассету было надо столько же времени разряжать. Острые на язык наши ребята расшифровали РРАБ по-своему — работай, работай, а бесполезно… Хотя, вообще-то, она действовала достаточно отлично.».
— Раков, Василий Иванович. Крылья над морем

Комиссия, рассматривавшая боевые деяния в процессе Финской войны, указывала, что для удачного внедрения РРАБ требуется более кропотливая подготовка, ведь некорректная сборка РРАБ вела к неверному раскрытию и срабатыванию. Малые боеприпасы не успевали приобрести правильное положение и взвести взрыватели. Была также установлена комиссией и причина большущих утрат КА в процессе Финской войны. Как оказывается утраты машин вели не только лишь в авиасоединениях, да и наземные войска. Потому многие из пехотных командиров воспринимали за сбитый самолет части РРАБ с их стабилизаторами, как часть хвостового оперения сбитого/упавшего/спаленного самолета.

Финны называли РРАБ-3 «хлебными корзинами Молотова» (фин. Molotovin leipäkori), а наименьшие авиабомбы — «хлебницами Молотова». По одной из версий, это было связано с тем, что русский наркоминдел Молотов опровергал сообщения о бомбардировках Хельсинки, заявляя, что с самолётов сбрасывалось мешки с хлебом для голодающих финских трудящихся. По другой версии, такое заглавие могло быть аллюзией на коктейль Молотова.

К началу 40-х годов РРАБ-1 снимают с производства, русские предприятия производили только комплекты РРАБ-2/3. Как стало понятно, немцы серьезно заинтересовались схожими решениями. После окончания Финской в
ойны германские лазутчики произвели осмотр фактически все части/детали сброшенных русских РРАБ и более достойные внимания из их вывезли в Германию.

Малые авиационные бомбы, применяемые для комплектации РРАБ:
— РРАБ-1 — ЗАБ-1э/2,5т, АО-8М2/8М3/8М4/8М6/10/20/25, АОХ-8/10, АХ-8, ХАБ-25, АФ-32;
— РРАБ-2 — ЗАБ-1э/2,5т, АО-8М2/8М3/8М4/8М6/10/20/25, АОХ-8/10, АХ-8, ХАБ-25, АФ-32;
— РРАБ-3 — ЗАБ-1э/2,5т, АО-8М2/8М3/8М4/8М6/10/20/25, АОХ-8/10, АХ-8, ХАБ-25, АФ-32;

Источники инфы:
http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=4799.0
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://poiskvolgograd.ru/forums/index.php?/topic/162-162/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 71 | 0,440 сек. | 12.73 МБ