РС-20 «Воевода» SS-18 «Satan»

Р-36М — двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета. Оснащалась моноблочной ГЧ и РГЧ ИН с 10 боевыми блоками. Разработана в КБ "Южное" под управлением Миши Янгеля и Владимира Уткина. Проектирование начато 2 сентября 1969 года. ЛКИ проводились с 1972 года по октябрь 1975 года. Тесты ГЧ в составе комплекса проводились до 29 ноября 1979 года. Комплекс поставлен на боевое дежурство 25 декабря 1974 года. Принят на вооружение 30 декабря 1975 года.1-ая ступень вооружена маршевым движком РД-264, состоящим из четырёх однокамерных движков РД-263. Движок сотворен в КБ Энергомаш под управлением Валентина Глушко. 2-ая ступень вооружена маршевым движком РД-0228, разработанным в КБ хим автоматики под управлением Александра Конопатова. Составляющие горючего — НДМГ и азотный тетра-оксид. ШПУ ОС доработана в КБСМ под управлением Владимира Степанова. Метод старта — минометный. Система управления — автономная, инерциальная. Спроектирована в НИИ-692 под управлением Владимира Сергеева. Комплекс средств преодоления ПРО разработан в ЦНИРТИ. Боевая ступень вооружена твердотопливной двигательной установкой. Унифицированный КП разработан в ЦКБ ТМ под управлением Николая Кривошеина и Бориса Аксютина.
Серийное создание ракет развернуто на Южном машиностроительном заводе в 1974 году.

2 сентября 1969 года вышло постановление правительства о разработке ракетных комплексов Р-36М, МР-УР-100 и УР-100Н, оснащённых РГЧ ИН, достоинства которых объясняются, приемущественно, тем, что позволяет лучшим образом распределить имеющиеся боевые блоки по объектам поражения , повышая способности и обеспечивая упругость планирования ракетно-ядерных ударов.

Разработка Р-36М и МР-УР-100 начата в КБ "Южное" под управлением Миши Янгеля, который предложил использовать минометный старт, "апробированный" на ракете РТ-20П. Концепция тяжеленной ракеты прохладного (минометного) старта была разработана Мишей Янгелем в 1969 году. Минометный старт позволял сделать лучше энерго способности ракет без роста стартовой массы. Главный конструктор ЦКБ-34 Евгений Рудяк не согласился с этой концепцией, считая неосуществимой разработку системы минометного пуска для ракеты весом более двухсотен тонн. После ухода Рудяка в декабре 1970 года Конструкторское бюро специального машиностроения (бывшее КБ-1 Ленинградского ЦКБ-34) возглавил Владимир Степанов, который положительно отнесся к идее "прохладного" пуска томных ракет при помощи порохового аккума давления.

Главной оказалась неувязка амортизации ракеты в шахте. Ранее амортизаторами служили большие железные пружины, но вес Р-36М не позволял их применить. Было решено использовать в качестве амортизаторов сжатый газ. Газ мог удержать и больший вес, но встала неувязка: как удержать сам газ высочайшего давления в протяжении всего срока службы ракеты ? Коллективу КБ Спецмаш удалось решить эту делему и доработать шахты Р-36 под новые более томные ракеты. К выпуску уникальных амортизаторов приступил Волгоградский завод "Баррикады".

Наряду с КБСМ Степанова доработкой ШПУ для ракеты занималось Столичное КБТМ под управлением Всеволода Соловьева. Для амортизации ракеты, находящейся в транспортно-пусковом контейнере, КБТМ была предложена принципно новенькая малогабаритная маятниковая система подвески ракеты в шахте. Эскизный проект был разработан в 1970 году, в мае этого же года прошла удачная защита проекта в Минобщемаше.
В окончательном варианте принята доработанная шахтная пусковая установка Владимира Степанова.
В декабре 1969 года был разработан проект ракеты Р-36М с 4-мя видами боевого оснащения — моноблочная легкая ГЧ, моноблочная томная ГЧ, разделяющаяся ГЧ и маневрирующая ГЧ.

В марте 1970 года разработан проект ракеты с одновременным увеличением защищенности ШПУ.

В августе 1970 Совет обороны СССР одобрил предложение КБ "Южное" о модернизации Р-36 и разработке ракетного комплекса Р-36М с ШПУ завышенной защищенности.

На заводе-изготовителе ракеты располагались в транспортно-пусковом контейнере, на котором было расположено и всё нужное для запуска оборудование, после этого на заводском контрольно-испытательном щите проводились все нужные проверки. При подмене отслуживших собственный срок Р-36 новыми
Р-36М в шахту вставлялся железный силовой стакан с системой амортизации и оборудованием ПУ, а вся укрупненная сборка на полигоне, упрощённо, сводилась только к трем (так как пусковая установка состояла из 3-х частей) дополнительным сварным швам на нулевой отметке стартовой площадки. При всем этом выбрасывались из конструкции пусковой установки оказавшиеся ненадобными при минометном старте газоотводящие каналы и решетки. В итоге защищённость шахты приметно возросла. Эффективность избранных технических решений была доказана испытаниями на ядерном полигоне в Семипалатинске.

Ракета Р-36М вооружена маршевым движком первой ступени, разработанным в КБ Энергомаш под управлением Валентина Глушко.

"Проектировщики скомпоновали первую ступень ракеты Р-36М в составе 6 однокамерных движков, а вторую ступень — из 1-го однокамерного мотора, очень унифицированного с движком первой ступени — отличия были исключительно в высотном сопле камеры. Все как и до этого, но… Но к разработке мотора для Р-36М Янгель решил привлечь КБХА Конопатова… Новые конструкторские решения, современные технологии, улучшенная методика доводки ЖРД, модернизированные стенды и освеженное технологическое оборудование — все это мог КБ Энергомаш положить на чашу весов, предлагая свое роль в разработке комплексов Р-36М и МР-УР-100… Глушко предложил для первой ступени ракеты Р-36М четыре однокамерных мотора, работающих по схеме с дожиганием окислительного генераторного газа, каждый тягой по 100 тс, давление в камере сгорания 200 атм, удельный импульс тяги у земли 293 кгс.с/кг, управление вектором тяги методом отличия мотора. По систематизации КБ Энергомаш движок получил обозначение РД-264 (четыре мотора РД-263 на общей раме… Предложения Глушко были приняты, КБХА была поручена разработка мотора 2-ой ступени для Р-36М". Эскизный проект мотора РД-264 был выполнен в 1969 году.
К конструктивным особенностям мотора РД-264 следует отнести разработку агрегатов наддува баков окислителя и горючего, состоявших из окислительного либо восстановительного низкотемпературных газогенераторов, корректоров расхода и отсечных клапанов. Не считая того, этот движок имел возможность отличия от оси ракеты на 7 градусов для управления вектором тяги.

Сложной была неувязка обеспечения надежного пуска движков первой ступени при минометном старте ракеты. Огневые тесты движков на щите начаты в апреле 1970 года. В 1971 году конструкторская документация передана на Южный машиностроительный завод для подготовки серийного производства. Тесты движков проводились с декабря 1972 года по январь 1973 года.

В процессе летных испытаний ракеты Р-36М выявилась необходимость форсирования мотора первой ступени на 5 процентов. Стендовая отработка форсированного мотора была завершена в сентябре 1973 года, и летные тесты ракеты продолжены.

С апреля по ноябрь 1977 года на щите "Южмаша" была проведена доработка мотора с целью устранения обстоятельств выявленных высокочастотных колебаний при запуске. В декабре 1977 года вышло решение Министерства обороны о доработке движков.

Маршевый движок 2-ой ступени Р-36М разрабатывался в КБ хим автоматики под управлением Александра Конопатова. К разработке ЖРД РД-0228 Конопатов приступил в 1967 году. Разработка была завершена в 1974 году.

После погибели Янгеля в 1971 году основным конструктором КБ "Южное" был назначен Владимир Уткин.

Система управления МБР Р-36М разработана под управлением головного конструктора харьковского НИИ-692 (НПО "Хартрон") Владимира Сергеева. Комплекс средств преодоления ПРО разработан в ЦНИРТИ. Твердотопливные заряды пороховых аккумов давления разработаны в ЛНПО "Альянс" под управлением Бориса Жукова. Унифицированный командный пункт завышенной защищенности шахтного типа разработан в ЦКБ ТМ под управлением Николая Кривошеина и Бориса Аксютина. Сначало был установлен гарантийный срок хранения ракеты 10 лет, потом — 15 лет.

Огромным достижением новых комплексов являлась возможность дистанционного перенацеливания перед запуском ракеты. Для такового стратегического орудия это новаторство имело большущее значение.

В 1970-1971 годах в КБТМ были разработаны проекты 2-ух наземных стартовых комплексов для обеспечения бросковых испыта

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 67 | 0,261 сек. | 12.72 МБ