
Последним поколением десантных вертолетных кораблей-доков (ДВКД), состоящих на вооружении Военно-морского флота США являются суда типа «Сан-Антонио». В текущее время в строю находится 5 кораблей такового типа. Разглядим оснащение, свойства и вооружение этого судна и попробуем сопоставить его с многообещающим ДВКД типа «Мистраль», который планируется принять на вооружение русского флота.
Справедливости ради необходимо отметить, что корабли класса «Сан Антонио» относятся янки к классу «Amphibious transport dock» — десантный транспорт – док, а корабли класса «Мистраль» — к «Amphibious assault ship» — «десантный штурмовой носитель».
Но последний южноамериканский десантный штурмовой носитель – корабль класса «Тарава» был построен в 1980 году, и на службе находится только одно судно этого типа: USS Peleliu (LHA-5). Многообещающих же кораблей этого класса в США пока не делается. Поменять корабли этого типа в США призван проект LHA(R) и 1-ый корабль этой серии должен вступить в строй американских ВМФ в 2013 финансовом году.
Строительство кораблей класса «Сан Антонио» началось исключительно в 2000 году, другими словами к текущему моменту корабль находится в серии 12 лет и создание кораблей этого типа длится. 1-ый корабль серии «Сан Антонио» был заложен в декабре 2000 года, спущен на воду в июле 2003 года и введен в строй в январе 2006. Интересно, что это был 1-ый большой южноамериканский военный корабль, вполне использованный с применением метрических единиц. Конкретно в этом проекте было решено отрешиться от настолько почетаемых в США футов и дюймов. По сопоставлению с ним ДВКД «Мистраль» смотрятся немножко молодее: 1-ый одноименный корабль этой серии был заложен в июле 2003 года, спущен на воду в октябре 2004 года и введен в строй в феврале 2006 года. Если ассоциировать работу над головным судном серии, то выходит, что французские кораблестроители проявили более высочайшие темпы строительства.
Водоизмещение южноамериканского ДВКД составляет практически 25 тыс. тонн, а у его французского собрата – стандартное водоизмещение составляет 16,5 тыс. тонн, полное – 21 тыс. тонн, а предельное водоизмещение может достигать 32 тыс. тонн. Таким макаром, по объему данные типы кораблей являются примерно похожими.
На южноамериканском транспорте может вместиться либо два деcантных катера на воздушной подушке типа LCAC полным тоннажом в 185 тонн, диной 26,4 и шириной 14,3 метра, либо 14 боевых десантных машин-транспортеров. Кроме экипажа «Сан Антонио» способен перевозить 633 рядовых и 66 офицеров морской пехоты. Французский (а в перспективе и русский) десантный транспорт может брать на борт 450 морских пехотинцев для долговременной транспортировки и 900 человек для перевозки на маленькую дальность. Не считая того в трюмы французского корабля, грузовместимостью 1000 тонн можно расположить уже два десантных катера типа LCAC либо 60 легких бронированных машин и 13 главных боевых танков. Выходит, что французский проект при перевозке на маленькие расстояния может перебросить полк морской пехоты с томным вооружением, а беря во внимание неприхотливость русских морпехов, количество десанта на теоретическом уровне ограничивается только вместимостью корабля. Так что и по вместимости десанта эти корабли являются примерно похожими, а в чем либо французский проект даже и выигрывает.
А вот авиационное вооружение южноамериканского десантного транспорта не смотрится очень впечатляюще. Корабли «Сан Антонио» способны поддерживать операции только 4 средними военно-транспортными вертолетами CH-46 «Sea Knight». Эта машина при экипаже из 4-х человек способна перевезти до 26 десантников. Таким макаром, сразу при помощи винтокрылых машин транспорты типа «Сан Антонио» способны перебросить на сберегал 104 десантника. Заместо вертолетов южноамериканские корабли могут оснащаться 2-мя «Оспреями» V-22. Эти конвертопланы вмещают 24 десантника. Авиагруппа кораблей типа «Мистраль» на службе в русском флоте может насчитывать 32 легких либо 16 томных вертолетов. При группе в 16 вертолетов на корабле может базироваться 8 боевых и 8 транспортных машин. Русский транспортный вертолет морского базирования Ка-29, который уже удачно отработал взлеты и посадки на палубу кораблей этого типа, кроме 2-ух членов экипажа вмещает в себя 16 десантников с личным орудием. Как следует, сразу авиагруппа строящегося русского корабля может перекидывать 128 десантников, что приблизительно на взвод больше чем транспортные возможности авиагруппы южноамериканского корабля. Не следует забывать, что кроме 8 транспортных вертолетов боевые деяния, ведущиеся с «Мистраля» могут поддерживаться еще 8 машинами огневой поддержки, что значительно наращивает потенциал десанта.
Головной корабль южноамериканского проекта обошелся в 1,4 миллиардов. баксов, цена серийных кораблей не разглашается, такая уж южноамериканская военная потаенна. Косвенно оценить цена 1-го корабля можно по финансированию, заложенному Пентагоном на всю серию «Сан Антонио». Всего Министерство обороны США планировало выполнить строительство 12 кораблей этой серии при общей цены проекта в 27 миллиардов. баксов. Таким макаром, издержки на создание 1-го корабля, включая НИОКР и сопутствующие расходы обойдутся южноамериканским налогоплательщикам более чем в 2 миллиардов. баксов каждый. Но после кропотливого пересчитывания средств выяснилось, что южноамериканский бюджет не потянет дюжину кораблей такового типа и было решено ограничиться десятком. Постройка 2-ух кораблей класса «Мистраль» на французских верфях обойдется русской казне в 1,2 миллиардов. евро, другими словами по стоимости, даже наименьшей, чем затраченная янки на постройку головного корабля серии. Отметим, что кроме самого «железа» русским военным мореплавателям будут переданы технологии боевого управления и лицензии на управляющие системы, в том числе на известную «Зенит-9». Не считая того даже по первым двум кораблям серии, строящимся на французских верфях около 40% работ будет выполнено на русских судостроительных предприятиях. Пока открытым остается вопрос и со строительством 2-ух следующих кораблей серии. Русское управление настаивает на их строительстве на русских верфях. Видимо русские власти все-же смогли пользоваться европейским экономическим кризисом и договор вышел прибыльным для обеих сторон. Отметим, что на французской верфи в Сен-Назаре после известия о подписании договора по слухам начались народные гуляния, посвященные радужным перспективам предприятия. На наиблежайшие четыре года на верфи будут заняты около 1000 человек, и неизбалованные капитализмом французы это очень ценят.
Создатель Сергей Серков