В ожидании российского тяжелого ударного беспилотника

В ожидании российского тяжелого ударного беспилотника 

Вооруженные конфликты ближайшего времени наглядно проявили потенциал томных беспилотных летательных аппаратов. Благодаря сравнимо большой взлетной массе такая техника может нести не только лишь разведывательное оборудование, да и определенный диапазон вооружения. Таким макаром, тяжкий БПЛА способен не только лишь создавать обнаружение целей, да и штурмовать их, что уменьшает издержки времени на выполнение боевой задачки, также позволяет не упустить цель. Но в нашей стране тяжкий сектор беспилотных летательных аппаратов в протяжении последних лет не пользуется особенным вниманием конструкторов. Еще в русское время было сотворено несколько конструкций со взлетным весом более одной тонны (Ту-141, Ту-143, Ту-243 и т.д.), но они все предназначались для выполнения разведки и других схожих задач. Создание БПЛА с ударными способностями в нашей стране началось сравнимо поздно, исключительно в конце 90-х годов. Из-за этого до сего времени на вооружении нашей армии нет готовых систем такового класса. За прошедшие годы было сотворено несколько, непременно, увлекательных проектов, но ни какой-то из них пока не дошел до серийного производства.

«Скат»

В 2007 году, на авиасалоне МАКС, компания «МиГ» представила собственный новый проект. Увлекательной особенностью этого проекта являлся тот факт, что до презентации о нем не было практически никакой инфы, но, все же, на салоне в Жуковском сходу был показан натурный макет грядущего беспилотника. Из-за схожей «неожиданности», проект «Скат» сходу заинтересовал и стал предметом массы дискуссий. В целом, такая реакция не была умопомрачительной: «Скат» стал одним из первых узнаваемых российских проектов ударного БПЛА, ну и сравнимо большая взлетная масса приметно выделяла его из общей массы новых российских разработок. Не считая того, «Скат» стал первым представителем собственного класса, дошедшим до стадии сборки макета в истинную величину.

В ожидании российского тяжелого ударного беспилотника 

Внешний облик беспилотника «Скат» напоминал одноименную рыбу: летательный аппарат предлагалось строить по схеме летающее крыло. Не считая того, в виде конструкции наглядно просматривались известные методики понижения радиолокационной заметности. Так, законцовки крыла параллельны его фронтальной кромке и точно также выполнены обводы задней части аппарата. Над средней частью крыла «Скат» имел фюзеляж соответствующей формы, плавненько сопряженный с несущими поверхностями. Вертикальное оперение не предусматривалось. Как видно из фотоматериалов макета «Ската», управление должно было осуществляться с помощью 4 элевонов, расположенных на консолях и на центроплане. При всем этом определенные вопросы сходу вызвала маневренность по рысканью: ввиду отсутствия руля направления и однодвигательной схемы БПЛА добивался как-то решить эту делему. Имеется версия об одиночном отклонении внутренних элевонов для управления по рысканью.

Представленный на выставке МАКС-2007 макет имел последующие габариты: размах крыла в 11,5 метра, длина в 10,25 и стояночная высота в 2,7 м. Относительно массы «Ската» понятно только то, что его наибольший взлетный вес был должен приблизительно приравниваться 10 тоннам. При таких параметрах «Скат» имел хорошие расчетные летные данные. При наибольшей скорости до 800 км/ч он мог бы подниматься на высоту до 12 тыщ метров и преодолевать в полете до 4000 км. Такие летные данные планировалось обеспечить с помощью двухконтурного турбореактивного мотора РД-5000Б с тягой 5040 кгс. Этот ТРД был сотворен на базе мотора РД-93, но вначале оснащается особым плоским соплом, снижающим заметность летательного аппарата в инфракрасном спектре. Воздухозаборник мотора располагался в носовой части фюзеляжа и представлял собой нерегулируемое заборное устройство.

В ожидании российского тяжелого ударного беспилотника

Снутри фюзеляжа соответствующей формы «Скат» имел два грузоотсека размером 4,4х0,75х0,65 метра. При таких габаритах в грузоотсеках можно было подвешивать управляемые ракеты разных типов, также корректируемые бомбы. В ряде источников упоминалось, что бортовое оборудование «Ската» планировалось приспособить только для атаки наземных целей, что уменьшило бы вероятный диапазон управляемого вооружения, сократив его до типов класса «воздух-поверхность». Общая масса боевой нагрузки «Ската» должна была приблизительно приравниваться двум тоннам. Во время презентации на салоне МАКС-2007 рядом со «Скатом» находились ракеты Х-31 и корректируемые бомбы КАБ-500.

Состав бортового оборудования, подразумевавшегося проектом, не оглашался. Исходя из инфы о других проектах такового класса, можно сделать выводы о наличии комплекса навигационного и прицельного оборудования, также некоторых способностей автономных действий. Все же, официальные данные относительно радиоэлектронного оборудования «Ската» за 5 лет так и не поступили.

После первой демонстрации проект «Скат» пару раз упоминался в официальных источниках, но потом его закрыли. В текущее время, как упоминается в неких источниках, выработки компании «МиГ» по проекту «Скат» употребляются компанией «Сухой» при разработке многообещающего ударного беспилотника.

«Прорыв»

Программка «Прорыв» конторы «Яковлев» до сего времени остается одной из самых таинственных в истории современного русского авиастроения. Вся информация о ней ограничивается несколькими абзацами текста и таблицей с примерными чертами. Не совершенно понятны даже примерные сроки начала работ в этом направлении.

Предположительно в конце 90-х годов в ОКБ им. Яковлева начали рассматривать возможность сотворения многоцелевого беспилотного летательного аппарата с широким внедрением наработок по проекту Як-130. Имеются сведения о положительном заключении относительно способности использования на беспилотнике значимой части бортового радиоэлектронного оборудования начального учебного самолета. Предполагалось, что таковой подход может облегчить разработку и создание нового БПЛА, также обеспечить высшую степень унификации беспилотников 1-го семейства. Последняя возможность была особо принципиальной, так как программка «Прорыв» предполагала создание нескольких беспилотных летательных аппаратов различного предназначения – ударного, лазутчика и БПЛА радиолокационного обнаружения.

Посреди двухтысячных годов появились 1-ые подробности относительно вида беспилотников семейства «Прорыв». Так, ударный вариант был должен в некой мере прогуляться на «Скат» конторы «МиГ»: летающее крыло с одним движком и внутренними грузоотсеками для вооружения. В то же время, на одном из имеющихся рисунков «Прорыва-У» (конкретно так обозначен ударный беспилотник) видно треугольное крыло, также приметны два воздухопоглотителя на верхней поверхности крыла. На других изображениях «Прорыв-У», также называемый Як-133БР, имеет обводы корпуса и размещение воздухопоглотителя, подобные «Скату». При взлетном весе около 10 тонн ударный вариант БПЛА «Прорыв» был должен иметь расчетный практический потолок порядка 15-16 км и наивысшую скорость 1050-1100 км/ч. По разным оценкам, нужная нагрузка такового беспилотника должна была составлять две-три тонны. Разумеется, диапазон вооружений был бы таким же, как у «Ската»: управляемые ракеты и бомбы для атаки наземных целей, подходящие по массогабаритным характеристикам.

На изображении трехмерной модели «Прорыва-У», похожей на БПЛА «Скат», также запечатлены два других летательных аппарата – разведывательный «Прорыв-Р» и «Прорыв-РЛД», созданный для радиолокационного обнаружения. Их планеры практически не имеют различий друг от друга. В то же время, разведывательные «Прорывы» существенно отличаются от ударного варианта. Версии «Р» и «РЛД» на изображениях заместо стреловидного крыла среднего удлинения имеют крыло малой стреловидности, огромного удлинения и маленького сужения. Таким макаром, проигрывая ударному беспилотнику в наибольшей скорости, разведывательные аппараты могут иметь более высочайшие свойства взлета и посадки, также долгого полета на огромных высотах. Кроме соответствующего крыла «Прорыв-Р» и «Прорыв-РЛД» обустроены хвостовым оперением уникальной конструкции. От фюзеляжа беспилотников отходят две сравнимо тонкие балки, на которых закреплено две поверхности. Разумеется, размещенные на их рули могут употребляться для управления по тангажу и рысканью. В конце концов, силовая установка обоих разведывательных БПЛА программки «Прорыв» располагается в мотогондоле в задней части фюзеляжа. Самым значимым различием внешнего облика «Прорыва-Р» и «Прорыва-РЛД» является большой обтекатель антенны бортовой РЛС на последнем.

По имеющимся данным, разведывательные беспилотники «Прорыв» должны были иметь взлетный вес порядка 10 тонн, но «Прорыв-Р» был мало легче. Сразу с этим масса мотивированного оборудования была сокращена до 1000-1200 килограмм. По сопоставлению с ударным вариантом поменялись летные свойства. Например, наибольшая скорость разведчиков свалилась до 750 км в час. При всем этом «Прорыв-Р», согласно расчетам, мог подниматься на высоту порядка 20 км и находиться в воздухе более 18-20 часов. «Прорыв-РЛД», в свою очередь, из-за некординально ухудшившейся аэродинамики – на нее воздействовал большой обтекатель антенны РЛС над фюзеляжем – был должен иметь потолок около 14 км и летать в протяжении 16 часов.

К огорчению, на этом завершается вся открытая информация по программке «Прорыв». За пару лет, прошедших после обнародования первых данных, ОКБ им. Яковлева не публиковало новых подробностей. Может быть, проект томного БПЛА «Прорыв» был закрыт ввиду большего приоритета других беспилотных программ.

«Дозор-600»

В ожидании российского тяжелого ударного беспилотника

Проекты «Скат» и «Прорыв» относятся к той категории беспилотников, взлетный вес которой существенно превосходит одну тонну. Все проекты российских конструкторов в этом направлении пока завершаются на стадии проектирования. При всем этом другой проект ударного беспилотника, все таки дошедший до стадии испытаний прототипов, имел еще наименьший вес.
БПЛА «Дозор-600» (разработка конструкторов компании «Транзас»), также узнаваемый под заглавием «Дозор-3», существенно легче «Ската» либо «Прорыва». Его наибольший взлетный вес не превосходит 710-720 килограмм. При всем этом за счет традиционной аэродинамической сборки с всеполноценным фюзеляжем и прямым крылом он имеет приблизительно такие же габариты, как у «Ската»: размах крыла в двенадцать метров и общую длину в семь. В носовой части «Дозора-600» предвидено место для мотивированной аппаратуры, а в средней устанавливается стабилизированная платформа для наблюдательного оборудования. В хвостовой части беспилотника располагается винтомоторная группа. Ее база – поршневой движок Rotax 914, аналогичный устанавливаемым на израильский БПЛА IAI Heron и южноамериканский MQ-1B Predator.

115 лошадиных сил мотора позволяют беспилотнику «Дозор-600» разгоняться до скорости порядка 210-215 км/ч либо совершать долгие полеты с крейсерской скоростью в 120-150 км/ч. При использовании дополнительных топливных баков этот БПЛА способен находиться в воздухе до 24 часов. Таким макаром, практическая дальность полета приближается к отметке 3700 км.

Исходя из черт БПЛА «Дозор-600», можно сделать выводы о его назначении. Сравнимо маленький взлетный вес не позволяет ему перевозить какое-либо суровое вооружение, что ограничивает диапазон решаемых задач только разведкой. Все же, в ряде источников упоминается возможность установки на «Дозор-600» различного вооружения, общая масса которого не превосходит 120-150 килограмм. Из-за этого номенклатура допустимых к применению вооружений ограничена только некими типами управляемых ракет, а именно противотанковых. Броско, что при использовании противотанковых управляемых ракет «Дозор-600» в значимой мере становится схожим на южноамериканский MQ-1B Predator, как по техническим чертам, так и по составу вооружения.
Но пока рано гласить о боевых перспективах беспилотника «Дозор-600». Дело в том, что последние успехи этого проекта относятся к 2010 году. В июле 2009-го начались летные тесты масштабного макета. Незначительно позднее макет беспилотника показали на салоне МАКС-2009. Скоро после того роли в выставке новые сообщения о ходе проекта «Дозор-600» стали появляться все пореже и пореже. В 2010 году полноразмерный макет беспилотника поднялся в воздух. Но уже в октябре такого же года компания-разработчик заявила о прекращении работ по проекту. Это решение было обосновано отсутствием денежной поддержки со стороны возможных заказчиков. Компания «Транзас» не имела способности без помощи других оплатить доводку «Дозора-600» и потому закрыла проект. При всем этом, как утверждалось, большая часть работ по проекту, в том числе и создание бортового радиоэлектронного оборудование, к тому времени уже завершились. Может быть, в предстоящем выработки по «Дозору-600» будут применены в новых проектах.

«Охотник»

Как лицезреем, развитие томных беспилотных летательных аппаратов ударного предназначения в нашей стране переживает не самые наилучшие времена. Все проекты, казавшиеся многообещающими, или совсем закрыты, или их состояние вызывает суровые вопросы. По этой причине огромные надежды связываются с новым проектом компании «Сухой». В неких источниках утверждается, что эти конструкторские работы получили кодовое заглавие «Охотник». Сейчас имеется сильно мало инфы по этому проекту. Может быть, недостаток сведений связан с нахождением проекта в ранешних стадиях.

История проекта конструкторского бюро «Сухой» началась в 2009 году, когда управление Объединенной авиастроительной компании заявило о планах привлечь компании «МиГ» и «Сухой» к разработке совместного проекта томного беспилотника. Надлежащие соглашения меж авиастроительными организациями были подписаны в 2011 и 2012 годах. В апреле прошедшего года министерство обороны утвердило технические требования к многообещающему ударному БПЛА, а летом появились сведения о выборе компании «Сухой» в качестве основного подрядчика по проекту. Тогда же появилась примерная информация о сроках воплощения работ по программке «Охотник». Утверждалось, что 1-ый полет аппарата состоится в 2016 году, а на вооружение он поступит в 2020-м либо позднее.

Так как научно-исследовательские работы по теме «Охотник» начались всего несколько месяцев вспять, технические подробности, также перечень требований военных пока не стали достоянием общественности. Имеются сведения о требовании относительно модульной архитектуры БПЛА, которая дозволит ему в кратчайшее время изменять набор бортового оборудования зависимо от текущей задачки. Не считая того, в неких неофициальных источниках появлялись разноплановые, если не фантастические, версии. Например, высказывались догадки о разработке ударного беспилотника с возможностью выполнения задач, характерных истребителям, при этом типо «Охотник» будет соответствовать шестому поколению этого класса техники. По понятным причинам пока рано гласить о правдивости таких утверждений, ведь еще даже не сформированы общие аспекты истребителя шестого поколения.

***

В целом, томные ударные беспилотники в нашей стране нельзя именовать особо везучим классом техники. Общее число схожих проектов некординально, а до серийного производства и принятия на вооружения пока ни какой-то из них не дошел. Таким макаром, хоть какой схожий проект будет вызывать завышенный энтузиазм и на него, разумеется, будут возлагаться огромные надежды. Забугорные армии уже довольно издавна и удачно употребляют БПЛА, способные нести вооружение, а в нашей стране схожей техники пока нет. В итоге хоть какой проект подобного предназначения может быть «назначен» спасателем русской беспилотной отрасли.

Но к истинному времени активные работы проходят только по одному проекту, который будет воплощен в металле и композитах только через три года, а на вооружение пойдет еще позднее. Ввиду отсутствия других активных работ в этом направлении тема «Охотник» оказывается единственным кандидатом на звание первого российского томного ударного БПЛА. Хотелось бы, чтоб этот проект закончился успешно и в нашей армии в конце концов появилась новенькая техника, эффективность которой была подтверждена забугорными аналогами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,137 сек. | 12.53 МБ