«Это будет максимально бесшумный самолет»

«Это будет максимально бесшумный самолет»
Наша родина приступает к разработке истребителя шестого поколения

«Для сотворения самолета шестого поколения необходимо провести огромное количество базовых исследовательских работ. Уже на 5-ом поколении столько всего нового появилось», – поведал газете Взор прошлый замглавкома ВВС по вооружениям, заслуженный военный летчик Юрий Клишин, комментируя анонсы о разработке российского беспилотного истребителя шестого поколения.

Русские авиаконструкторы уже приступили к разработке беспилотного истребителя шестого поколения, сказал в преддверии авиасалона МАКС-2013 прошлый главнокомандующий Военно-воздушными силами (ВВС) Рф генерал армии Петр Дейнекин.

В Рф на данный момент заканчиваются тесты истребителя 5-ого поколения Т-50. Меж тем ведущие европейские страны, по воззрению аналитиков, создавать 5-ое поколение боевой авиации вообщем не будут, а сходу перейдут к шестому беспилотному.

«Дополнительного исследования просит тема беспилотных летательных аппаратов огромного радиуса деяния, тем паче что шестое поколение боевой авиации, вероятнее всего, будет беспилотным. Естественно, над этой темой у нас интенсивно работают», – произнес в интервью РИА «Новости» Дейнекин.

Он выделил, что нельзя ассоциировать, к примеру, Францию как члена НАТО, которая может истребители 5-ого поколения брать в США, и Россию. «Мы должны заниматься этим принципиальным делом без помощи других, потому прыгать через поколение у нас навряд ли получится», – произнес прошлый главком ВВС РФ.

Газета "Взор" попросила бывшего заместителя главкома ВВС по вооружениям, заслуженного военного летчика Рф Юрия Клишина подробнее поведать об особенностях российского истребителя последнего поколения и о том, как он будет конкурентоспособен по сопоставлению с глобальными моделями.

Юрий Петрович, чем принципно будет отличаться истребитель шестого поколения от 5-ого?

Юрий Клишин: Во-1-х, уровнем искусственного ума. Во-2-х, более высочайшим уровнем роботизации и автоматизации. Также для новых моделей свойственны завышенный уровень надежности работы техники и автономия. К этому добавьте и завышенный уровень всех средств технического зрения, куда входят локация, оптика, инфракрасное излучение, ультрафиолетовое. И, естественно, можно гласить о более высочайшем уровне помехозащищенности. Другими словами конструкторы работают над тем, чтоб какая-либо помеха не выводила самолет из строя, позволяя ему делать боевую задачку.

Поведайте подробнее, как новые истребители будут смотреться снаружи.

Ю. К.: По-разному. И на данный момент можно узреть много самых различных самолетов 5-ого поколения. Одни из их более неприметны для локации, другие наименее, они делают ставку на высокоточное орудие и т. д. Естественно, это будет очень бесшумный самолет. И в нем будет разумное сочетание цены, эффективности и доступности. Так как если сделать его «одноразовым», то таковой проект, наверняка, ни один бюджет не потянет. Словом, зависимо от тех задач, которые будут стоять, самолеты будут иметь и разную конфигурацию, и различные размеры. Если это будет ударный самолет, то у него массогабаритные свойства будут выше, чем, допустим, если это чисто разведывательный вариант.

Временами возникает информация, что разработчики истребителя 5-ого поколения сталкиваются с различными неуввязками, на устранение которых уходит много времени. Кто-то гласит, что к разработке истребителя шестого поколения приступили на данный момент конкретно так как, когда 5-ый поступит на вооружение, он уже устареет?

Ю. К.: При разработке хоть какой авиационной техники есть задачи. Возьмите полностью хоть какой самолет. Например, А380 задержали на 18 месяцев с излишним. А когда создавался Ту-144, тогда вообщем новые технологии были использованы, разработчики тоже столкнулись с очень большенными неуввязками. Но все стоящие задачки выполнили. И позже эти выработки отыскали воплощение даже не только лишь в штатской авиации, да и в военной – в самолете Ту-160.

Дело не в том, устареет истребитель 5-ого поколения либо не устареет. Должен быть переходный период от пилотируемого аппарата к беспилотному. Да, на данный момент моральное старение происходит резвее. Потому необходимо создавать технику, которая не имеет огромных сроков службы календарных, но обладает огромным ресурсом. У нас ранее был подход на 20, на 30 лет службы самолета. Су-27, к примеру, уже 30 лет в строю. Так уже не получится.

Быстрее нужно гласить о концепции учебно-тренировочных самолетов, у каких большой ресурс и малый срок службы. Он должен отлетать в три смены, выработать собственный выходной ресурс, а позже его должны выкинуть и взять новый. Но гласить об устаревании нельзя. Пилотируемые аппараты сами по для себя не устареют, они еще длительно будут применяться, потому что это надежная, действенная и многоразовая техника.

Если ассоциировать новый истребитель с глобальными аналогами, как российский вариант конкурентоспособен?

Ю. К.: По всем характеристикам конкурентоспособен. Если ранее мы еще как-то отставали по уровню развития БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование – прим. Взор), то на данный момент уже сравнялись. Тут очень тяжело уйти вперед, даже этим же янки либо кому-то еще. При всем этом у нас есть разработки, которые по неким характеристикам превосходят уровень других государств.

То, что истребители новых поколений желают делать беспилотными, – это современная общемировая тенденция? Как вы думаете, беспилотников с течением времени станет больше, чем пилотируемых моделей?

Ю. К.: Все будет зависеть от доктрины и концепции развития вооруженных сил. Если там заложено, что ставка делается на роботизацию, тогда беспилотники будут превалировать. Все находится в зависимости от политиков всех государств мира. Но, вправду, по всему земному шару ширится движение против роли человека в боевых действиях. Вспомните массовые выступления против войны во Вьетнаме, наш опыт войны в Афганистане, откуда мы повсевременно привозили груз-200… Людская жизнь становится все дороже. К тому же на подготовку классного летчика необходимо сильно много средств.

Как беспилотный истребитель будет интегрирован в существующую систему управления в русской армии? Ожидаются ли с этим трудности?

Ю. К.: Возьмем для примера ракеты систем ПВО С-300 либо С-400. Уровень интеграции там такой, что отдал им четкое целеуказание, они вылетели, поразили цели, вопрос закрыли. Если мы научились интегрировать в систему управления ракеты, почему задачи должны быть с беспилотниками? Думаю, этот шаг мы пройдем стремительно. На данный момент есть сильно много наработок, которые параллельно есть и для ударной авиации, и для армейской, и для беспилотья.

Для каких конкретно целей разрабатывается истребитель шестого поколения?

Ю. К.: Это функциональный самолет для поражения разных целей: и наземных, и морских, и воздушных, и подвижных и т. д.


А какие технологии малозаметности в нем будут использованы?

Ю. К.: Здесь есть целый диапазон технологий, любая имеет свои плюсы и минусы, от различных вариантов покрытий разными материалами до разной конфигурации.

Но мы с вами помним и опыт боевых действий в Югославии, когда нашим зенитно-ракетным комплексом был сбит хваленый южноамериканский F-117. Другими словами есть технологии, дозволяющие найти эти «незаметные объекты». Много на данный момент таких вариантов, и каждый конструктор выбирает то, что подходит для воплощения его плана.

Ведущие европейские страны желают перескочить один шаг и заместо сотворения истребителей 5-ого поколения планируют перейти сходу к шестому, беспилотному. Что вы думаете об этом?

Ю. К.: Здесь фаворитом является Франция – она 1-ая заявила об этом. Но я считаю, что для сотворения самолета шестого поколения необходимо провести огромное количество глубочайших базовых исследовательских работ. Уже на 5-ом поколении столько всего нового появилось – тот же искусственный ум, которым нужно еще научиться верно воспользоваться. Потому я думаю, что этим странам еще не хватает готовности для того, чтоб найти, что все-таки представляет собой шестое поколение.



Денис Нижегородцев

Права на данный материал принадлежат Деловая газета "Взор".

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,117 сек. | 12.42 МБ