Самоходки на колёсах

1-ые пробы увеличения оперативной мобильности артиллерии за счёт установки орудий различного калибра на гусеничные либо колёсные шасси предпринимались уже сначала XX века. При всем этом существовал определённый наклон в сторону последних, что было не случаем.

Гусеничные шасси тракторов, а потом и танков оказывались не только лишь еще труднее на техническом уровне, да и существенно дороже. Стратегия же боевого внедрения танковых частей в 1920 — 1930е годы ещё не была отработана. Роль и место самоходной артиллерии чётко не просматривались, ну и самой самоходной артиллерии как такой не было. Потому разработчики не лицезрели существенных преимуществ гусеничных шасси перед колёсными. Тем паче что автопромышленность в тот период развивалось быстро. Новый толчок к созданию САУ на колёсных шасси отдало возникновение автомобилей завышенной проходимости. Более успешной конструкцией такового рода следует признать французскую САУ на шасси грузовика-вездехода Laffly, вооружённую 47мм противотанковой пушкой.

Начало 2-ой мировой войны положило конец конкуренции меж гусеничными и колёсными самоходками. Нрав ведения боевых действий совершенно точно добивался присутствия на поле боя САУ, сделанных на танковых шасси. Только так обеспечивалось тесное их взаимодействие с танками. Колёсные САУ не имели для этого ни достаточной проходимости, ни броневой защиты требуемого уровня. Самоходки же, сделанные на шасси полугусеничных бронетранспортёров, можно рассматривать только как вспомогательную систему вооружения с ограниченными способностями. Действовали они в главном в боевых порядках мотопехотных подразделений, оснащённых полугусеничными бронетранспортёрами. К концу войны концепия самоходноартиллерийской установки на танковом шасси одолела совсем. Но, как скоро выяснилось, не навечно.

В 1-ые послевоенные десятилетия из арсеналов ведущих военных держав мира пропали противотанковые САУ. Борьбу с танками противника вполне возложили на танки и противотанковые ракетные комплексы. Причём последние можно было монтировать на чём угодно — от вертолётов до джипов. Необходимость сопровождения танков в бою самоходками отпала, а в итоге снизились и требования к уровню бронезащиты последних. К началу 1970х годов в различных странах на вооружение стали поступать легкобронированные самоходки, сделанные или на шасси гусеничных бронетранспортёров, или на особых шасси. Причём речь шла только о самоходных гаубицах калибра от 105 до 203 мм. С уменьшением боевой массы этих САУ вновь появился соблазн использования колёсных шасси, тем паче, что к тому времени уже имелось много образцов авто техники, по проходимости не уступавших гусеничным машинам. Пионером же в разработке колёсных САУ последнего поколения стала Чехословакия.

Необходимо подчеркнуть, что армии государств участниц Варшавского Контракта в главном были обустроены вооружением и боевой техникой русского производства. Совместно тем странам, располагавшим соответственной оборонной индустрией, не возбранялось разрабатывать собственные эталоны как для собственных нужд, так и для других союзных стран. Единственным требованием была только унификация боеприпасов.

152 mm ShKH vz.77 (152 mm samohydna kanonova houfnice vz. 77 — 1 52MM самоходная пушка-гаубица эталона 1977 года)

Посреди 1970х годов в конструкторском бюро машиностроительного предприятия в словацком городке Дубница-над-Вагом разработали новейшую артсистему, принятую на вооружение Чехословацкой армии под обозначением 152 mm ShKH vz.77 (152 mm samohydna kanonova houfnice vz. 77 — 1 52MM самоходная пушка-гаубица эталона 1977 года). Но огромную известность эта самоходка, запущенная в серию в 1979 году, заполучила под именованием своим — «Дана».
В качестве базы для размещения вооружения в этой САУ применено вэдовое шасси Tatra 815, серьёзно модернизированное для этой цели. Шасси имеет колёсную формулу 8×8, с 2-мя фронтальными управляемыми парами колёс. Подвеска — независящая пружинная. Колёса обустроены системой регулирования давления воздуха в шинах. В фронтальной части шасси находится низкопрофильная бронированная кабина. В ней размещены рабочие места водителя и командира. В кормовой части шасси размещён 12цилиндровый V-образный многотопливный дизель Tatra 293034 мощностью 345 л.с.

в 1979 году, заполучила под именованием своим — «Дана»

Вооружение — 152мм пушка-гаубица — установлено во вращающейся башне состоящей из 2-ух бронированных полубашен, герметичных и изолированных друг от друга. В левой находятся рабочие места наводчика и заряжающего, расположенные тандемом, за ними — механизированная укладка зарядов. В правой — рабочее место второго заряжающего, а перед ним — механизированная укладка снарядов. На турели посадочного лючка второго заряжающего установлен 12,7мм зенитный пулемёт ДШКМ. Лафет пушки-гаубицы смонтирован открыто меж полубашнями. Над стволом орудия размещён механизм досылания.

Схожая установка пушки-гаубицы исключает воздействие пороховых газов на расчёт при ведении насыщенной стрельбы. А конкретно такая стрельба обеспечивается в автоматическом режиме, когда снаряды и заряды при помощи особых устройств подаются на линию досылания. Стреляные гильзы удаляются особым транспортёром. В автоматическом режиме «Дана» способна произвести 30 выстрелов за 7 минут, а в течение часа — 90 выстрелов. При ручном заряжании скорострельность составляет 2 выстр./мин. Возимый боекомплект — 60 выстрелов. Для стрельбы употребляются осколочно-фугасные гранаты от русской пушкиг-гаубицы Д20, в том числе и чехословацкого производства. Наибольший угол возвышения ствола орудия составляет +70°, склонения 4°. Невзирая на то что установка в боевом положении вывешивается при помощи трёх гидравлических опор, вести огнь можно исключительно в секторе 225°. Наибольшая дальность стрельбы осколочнофугасной гранатой массой 43,5 кг составляет 18,7 км. Установка может быть развёрнута на огневой позиции в течение 2 мин, а покинуть её — спустя минутку после окончания стрельбы.

Движок позволяет машине с боевой массой 29,25 т развивать скорость по шоссе 80 км/ч. Припас хода — 800 км.

Сначала 1980х годов САУ «Дана» поступили на вооружение в Чехословакию, Польшу и ГДР. Чехословацкое военное управление предложило «Дану» и Русскому Союзу, но это особенного интереса не вызвало. Исходя из убеждений огневых способностей «Дана» была схожа (кроме скорострельности) русской самоходной гаубице 2СЗ «Акация», которая уже состояла на вооружении Русской Армии. Правда, благодаря применению колёсного шасси «Дана» обладала более высочайшей подвижностью на дорогах, но на бездорожье она проигрывала по проходимости гусеничной «Акации». Это событие, может быть, не имело существенного значения в критериях разветвлённой европейской дорожной сети, но для местности СССР было очевидным минусом. Очень серьёзным недочетом «Даны» числилось и отсутствие способности заряжания с грунта.

В общем, было разумеется, что принимать на вооружение ещё одну артиллерийскую систему, не имевшую тривиальных преимуществ перед российскей, не имеет смысла. Такое мировоззрение в конечном итоге и утвердилось в основном ракетно-артиллерийском управлении и 3м ЦНИИ МО СССР — организациях, которым было доверено проработать вопрос необходимости закупок «Даны». Все же в 1979 году на Ржевском артиллерийском полигоне испытали два эталона «Даны», которые, как и ожидалось, проявили отсутствие преимуществ перед российским аналогом. В 1983 году в Генеральный штаб было ориентировано письмо из ГРАУ МО СССР о нецелесообразности поставок в Русский Альянс САУ «Дана». Но в том же году командование всё-таки решило принять некое количество чехословацких самоходок в опытную войсковую эксплуатацию в СССР. Для этого в ЧССР закупили 6 (по другим данным, 18 — один дивизион) самоходных орудий. Они эксплуатировались в СССР около года, после этого были возвращены в Чехословакию. В 1985 году министру обороны СССР С.Л. Соколову был ориентирован доклад по результатам опытнейшей эксплуатации «Даны». Невзирая на возражения и сомнения большинства наших артиллеристов, Совмин СССР издал 25 октября 1986 года распоряжение «О закупке в ЧССР в 1987 — 1989 годах 152мм самоходных пушек-гаубиц «Дана». Может быть, этим заказом русское управление желало поддержать союзного производителя.

Чехословацкими САУ планировалось вооружить 211ю артбригаду, входившую в состав Центральной группы войск, дислоцировавшейся в ЧССР. Тем облегчалось решение вопросов материально-технического обеспечения. В 1988 году «даны» стали поступать в войска. До момента перевооружения 211я бригада состояла из четырёх дивизионов, оснащённых буксир

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 72 | 0,324 сек. | 12.46 МБ