Самоходное противотанковое орудие Sd.Kfz.164 «Насхорн»

Самоходка разработана на базе танка T-IV в 1942 году. В конструкции обширно применены узлы танка Т-III. Для самоходной установки шасси танка перекомпоновали: сзади размещено боевое отделение, в центре корпуса – силовая установка, в фронтальной части – ведущие колеса, коробка и отделение управления. Боевое отделение – открытая сверху бронированная рубка, в какой на станке смонтирована 88- миллиметровая автоматическая противотанковая пушка длиной 71 калибр. Орудие стреляло со скоростью до 10 выстрелов за минуту.

Для ведения огня могли употребляться фугасные снаряды массой 9,14 кг, (при всем этом дальность стрельбы составляла 15,3 тыс. метров), бронебойные трассирующие, подкалиберные и кумулятивные снаряды. Бронебойно-трассирующий снаряд с расстояния 1000 метров под углом 30 градусов к нормали способен пробить 165-миллиметровую броню, а подкалиберный броню шириной 193 мм. В связи с этим установка "Насхорн" была очень небезопасной для всех танков противника в случае боев на огромных расстояниях. При всем этом в ближнем бою самоходка теряла достоинства — сказывалось недостающее бронирование. Серийное создание самоходной установки "Насхорн" началось в феврале 1943 г. и длилось до конца войны. Было произведено около 500 самоходок. Данные самоходки входили в состав томных истребительно-противотанковых частей.

Самоходное противотанковое орудие Sd.Kfz.164 "Насхорн"

После вторжения на советскую местность и столкновения германских танковых частей с русскими танками KB и Т-34 даже самые оптимистично настроенные германские руководители сообразили, что мат. часть непобедимых ранее "Панцерваффе" в значимой степени уступает новым танкам русского производства. Иногда грубо сработанная, но имеющая лучшую бронезашиту и массивное вооружение, снаряженная дизельным движком В-2, русская бронетехника в 1941 г. "царила" на полях схваток. Когда рассеялись последние надежды на блицкриг, германским инженерам пришлось взяться за работу, чтоб довести до серийного производства бывалые машины.

Разработка новых средних и томных германских танков задерживалась. Не считая того, требовалось запустить в серийное создание совсем уникальные конструкции. Было разумеется, что танки "Пантера" и "Тигр" еще не скоро станут вправду массовыми в войсках. Навязывалось последующее тех. решение – использовать обширно всераспространенные в армии гусеничные базы танков для установки на их массивных артиллерийских систем, способных решать разные тактические задачки. Таким макаром, войска получили целое семейство различных самоходных артиллерийских установок, которые относились к "классу полевых систем на подвижном лафете". Такая техника характеризовалась размещением в полуоткрытой рубке орудий. Броня рубки защищала расчет самоходки только от осколков и пуль. По таковой схеме скомпоновали и выстроили противотанковую артиллерийскую установку, получившую потом обозначение Sd.Kfz.164.

Унифицированный самоходный лафет (гусеничная база) новейшей самоходной артиллерийской установки был разработан в 1942 году компанией "Дойче Айэенверке". В базе обширно использовались стандартные узлы ходовых частей танков PzKpfw III и IV, получивших в войсках обширное распространение. Данное шасси, названое "Geschutzwagen III/IV", разрабатывалось в качестве многоцелевой базы для целого семейства самоходных установок: зенитных, противотанковых, артиллерийских установок огневой поддержки и др. Особенностью данной конструкции было размещение в фронтальной части корпуса коробки и мотора около ведущего колеса. Боевое отделение было смещено к корме и было просторным. Это позволяло установить в рубке артиллерийскую систему огромного калибра, включая сильную противотанковую пушку. Да и противотанковую пушку для САУ пришлось проектировать по новейшей.

1-ые идеи сотворения самоходного "гусеничного носителя" для Рак43 были высказаны еще 28.04. 1942 на совещании в управлении вооружений. Так как разработка стопроцентно уникальной конструкции заняла бы много времени, во время обсуждения выдвинули идею о способности разработки некоего промежного эталона с внедрением агрегатов серийно выпускающихся машин,
который запустить в создание можно было бы сначала 1943 г. Договор на проектирование заключили с компанией "Алкетт-Борзингвальде". В свою очередь компания воспользовала разработки "Дойче Айзенверке" по созданию унифицированного самоходного лафета из узлов ходовых частей PzKpfw III и IV. Демонстрация опытнейшего эталона была запланирована на 20.10.1942.

Самоходное противотанковое орудие Sd.Kfz.164 "Насхорн"
Колонна германской бронетехники продвигается по просеке севернее Лепеля, чтоб оказать поддержку германским частям в борьбе с партизанами. За ЗСУ на базе тягача движется САУ «Носорог» (Nashorn). За ним видны два трофейных легких танка Т-26. Фото изготовлена в конце апреля — начале мая 1944 года

02 октября 1942 г. на совещании с ролью рейхсминистра вооружений Шпеера и Гитлера разглядели готовый проект шасси от компании "Алкетт-Борзингвальде". Данное шасси в германских документах получило обычно длинноватое заглавие "Zwischenloesung Selbstfahr-lafette". Вдохновившись резвым темпом проектирования конструкции, Фюрер начал строить планы о том, что к 12.05.1943 индустрия сумеет каждый месяц создавать 100 самоходок.

Компанией "Алкетт-Борзингвальде" по просьбе управления вооружений был разработан корпус, имеющий такую же ширину, что у танка PzKpfw III. Составляющие и агрегаты новейшей самоходной артиллерийской установки, включая ведущие колеса, дифференциалы и коробку, были взяты от PzKpfw III. Движок с охлаждающей системой, радиаторы, глушитель – от среднего PzKpfw IV модификации F. Поддерживающие и опорные катки, траки гусениц ленивцы, также были взяты у "четверки". Движок "Майбах" HL120TRM (12-цилиндровый, объем 11867 см3, V-образный, разрушение цилиндров 60 градусов, четырехтактный, карбюраторный, мощность при 3 тыс. об./мин 300 л.с.) устанавливался в центральной части корпуса. "Настил" над движком очень усилили для размещения артсистемы около центра масс самоходки.

Но из-за нового мотивированного предназначения проектируемой самоходки некие агрегаты пришлось проектировать поновой. Конструктивные отличия описывались в руководстве по эксплуатации самоходной артиллерийской установки.

Воздуховод ("Kuehllufifuehrung"): для остывания мотора воздух забирается через заборное окно, выполненное в левом борту и, минуя расположенный под наклоном с левой стороны мотора радиатор и фактически движок, выводится через выполненное в правом борту отверстие. Подачу воздуха производят два вентилятора, находящиеся с правой стороны от мотора. Механик-водитель САУ производил регулировку отверстия воздухопритока.

Инерционный стартер ("Schwung-kraftanlasser") установленный слева от мотора связывался с валом через установленное на задней стене противопожарной перегородки устройство ("Аndrehklaue"). Инерционный стартер предназначался для пуска мотора САУ в аварийных ситуациях. Инерционный стартер приводился в действие за счет мышечной силы экипажа средством размешенного в боевом отделении кикстартера.

Горючее (бензин топливо-этилированный, октановое числом более 74) находилось в 2-ух баках общей емкостью 600 л.. Баки размещались под дном боевого отделения, а заливочные горловины баков выходили вовнутрь таким макаром, что дозаправка могла осуществляться даже под огнем. Не считая того, на днище корпуса были выполнены особые сливные отверстия, через которые из корпуса самоходки "выводилось" разлитое в случае трагедии горючее. Подобные устройства запирались только при форсировании самоходными артиллерийскими установками аква препядствий вброд.

Охлаждающее устройство водонагревателя "Fuchs" ("Kuehlwas-serheizegerat Fauart Fuehs") устанавливалось по левому борту корпуса САУ.

Необычным было бронирование орудийного щита и рубки. Толщина бронелистов в корме и бортах составляла 10 мм, что давало экипажу самоходки защиту от маленьких осколков и не бронебойных пуль. Вначале листы рубки в корме и по бортам должны были изготавливаться из 20-миллиметровой, а в лобовой части из 50-миллиметровой стали "SM-Stahl". Но для экономии массы 30-миллиметровые закаленные бронелисты использовали исключительно в лобовой части корпуса самоходки.

В рубке САУ с верхней частью лафета монтировалась 88-милл
иметровая артиллерийская система "Раnzerjaegerkanone" 43/1 длина ствола которой составляла 71 калибр (88 см Рак43/1 — L/71). Конструктивно данная артсистема была схожа буксируемой 88-миллиметровой ПТП Рак43/41. Но орудийный щит имел скругленную форму, что обеспечивало поворот системы снутри рубки. Рекуператор был установлен над стволом, а накатник – ниже. По краям пушки были размещены контрбалансировочные цилиндры. Сектор наведения в вертикальной плоскости – от -5 до +20 градусов. Угол наведения в горизонтальной плоскости составлял 30 градусов (в каждую сторону 15 градусов).

В 1944-1945 гг. на данные самоходные противотанковые орудия устанавливались 88-миллиметровые стволы от ПТП Рак43 на крестообразном лафете производства компании "Весерхутте". Но схожих образцов было сделано относительно мало – 100 шт.

Штатный боекомплект 88- миллиметровых противотанковых пушек Рак 43/1 и Рак 43:
— Pz.Gr.Patr39/1 — бронебойно-трассирующий снаряд;
— Pz.Gr.Patr.39/43 — бронебойно-трассирующий снаряд;
— Spr.Gr. Flak 41 – осколочная лимонка (старенького эталона);
— Spr.Gr.Patr.43 – осколочная лимонка;
— Gr.39 HL – кумулятивный снаряд;
— Gr.39/43 HL – кумулятивный снаряд.

Таким макаром, за маленький срок с широким применением серийных танковых агрегатов сделали истребитель танков, в первый раз для германского танкостроения (вкупе с "Фердинандом") снаряженный длинноствольной (в 71 калибр) 88-миллиметровой артсистемой. Данная машина могла с расстояния более 2,5 тыс. м поражать все томные и средние англо-американские и русские танки, но из-за легкобронированной и открытой рубки она была уязвима во время близкого боя, ну и на средней дистанции российские KB и "тридцатьчетверки" оставляли этой конструкции сильно мало шансов на выживание. Такое самоходное орудие было некоторым "эрзацем", который способен удачно действовать только из засадных очень удаленных позиций. Как выяснилось позже, по-настоящему действенный истребитель танков обязан иметь массивное вооружение, быть отлично бронированным и иметь маленький силуэт, который затрудняет поражение схожей машины. Это самоходное орудие последними 2-мя плюсами не обладало.

Производственный план на 4-ый денежный год утвердили 4 мая 1944 г. Компания "Алкетт" согласно этому документу стопроцентно освобождалась от сборки САУ Sd.Kfz.164. Таким макаром, головным подрядчиком производству данных самоходок становилась компания "Штальиндустри". Предприятия этой компании должны были в 1944 году сдать 100 машин: в апреле – 30, в мае – 30 и в июне последние 40.

Данная программка 14 июня 1944 г. была подкорректирована: в апреле 1944 г. – 14 САУ Sd.Kfz.l64, в мае – 24, в июне – 5, в июле – 30, в августе – 30 и в сентябре – 29. Всего должно было быть сделано 130 машин.

Самоходное противотанковое орудие Sd.Kfz.164 "Насхорн"
88-мм томная противотанковая САУ «Хорниссе» (Шершень) с своим именованием «Пума» (Puma). Принадлежит 519-му танкоистребительному дивизиону. Белоруссия, район Витебска

Стоит отметить, что наряду с созданием разворачивалась эпопея по переименованию этой САУ, перевоплощения Sd.Kfz.164 из "Хорниссе" ("Шершня") в "Насхорн" ("Носорог").

В первый раз мысль переименовать Sd.Kfz.l64 Гитлера посетила 29 ноября 1943 г. Новое заглавие самоходки 1 февраля 1944 г. уже упоминается в документах ОКВ (головного командования вермахта), а 27 февраля — в приказах ОКХ (главкома сухопутных войск).

Но в официальной переписке датированной летом 1944 г. еще находится старенькое заглавие – "Хорниссе" ("Шершень") и только начиная с сентября 1944 г. новое – очень конкретизированное – обозначение "Насхорн" было внедрено в документооборот.

Мотивация подобного переименования остается непонятной. Возможно, "Носорог" в германском языке звучит более грозно, чем "Шершень"; возможно, весь "подкласс" новых типов САУ (танкоистребительные самоходки) и танков педантичные немцы желали идентифицировать с млекопитающими (хотя и в данном случае есть исключения – танки-истребители Pz IV/70 наименования так и не получили). Может быть, есть и 3-ий вариант: самоходные артиллерийские установки "Хорниссе" должны были оснащаться пушкой Рак43 калибра 88 мм, но на практик
е этого так и не вышло. Но в любом случае, "реинкарнация" закончилась и в сентябре 1944 г. в вермахте появилась "новая-старая" САУ – Sd.Kfz.164 "Насхорн" ("Носорог").

Серийный выпуск самоходных орудий данного типа затягивалось (всего планировалось выпустить 500 самоходок "Хорниссе" и "Насхорн"). Но так как англо-американская авиация, следуя принципам генерала Дуэ – теоретика воздушных ударов, продолжала методично разрушать оружейные фабрики Германии согласно очередной программке выпуска бронетехники, от 30.01.1945 заводам компании "Штальиндустри" предписывалось в январе 1945 г. сдать 9 машин, а в феврале – две последних.

14 марта 1945 г. на совещании у генерал-инспектора танковых войск обсуждали производственные вопросы, посреди которых вопрос о сложностях начала серийного производства новых 88-миллиметровых САУ "Waffentraeger" и 150-миллиметровых САУ артиллерийской поддержки "Хуммель" ("Шмель"), однотипных с "Насхорном" по гусеничной базе.

На этом совещании документально зафиксировали прекращение производства "Насхорнов". Не считая того, немецкая индустрия пробовала начать крупносерийное создание его "преемника" Sd.Kfz.164 – гусеничного транспортера "Waffentraeger" снаряженного 88- миллиметровой артиллерийской системой Рак43.

560-й тяжкий дивизион истребителей танков, учавствовал в составе 40 второго армейского корпуса в операции "Оплот" и не растерял невозвратно ни одной САУ. Батареи дивизиона поддерживали 282-й, 161-й и 39-й пехотных дивизий Вермахта. Но уже в августе 560-й отдельный дивизион растерял 14 машин, из которых несколько самоходок досталось русским войскам в качестве трофеев. На восполнение утрат 3 сентября прибыло 5 машин, 31 октября — 5 и столько же 28 ноября. Последнее пополнение вещественной части — четыре САУ – состоялось 03.02.1944.

По данным штаба 560-го дивизиона к концу 1943 г. экипажи самоходок за время боевой действий убили 251 танк.

4 февраля 1944 г. дивизион получил приказ в кротчайшие сроки отступить в тыл, откуда его должны были перебросить в Милау для перевооружения новыми самоходками "Ягдпантера". Согласно рапорта от 01.03. 1944 боевые утраты части за время деяния в составе 50 седьмого танкового корпуса составили 16 САУ "Хорниссе". 560-й дивизион в конце апреля стопроцентно перевооружили истребителями танков "Ягдпантера".

С 11.07.1943 по 27.07.1943 521-я батарея 655-го дивизиона истребителей танков участвовала в оборонительных боях восточнее Сокола. 27 августа 1943 г. боевой опыт подразделения обобщили в спец. отчете.

В батарее к началу боевых действий по штату имелось 188 боец, 28 унтер-офицеров, 4 офицера, 13 томных самоходок Sd.Kfz.l64 "Хорниссе", 3 зенитные установки "Flak-Vierling". Данное подразделение являлось частью 30 4-ого армейского корпуса группы армий "Центр". 521-я батарея в боевых действиях участвовала с 11 по 27 июля.

Самоходки за две недели боев убили один танк КВ-2, 1 М3 "Генерал Ли" южноамериканского производства, 1 РСЗО на гусеничном шасси, 1 танк Т-60, 3 грузовика, 5 танков Т-70, 19 танков KB, 30 танков Т-34, один танк МКII "Матильда II" вывели из строя.

Германские утраты мат. части составили один Kfz.l и "Маультир", два истребителя танков "Хорниссе". Убиты – один наводчик и один командир машины; пропали без вести — один командир машины; ранены — 20 боец, 6 унтер-офицеров и два офицера.

Для самоходных орудий "Хорниссе" в бою более действенным был последующий тактический прием: самоходные артиллерийские установки Sd.Kfz.164 должны действовать из замаскированных позиций, отражая пришествие бронетехники противника.

Самоходное противотанковое орудие Sd.Kfz.164 "Насхорн"

Удачным примером является бой, проведенный 13 июля 1943 г. взводом САУ 521-й батареи. Тогда взвод "Хорниссе" с отлично замаскированной позиции подбил четыре танка Т-34 и 12 KB. Взвод утрат не понес даже невзирая на то, что русские войска штурмовали при поддержке с воздуха.

Когда недвижные танки использовались как артиллерийские огневые точки, фуррора достигнуть можно было только после кропотливой пешей разведки и только неожиданным огнем с недлинной дистанции, на которую САУ "Хорниссе" выходила скрытно. Самоходка после высокоскоростного "огневого налета" вновь отходила в укрытие.

Примеро
м таких действий был бой батареи, проведенный 23 июля. Во время очень небезопасного продвижения пехоты и танков противника в тыл и фланг гренадерского полка, батарея переместилась в лощину и после пешей разведки заняла огневые позиции. С новейшей позиции было подбито по одному танку Т-34 и KB. Таким макаром, русские войска на время были остановлены.

Всего же в период с 1943 по 1945 гг. из 500 машин запланированных к постройке по германским данным сделали 494 машины. Можно сказать, что программку выпуска "Насхорнов" практически выполнили. В войсках к 01 февраля 1945 г. еще находилась 141 машина данного типа, но к 10 апреля осталось только 85 САУ Sd.Kfz.164."Насхорн".

Самоходное противотанковое орудие Sd.Kfz.164 "Насхорн"

Тактико-технические свойства самоходной артиллерийской установки "Хорниссе"/"Насхорн" ("Шершень"/"Носорог"):
Боевая масса – 24 т;
Экипаж – 5 человек (командир, радист, заряжающий, наводчик, механик-водитель);
Габаритные размеры:
— полная длина – 8440 мм;
— длина без учета ствола – 6200 мм;
— ширина – 2950 мм;
— высота – 2940 мм;
— высота полосы огня – 2360 мм;
— база гусениц – 2520 мм;
-длина поверхности гусеницы – 3520 мм;
— клиренс – 400 мм;
Удельное давление на фунт – 0,85 кг/см2;
Припас хода:
— по проселку – 130 км;
— по шоссе – 260 км;
Скорость:
— наибольшая – 40 км/ч;
— крейсерская по шоссе – 25 км/ч;
— по проселку – от 15 до 28 км/ч;
Преодолеваемые препятствия:
— склон – 30 градусов;
— ширина траншеи – 2,2 м;
— высота стены – 0,6 м;
— глубина брода – 1 м;
Движок – "Maybach" ("Майбах") HL120TRM, мощность при 2,6 тыс. оборотах за минуту 265 л.с.;
Припас горючего – 600 л;
Коробка (ранешние/ другие):
— скоростей вперед – 10/6;
— вспять – 1/1;
Управление – дифференциалы;
Ходовая часть (на один борт):
– ведущие колеса расположенные впереди;
— 8 сдвоенных обрезиненных катков собранных в четыре телеги поперечником 470 мм;
Подвеска опорных катков – листовые рессоры;
Ширина трака – 400 мм;
Количество траков – 104 в гусенице;
Связь:
— для линейных машин радиостанция Fu.Spg.Ger. "f" либо FuG5;
— для САУ командиров батарей — FuG5 и FuG8;
— переговорное устройство;
Бронирование:
— орудийный щит – 10 мм (с мая 1943 г. – 15 мм);
— лоб рубки – 15 мм;
— борта рубки – 10 мм;
-6opтa корпуса – 20 мм;
— лоб корпуса – 30 мм;
— крыша корпуса – 10 мм;
— корма корпуса – 20 мм;
— днище корпуса – 15 мм;
Вооружение:
— 88-миллиметровая пушка Рак43/1 (L/71);
пулемет MG-34 калибра 7,92 мм;
два пистолет-пулемета MP-40 калибра 9-мм;

Боекомплект:
— выстрелов – 40 шт.;
— патронов калибра 7,92 мм – 600 шт.;
— патронов калибра 9 мм – 384 шт.

Самоходное противотанковое орудие Sd.Kfz.164 "Насхорн"
Германская противотанковая САУ «Носорог» (Panzerjager «Nashorn», Sd.Kfz. 164). Фото изготовлена на советско-германском фронте сначала 1944 года
Самоходное противотанковое орудие Sd.Kfz.164 "Насхорн"
Канадский боец на захваченной германской САУ «Насхорн». Лето 1944 года

Самоходное противотанковое орудие Sd.Kfz.164 "Насхорн"
Бойцы полка «Вестминстер» 5-й канадской танковой бригады (Westminster Regiment, 5th Canadian Armoured Brigade) в боевом отделении германской САУ «Насхорн» (Sd.Kfz. 164 «Nashorn»), подбитой из противотанкового гранатомета PIAT на улице итальянской деревни Понтекорво (Pontecorvo)
Самоходное противотанковое орудие Sd.Kfz.164 "Насхорн"
Отправка САУ Sd.Kfz.164 на фронт. Видно, что это модернизированные самоходки: бочкообразного глушителя уже нет, но фиксаторы орудий старенькой конструкции. Вероятнее всего это машины, которыми был доукомплектован 650-н тяжкий танкоистребительный. Май 1943 года.
Самоходное противотанковое орудие Sd.Kfz.164 "Насхорн"
Замаскированное САУ Sd.Kfz.164 «Хорниссе» на уникальной боевой позиции. Вероятнее всего это Италия, 525-й тяжкий дивизион истребителей танков, 1944 год
Самоходное противотанковое орудие Sd.Kfz.164 "Насхорн"

Самоходное противотанковое орудие Sd.Kfz.164 "Насхорн"
После установки прицела SflZFIa наводчик выставляет цилиндр прицельной системы ZE 37. Италия, 525-й дивизион истребителей танков, лето 1944 года
Самоходное противотанковое орудие Sd.Kfz.164 "Насхорн"
САУ «Хорниссе» ранешнего типа в ожидании атаки русских танков. Кронштейн сложен, на стволе отметки о 9 либо 10 подбитых танках противника. Группа армий «Центр», 655-й дивизион истребителей танков, лето 1943 года.
Самоходное противотанковое орудие Sd.Kfz.164 "Насхорн"
Самоходное противотанковое орудие Sd.Kfz.164 "Насхорн"
Снимок одной из ранешних САУ «Хорниссе»
Самоходное противотанковое орудие Sd.Kfz.164 "Насхорн"
Самоходное орудие Sd.Kfz.164 «Хорниссе» ранешнего типа. В просвет рубки отлично виден штурвал-ворот заднего фиксатора 8В-мм пушки, на корме корпуса имеется бочкообразный глушитель. Бронированный антенный ввод расположен в заднем правом верхнем углу рубки — такие антенные вводы имелись лишь на командирских машинах, оборудованных радиостанцией FuG 8. Лето 1943 года
Самоходное противотанковое орудие Sd.Kfz.164 "Насхорн"
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,280 сек. | 12.52 МБ