Синтаксис: собираем слова в предложения

Как соединить слова, или первые уроки синтаксиса. Лингвистика для малышей. Фото с сайта http://creative.gettyimages.com

«Мама, а все-таки как же так получается? Были разные слова, а потом вдруг раз – и получилась мысль?»

Если ваш юный лингвист задается этим вопросом, пришла пора синтаксических игр. Ведь именно синтаксис «отвечает» в языке за связь слов в словосочетания и предложения. В переводе с греческого это слово и означает «составление». Так что мы тоже будем с вами составлять, переставлять – только не детали конструктора, а живые слова.

В предыдущих номерах мы говорили о том, как сделать игрушки-перестановочки и показать малышу фонетическое и морфологическое устройство слова. По тому же принципу изготовим следующие книжки.

Кто что делает?

Эта книжка состоит из трех страничек. Технология вам наверняка знакома. Ведь в журналах нередко печатаются книжки-самоделки, когда нужно вынуть несколько страниц, разрезать их по определенным линиям, вложить друг в друга и скрепить на сгибе степлером или прошить ниткой. Мы тоже сделаем такую книжку для наших синтаксических штудий. А когда странички книжки будут скреплены, одновременно разрежем их пополам перпендикулярно линии скрепления. Это важный технический момент – тогда перелистывать отдельные части вашей книжки будет легче, и вид у нее будет более аккуратный.

Теперь повернем надрезанную книжку так, чтобы перед нами оказались два «отрывных календарика», соединенных вместе. Левый «календарик» – это подлежащее, правый – сказуемое. Слева на каждой страничке запишем по одному слову: ЕЖИК, КОТ, КИТ. Справа – КАТИТСЯ, КРАДЕТСЯ, ПЛАВАЕТ. Если теперь перелистнуть только одну часть, не перелистывая другую, получится чепуха: КИТ КРАДЕТСЯ, ЕЖИК ПЛАВАЕТ и т.д. По ходу дела можно ненавязчиво пояснить, что на первой части написано, кто действует, а на второй – что именно он делает.

В следующий раз можно сделать книжку уже с 5-10 страничками. У нас большой популярностью пользовалась «Чепуха про нашу семью». Слева мы писали: МАМА, ПАПА, МАРУСЯ, ДАША, БАБУШКА, ДЕДУШКА, ТЕТЯ, ДЯДЯ, а слева – ГОТОВИТ ОБЕД, ИГРАЕТ, РАБОТАЕТ, СПИТ, ЧИТАЕТ, ПИЛИТ и т.д. Подчеркните, что несмотря на то, что ситуация выходит порой забавной, предложение все равно получается – т.е. подлежащее и сказуемое в любом случае составляют элементарное предложение. А по ходу дела малыш потренируется в чтении – ведь, как известно, про себя, любимого, читать интереснее всего (еще Дейл Карнеги говаривал, что нет для человека приятнее имени, чем его собственное).

Главные и второстепенные

Договоритесь с ребенком, что вы будете разговаривать только главными членами предложения: «Сестра спит. Звонила бабушка. Кузнечик прыгает». Стиль, конечно, телеграфный, но, по крайней мере, ясно, что происходит. А теперь так: «Папа пошел. Маша нашла. Мама готовит. Таня уронила».

Вроде бы понятно, о ком говорится в предложении, и что этот человек делает. Но при этом речь какая-то странная. Куда пошел папа? Что нашла Маша и уронила Таня? И что готовит мама? Чего же не хватает в наших предложениях? Можете пока не упоминать терминов «переходный глагол», «дополнение», «винительный падеж», они не очень понятны ребенку и по большому счету пока не нужны. Обратите внимание на то, что предложение как бы повисает в воздухе. Несмотря на то, что в нем есть подлежащее и сказуемое, мысль остается незаконченной.

Продолжим игры с нашими книжками-«календариками». Теперь в них появится третий компонент – прямое дополнение. Для того, чтобы показать ребенку роль дополнения, возьмем глаголы, которые сочетаются с существительным в винительном падеже (т.е. переходные), например, СХВАТИЛ, ПОВСТРЕЧАЛ, СЪЕЛ. А на другой страничке напишем дополнение: МЫШКУ, КАШУ, ВОЛКА.

Потом можно попробовать изменять дополнения и сами глаголы в поисках «правильного сочетания». Что получится, если глагол и дополнение будут в разных числах: СХВАТИЛ МЫШКУ и СХВАТИЛ МЫШЕК (сочетание все равно остается грамматически «правильным», значит, согласование в числе – не тот принцип, по которому соединяются глагол и дополнение).

Определим определение

А какие наши герои? Ведь это не просто ежик, кит и кот. Они могут быть очень разными. Ежик, пускай будет КОЛЮЧИМ, кит – ОГРОМНЫМ, а кот – СОСЕДСКИМ. Так и запишем на новых страничках: КОЛЮЧИЙ, ОГРОМНЫЙ, СОСЕДСКИЙ. А теперь легким движением руки мы запросто сделаем кита соседским, а кота – колючим. Пока все хорошо, словосочетание вполне выстраивается. А почему? Не спешите отвечать на этот вопрос. Вы-то, конечно, помнит

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,205 сек. | 11.31 МБ