Военные возможности России в Арктике

Военные возможности России в Арктике
С развитием мировой экономики арктическая зона приобретает все большее значение. В связи с этим растёт и обеспокоенность региональных стран ситуацией в сфере безопасности. Наша родина планирует сохранить за собой главную роль в Арктике, но отстаивать на переговорах свои права на морские акватории, часть континентального шельфа и природные ресурсы становится все труднее. Управление страны, объявив Арктику «зоной мира», вкупе с тем, хочет усилить военное присутствие в районах, имеющих актуально принципиальное значение как исходя из убеждений экономики, так и государственной безопасности.

Экономика либо безопасность?

Геополитическое значение Арктики значительно увеличивается, и в главном это связано с климатическими переменами, которые открывают перспективу для масштабной экономической деятельности в регионе. В связи с этим не исключено обострение интернационального соперничества за контроль над арктическими ресурсами и доступ в регион. Этой полосы придерживаются страны НАТО, но ряд внерегиональных стран, таких как Китай, Япония и Южная Корея, склонны соединять принципы сотрудничества и конфронтации зависимо от определенной ситуации.


Русские интересы в Арктике сосредоточены в нескольких областях. Во-1-х, это экономика, ведь регион обеспечивает около 11% государственного дохода, имея способности значительно повысить данный показатель в системе хозяйства нашей страны. В арктической зоне добывают существенное количество углеводородов и других нужных ископаемых , есть промышленный потенциал, очень многообещающим считается и внедрение Северного морского пути – кратчайшего маршрута меж европейскими и дальневосточными портами.
Во-2-х, это безопасность. В Арктике размещены предприятия оборонной индустрии, базы Северного флота и объекты военной инфраструктуры, не считая того, муниципальная граница Рф в протяжении 20 тыщ км проходит по Северному Ледовитому океану. Более необходимыми, хотя и наименее критическими для безопасности страны, являются научные и природоохранные интересы. В 2006 году была размещена Концепция устойчивого развития Арктической зоны Русской Федерации, которая обусловила длительные ориентиры и принципы гос политики в регионе. Предполагалась поэтапная реализация этого документа до 2015 года, а сам он предугадывал обеспечение размеренного экономического роста и создание критерий для решения экологических заморочек. В 2008 году президент Дмитрий Медведев утвердил «Основы гос политики Русской Федерации в Арктике на период до 2020 года и последующую перспективу». В этом документе сформулированы национальные интересы, которые подчеркивают значимость арктической зоны как стратегической ресурсной базы, также внедрение Северного морского пути в качестве государственной единой транспортной коммуникации. Целью в сфере безопасности было названо обеспечение подходящего оперативного режима, включая поддержание нужного боевого потенциала.


Большая прогулка

Новые инициативы Рф в Арктике получили практическое воплощение, сначала, в военной области.

В конце 2012 года президент Владимир Путин заявил, что Северный морской путь экономически более выгоден, чем Суэцкий канал, что делает его очень принципиальным для нашей страны [6]. Совместно с тем в Арктическом регионе сейчас сходятся интересы многих стран, в том числе и внерегиональных, таких как Китай, Япония, Бразилия и Индия, а это принуждает Россию действовать решительно для сохранения контроля над широкой морской зоной, достигающей 1-го миллиона квадратных км. При всем этом глава русского страны не один раз отмечал, что все споры в регионе следует решать мирным методом, и сама Арктика должна стать «зоной мира». 


В 2013 году на международном форуме «Арктика – территория диалога» в Салехарде Путин заявил, что Наша родина хочет в разы прирастить сеть особо охраняемых природных территорий в Арктической зоне, также обеспечить там свою безопасность. На севере добывается более 80% русского газа и выше 90% никеля и кобальта, эта территория обеспечивает формирование 12–15% валового внутреннего продукта и около четверти русского экспорта».


В связи с этим логично, что новые инициативы Рф в Арктике не ограничились установкой Артуром Чилингаровым титанового флага на хребте Ломоносова в 2007 году, а получили практическое воплощение, сначала, в военной области. В августе-сентябре 2013 года гидрографическое судно «Горизонт» и морской буксир МБ-56 Северного флота сделали экспедицию к архипелагу Земля Франца-Иосифа для исследования обстановки. В походе участвовал отряд специального предназначения подводных сил Северного флота из Заозерска, который отвечал за охрану судна и безопасность участников экспедиции.


А в октябре 2013 года группа из 10 боевых кораблей под флагманством атомного крейсера «Пётр Великий» и в сопровождении атомных ледоколов «Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы» и «Таймыр» сделала 2000-мильный поход через Баренцево море, Карское море и море Лаптевых, покрытые льдами. Соединение прибыло на Новосибирские острова в районе дельты реки Елены, доставив на полуостров Котельный более 40 единиц техники, крупногабаритные социально-бытовые блоки и поболее одной тыщи тонн вещественных средств, имущества и горюче-смазочных материалов. План похода предугадывал и посадку на самой северной точке острова Рудольфа архипелага Земля Франца-Иосифа.


По словам заместителя министра обороны Аркадия Бахина, «операция была частью большой миссии по развитию Северного морского пути и освоению Арктической зоны». Как сказал главком ВМФ Виктор Чирков, «экспедиция выполнила задачки по сбору инфы об изменении навигационно-гидрографической обстановки, корректуре карт и морских лоций, гидрометеорологическим наблюдениям, обследованию геодезических пт на архипелаге, исследованию способностей плавания неледокольных судов в больших широтах».


Эта операция уникальна по многим характеристикам: количество задействованных боевых единиц, прохождение соединения сложным маршрутом, практически недосягаемым для других государств, доставка техники и грузов на отдалённую базу. Броско, что забугорные экспертные круги воздержались от оптимальных критичных замечаний и ограничились фактической стороной дела. Чувственные выпады в духе «реставрации дипломатии канонерок» только подтверждают отсутствие разумных аргументов у наших оппонентов.


Непотопляемый ледовый авианосец


Кроме постоянных морских походов в арктическом регионе Наша родина начала восстановление базы ВВС «Темп» на полуострове Котельный. Эта база будет модернизирована с применением новых технологий, что даст возможность использовать круглый год и в всех погодных критериях транспортные самолеты Ан-26, Ан-72, Ан-74, а в перспективе Ил-76. Доставку грузов на аэродром «Темп» сейчас производит смешанная авиационная группа, которая базируется на аэродроме Тикси в Республике Саха (Якутия). Министр обороны Сергей Шойгу, выступая на форуме «Арктика – территория диалога» в Салехарде, заявил, что этот «аэродром важен как опорное звено развития транспортной инфраструктуры в Арктике. И, конечно, будет служить науке в качестве базы арктических экспедиций и научных исследований».


В больших широтах будут интенсивно употребляться вездеходы, снегоходы и болотоходы, также развиваться телемедицина для оказания помощи военнослужащим. Другими словами, все объекты будут отстраиваться для длительного использования с очень вероятным комфортом.


Закончена модернизация взлетно-посадочной полосы (ВПП) на аэродроме двойного базирования «Рогачево» («Амдерма-2»), который размещен на полуострове Гусиная Земля. Тут, возможно, будет дислоцировано несколько эскадрилий истребителей-перехватчиков МиГ-31. Эти перехватчики войдут в состав системы противоракетной обороны и будут обеспечивать защиту границ Рф от воздушного нападения с севера, также производить прикрытие дислоцированного на Новейшей Земле ядерного полигона («Объект 700»). 


Не исключено, что в наиблежайшие годы военное ведомство также восстановит самый северный в мире ледовый аэродром на полуострове Греэм-Белл в архипелаге Земля Франца-Иосифа. Во времена СССР это был аэродром подскока для стратегических бомбардировщиков, расстояние до Северного полюса составляет 896 км. В конце 1980-х годов там проводились учения, связанные с базированием МиГ-31, которые могли перехватывать авиацию США за длительное время до ее вероятного подлета к центральным районам РФ.


Наша родина как и раньше делает ставку на ВВС как принципиальный элемент демонстрации силы. В 2007 году в первый раз после распада СССР русские стратегические бомбовозы Ту-95МС сделали вылет с базы Энгельс в арктическую зону. Броско, что в конце 1980-х годов число таких полётов в год иногда превышало 500, но сейчас возобновление русского присутствия в воздухе вызвало всплеск чувств в Норвегии, Канаде, Англии и США. Но многие военные специалисты все таки заверили правительства собственных государств, что Наша родина не собирается ни на кого «нападать сверху», а употребляет авиацию как политический инструмент для обозначения собственных интересов.

Русское управление хочет продолжать взятый в 2008 году курс на неизменное военно-морское присутствие в Арктике.

Стратегическая авиация РФ сейчас насчитывает 63 турбовинтовых бомбовоза Ту-95МС и 18 сверхзвуковых Ту-160, для действий в Арктике подходят и 80 бомбардировщиков средней дальности Ту-22М3. В разной степени оперативной готовности находятся базы ВВС в Анадыре, Мончегорске, Оленьей, Тикси и Воркуте. Меж тем, эти базы сталкиваются с такими суровыми неуввязками, как стареющий парк авиации, недостающее количество самолетов-заправщиков и сложность доставки в арктическую зону огромного количества средств материально-технического обеспечения.


Огромные корабли для больших широт


Русское управление, по всей видимости, хочет продолжать взятый в 2008 году курс на неизменное военно-морское присутствие в Арктике. Не исключено, что к атомному крейсеру «Петр Великий» в течение 10 лет могут присоединиться еще три корабля — «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Ушаков». В составе Северного флота имеется и единственный русский авианосец «Адмирал Кузнецов», при всем этом некие специалисты связывают способности установления воздушного приемущества в регионе конкретно с палубной авиацией.


Безусловно, Наша родина сталкивается с трудностями в обеспечении контроля над морской акваторией в арктической зоне. Флот испытывает недочет в современных надводных кораблях класса «фрегат». И хотя предусматривается ввод в строй восьми фрегатов типа «Адмирал Горшков» и 6 кораблей типа «Адмирал Григорович», этого недостаточно для выхода на русский уровень присутствия в больших широтах.


Не следует забывать, что один из важных составляющих стратегии сдерживания – ядерный потенциал Северного флота. В русские времена подводники научились использовать особенности арктических акваторий для скрытного перемещения из-за акустических помех и ледовых масс, также проводить ракетные запуски, пробивая лёд в последний момент, что также понижает уязвимость лодки. Подобные тренировки проводятся и сейчас.


По воззрению профессионалов, в случае неизменного присутствия в Арктике атомных подводных лодок ВМС США и размещения частей ПРО морского базирования тут могут показаться способности по перехвату наших баллистических ракет, что делает вероятным нанесение «обезоруживающего удара».


В связи с этим огромную роль играет модернизация русского подводного ядерного потенциала. С 2007 года лодки проекта 667БДРМ оснащают новыми ракетами «Синева», которые могут нести до 10 боевых блоков и запускаться из-подо льда, в конечном итоге субмарины сумеют остаться на боевом дежурстве до 2030 года. В январе 2013 года в состав ВМФ вошел новый атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий» с ракетами «Булава», всего до 2020 года планируется выстроить восемь таких кораблей для Северного и Тихоокеанского флотов.


Для нужд Северного флота в 2012 году был сотворен Арктический центр материально-технической поддержки, который занимается снабжением судов, подразделений инженерных и тс, также обслуживанием сооружений, технических баз снабжения, складов для хранения горючего и других подразделений в Мурманской и Архангельской областях. Личный состав центранасчитывает более 15 тыщ человек. Это около 3-х тыщ военнослужащих и поболее 12 тыщ представителей штатского персонала и военизированной охраны. В собственной ежедневной деятельности они употребляют более 150 судов обеспечения Северного флота и около 1200 единиц авто и специальной техники.


Особые задачки

Ввиду сложных критерий масштабное наращивание военного присутствия малопродуктивно, более действенным видится усиление мер контроля над воздушным, аква и сухопутным местами, также размещение подразделений для решения особых задач.

Большая часть русских вооружённых сил в арктической зоне — две бригады мотострелков и бригада морской пехоты, дислоцируется в Мурманской области. Вкупе с тем «Основы гос политики Русской Федерации в Арктике на период до 2020 года и последующую перспективу» предугадывают усиление служб береговой охраны и пограничного контроля, также компанию технического контроля над проливами, устьями рек, лиманами на всей трассе Северного морского пути. Но ввиду сложных критерий масштабное наращивание военного присутствия малопродуктивно, более действенным видится усиление мер контроля над воздушным, аква и сухопутным местами, также размещение подразделений для решения особых задач.


Любопытно, что в октябре 2013 года отряды сил специального предназначения ВС РФ выполнили ряд операций на Кольском полуострове. По словам полковника Олега Кочеткова, «особое внимание было уделено ведению боевых действий в критериях Заполярья, в том числе в гористой местности». Военнослужащие отрабатывали способности выживания в экстремальных критериях, маскировки и снайперской войны. Возможно, в наиблежайшие годы в арктической зоне произойдет развертывание 2-ух бригад для решения задач охраны военных объектов и инфраструктуры Северного морского пути. А именно, в Печенге к 2016 году планируется расположить 200-ую отдельную мотострелковую бригаду, военнослужащие которой проходят подготовку по специальной «северной» программке. Эта бригада будут вооружена военной техникой и снаряжением для действий в Арктике.
Также планируется организовать неизменное патрулирование силами береговой охраны места от Мурманска до острова Врангеля у северного побережья Чукотки. При всем этом повышенное внимание будет уделено борьбе с невоенными опасностями – оборотом наркотиков, браконьерством, незаконной миграцией, будут совершенствоваться процедуры пропуска через муниципальную границу на северных участках.

Не считая того, Наша родина продолжит делать свои обязательства по «Соглашению о сотрудничестве в области готовности и реагирования на загрязнения моря нефтью в Арктике», также «Соглашению о сотрудничестве в области авиационного и морского поиска и спасания». С этой целью будет часто проводиться мониторинг ситуации, в том числе с моря и воздуха.

Очередной сложный вопрос – подготовка кадров для работы в арктической зоне. Ядро русского военного присутствия в Арктике – Северный флот, продолжит походы боевых кораблей с отработкой комплекса мероприятий боевой учебы в сложных погодных критериях и исследовательскую деятельность в практически неизученных районах. Один из ценностей ВВС Рф — наращивание присутствия в Арктической зоне нашей страны, что предполагает и подготовку экипажей для действий в сложных критериях.

Русская Арктика находится под пристальным зарубежным вниманием – авиация, корабли и подводные лодки государств НАТО, также представители разных научных организаций и НПО интенсивно изучают арктические места. По мере укрепления нашего присутствия в регионе схожая активность будет только расти.

Совместно с тем, для решения всего комплекса задач требуется улучшение человечьих ресурсов в области морской деятельности в Арктике. Нужна подготовка персонала для работы на шельфе и в Мировом океане, также научных кадров и педагогов для высшей школы, профессионалов по подводным технологиям, технологиям LNG и ряду других направлений. Сейчас подготовкой кадров занимаются Мурманский муниципальный технический институт, Русский муниципальный институт нефти и газа имени И. М. Губкина и школа профессионально-технического обучения ФГУП «Арктикморнефтегазразведка» [26]. Увлекательным проектом стало создание в 2001 году Института Арктики, объединившего 136 образовательных и научных учреждений Рф, Канады, Дании, США, Норвегии, Исландии, Финляндии и Швеции. Научно-образовательное сотрудничество в области подготовки штатских профессионалов может стать еще одним ключом к интернациональной интеграции в регионе и послужить делу действенного использования его ресурсов.


***


Не тайна, что русская Арктика находится под пристальным зарубежным вниманием – авиация, корабли и подводные лодки государств НАТО, также представители разных научных организаций и НПО интенсивно изучают арктические места. По мере укрепления нашего присутствия в регионе схожая активность будет только расти, потому русские способности по предупреждению спорных ситуаций и устранению вероятных угроз следует крепить на всем протяжении Северного морского пути.


Необходимо подчеркнуть, что русские программки по модернизации вооруженных сил и повышению военного присутствия в арктической зоне не ориентированы против каких-то стран региона, хотя подобные опаски и имеются у наших забугорных партнёров.


Так, норвежский политик Торвальд Столтенберг гласит о необходимости усиления военного сотрудничества меж Норвегией, Швецией, Данией и Исландией. Предлагается сделать войсковую группу для вмешательства в кризисные ситуации и проводить постоянное патрулирование воздушного места Исландии. Т. Столтенберг считает нужным сформировать к 2020 году совместные морские силы резвого реагирования, ледокольного флота, амфибийных подразделений, сил штатской обороны, киберподразделений и спутниковой группировки.


Вырастает и число военных учений в арктической зоне с ролью зарубежных стран, при всем этом активность США, Канады и Дании даже превосходит уровень активности в годы прохладной войны. Арктические страны ускоренными темпами модернизируют собственные вооруженные силы, в том числе с учетом вероятного решения задач в регионе. Ситуацию осложняет отсутствие действующих интернациональных режимов безопасности в Арктике, также все более активное поведение внерегиональных стран, которые будут поддерживать тех игроков, которые предложат им лучшие условия роли в арктических проектах. Потому конкретно Рф предстоит взять на себя лидирующую роль по формированию и классификации всей «арктической подсистемы интернациональных отношений», используя собственный авторитет, потенциал и конкурентноспособные достоинства.


Стоит привести и удачные примеры сотрудничества в военной области. Так, в 2011 и 2013 годах проводились совместные военно-морские учения «Помор» (1-ое состоялось еще в 1994 году). В процессе маневров повышенное внимание уделено борьбе с морским терроризмом и мероприятиям поисково-спасательного нрава . Схожий опыт сотрудничества Наша родина могла бы распространить на всех заинтересованных участников, сделав Арктику вправду «территорией сотрудничества».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,104 сек. | 12.59 МБ