Роскосмос намерен в феврале передать ГЛОНАСС военным

Роскосмос намерен в феврале передать ГЛОНАСС военным 

Минобороны не спешит принимать в эксплуатацию систему, не отвечающую требованиям заказчика
При прохождении второго шага ралли-рейда «Дакар-2013» в пустынном районе Перу фактически у всех участников появились препядствия с определением контрольных точек маршрута. Причина – неправильный навигационный сигнал спутниковой системы GPS. Это приятный ответ тем, кто считает, что южноамериканская система так хороша и глобальна, что ГЛОНАСС вообщем не нужна. Другое дело, что русская система еще не доведена до совершенства и испытывает суровые трудности. Сначала – организационные.

Анонсы нехорошие и отличные

В декабре 2011 года была вполне развернута орбитальная группировка ГЛОНАСС. Всего в ее составе был 31 спутник, из которых 24 работали по назначению, обеспечивая устойчивый навигационный сигнал по всей поверхности Земли. Еще четыре галлактических аппарата (КА) находились в резерве, а три КА – выведены из системы на исследование головного конструктора. Этот фуррор был отмечен Царским Английским институтом навигации, присудившим команде создателей ГЛОНАСС во главе с генеральным конструктором системы Юрием Урличичем премию Барона Эдинбургского. Ее во время проведения авиасалона в Фарнборо получил гендиректор ОАО «Информационные спутниковые системы имени Решетнева» Николай Тестоедов, так как Урличич оказался временно невыездным.

В течение года система ГЛОНАСС проходила муниципальные тесты, в процессе которых подтвердились заявленные тактико-технические свойства. В сентябре 2012 года в газетном интервью заместитель управляющего Федерального галлактического агентства Анатолий Шилов сказал, что Роскосмос готовит ГЛОНАСС к сдаче в эксплуатацию до конца года. По его словам, систему должно принять Министерство обороны РФ в том виде, в каком она была без малого год. Кроме орбитальной группировки вполне сотворена и вся наземная инфраструктура ГЛОНАСС. Остается только документально оформить передачу системы в эксплуатацию военным. После чего должен показаться нормативный документ, который обеспечит выделение экономных средств на эксплуатацию системы.

До того времени система находится в ведении гендиректора и генерального конструктора компании «ИСС имени Решетнева» Николая Тестоедова, который является генконструктором галлактического комплекса ГЛОНАСС. Другими словами, как производитель галлактических аппаратов, отвечает за состояние орбитальной группировки и управление ею. Общее же управление развитием ГЛОНАСС производил генконструктор ГЛОНАСС Юрий Урличич. Он же управлял ОАО «Российские галлактические системы», в каких создавалась большая часть оборудования навигационной системы, как наземных систем корректировки, управления и мониторинга, так и полезной нагрузки галлактических аппаратов. Оплата эксплуатации всей системы ГЛОНАСС осуществлялась за счет средств федеральной мотивированной программки (ФЦП) «Развитие ГЛОНАСС до 2012 года».

Контроль и управление спутниковой группировкой ГЛОНАСС осуществляются из центра управления войск Воздушно-космической обороны (ВКО) в Красноармейске (Столичная область). Другими словами и так находятся в руках военных. Но официальная сдача в эксплуатацию глобальной навигационной системы – никак не обычная формальность, а очень принципиальный правоустанавливающий акт.

Переход из стадии разработки в рабочее состояние тянет суровые статусные конфигурации системы ГЛОНАСС, существенно увеличивает ее значимость и открывает новые способности для производителей и юзеров. Во-1-х, начинается серийное создание навигационных галлактических аппаратов и наземного оборудования. Во-2-х, прямо за внутригосударственным официальным признанием ГЛОНАСС, как на сто процентов готовой системы, принятой в рабочую эксплуатацию, она признается такой другими государствами и международными организациями. К примеру, ICAO – Интернациональной ассоциацией штатской авиации, что позволяет советовать ГЛОНАСС для внедрения на летательных аппаратах всего мира. В-3-х, навигационные данные системы получают юридическую силу. Их можно было бы использовать в суде и иных инстанциях как вполне достоверные. Потому с 1 января 2013 года перевозчики пассажиров и небезопасных грузов должны передавать данные о собственных передвижениях в спец центры Ространснадзора. А в-4-х, ответственность за содержание ГЛОНАСС возлагается на бюджет военного ведомства. Оно сумеет попросить у Минфина выделить экономную строку на эти цели.

А до того Роскосмосу приходится растрачивать средства ФЦП «Развитие ГЛОНАСС на период до 2020 года». Все так и было бы, но в ноябре 2012 года вышел из строя спутник «Глонасс-М» № 712, отслуживший рекордные 96 месяцев и вполне выработавший ресурс. В этой же 8-й точке 1-й орбитальной плоскости был дальновидно размещен запасный спутник № 729, запущенный в конце декабря 2008 года. Он предназначался для подмены «ветерана», но не сумел его пережить. 10 сентября 2012 года КА № 712 «умер», прожив отведенные ему четыре года. Независимо, работает галлактический аппарат либо нет, жесткое галлактическое излучение за этот срок «съедает» обыденные тайваньские микросхемы.

Но в этом случае нет признаков коррупции. Применение азиатских девайсов было санкционировано на самом высочайшем уровне. Во время войны в Южной Осетии выяснилось, что плохая орбитальная группировка не обеспечивает четкий навигационный сигнал. Ужаснее того, периодически сигнал вообщем пропадал на несколько часов. И президент распорядился экстренно форсировать развертывание ГЛОНАСС.

Но власти США воспретили продавать Рф радиационно стойкие микросхемы класса space. Соответственно все союзники Америки по НАТО и Япония поступили так же. Вот и пришлось принимать критические меры, чтоб хоть кое-чем заткнуть «дыру». Ведь своя микроэлектронная индустрия практически разрушена. На данный момент это все аукнулось.

Министерство обороны не пожелало принимать неполноценную систему в эксплуатацию, другими словами на содержание. Ведь в данном случае уже из средств военного ведомства пришлось бы вынимать полтора млрд рублей, чтоб запустить в подходящую точку недостающий КА. И нести всю ответственность за неточный сигнал, пока система не восстановится в полном объеме.

Официальных комментариев по этому поводу не было, но лица второго ряда заявляли, что неувязка случилась из-за неготовности отдельных документов. Система же работает нормально. Чтоб обосновать это, включили запасный спутник во 2-й точке 1-й орбитальной плоскости и присвоили ему номер 8. В придачу два погибших спутника перевели в разряд запасных. Через 10 дней данные поменяли на обратные, но доверие к официальным данным информационно-аналитического центра ЦНИИмаш оказалось серьезно подорвано. И не только лишь в Рф.

На данный момент запасный КА из 2-й точки перегоняют в 8-ю. Если все пройдет успешно, то он там окажется посреди февраля. К тому моменту обещают приготовить недостающие документы для приема ГЛОНАСС в эксплуатацию. По словам замгендиректора ЦНИИмаша Сергея Ревнивых, урегулированы все технические вопросы кроме 1-го – соответствия данным требованиям системы межспутниковых измерений и передачи инфы. В феврале состоится совещание, где должны поставить точку в вопросе приема ГЛОНАСС в эксплуатацию. Поживем – увидим.

Вокруг средств ГЛОНАСС

Если гласить о ГЛОНАСС, нереально уклониться от обширно обсуждавшейся темы хищений в ОАО «Российские галлактические системы». По словам главы Роскосмоса Владимира Поповкина, в период с 2006 по 2010 год ОАО «РКС» получило 2 миллиардов. руб. Но прошлый вице-премьер Сергей Иванов заявил, что украдено 6,5 миллиардов. руб. Злые языки клевещут, как будто бюрократа оскорбило, что титул «отца ГЛОНАСС» у него отняли и дали Юрию Урличичу. Либо, напротив, Урличич что-то недодал Иванову. Либо совсем не отдал. Оставим слухи желтоватой прессе и будущим историкам коррупционного периода российской истории.

Владимир Поповкин несколько умереннее в обвинениях. По данным его проверяющей комиссии из 2-ух отставников, в РКС похитили 546 млн. руб. – четверть бюджета. Как в таком случае удалось на сто процентов развернуть спутниковую группировку, установить три коррекционно-дифференционные станции в Антарктиде и 19 таких же в Рф, да еще провести массу исследовательских работ – загадка?

Ну и уголовное дело открыто в отношении неустановленных лиц по ст. 201 «Превышение должностных возможностей в коммерческой организации». Ничем следствие похвастать не может, хотя три года уже старается. Зато выяснилось, что дочь главы Роскосмоса Наталья Поповкина часто получала заработную плату аж в 3-х фирмах, учрежденных Юрием Урличичем. Как, посмеиваясь, объяснил журналистам ее папа, знакомые отыскали юной студентке подработку на время академотпуска. Сам Владимир Поповкин в то время командовал Галлактическими войсками. А позже он стал замом Сердюкова по вооружению. Ни один договор без него не подписывался. В общем, хорошо бы отнять из суммы «хищений» дочкины заработки. Глядишь, и общая сумма не будет таковой ужасной.

В 2012 году Роскосмос не заключил ни 1-го договора с ОАО «РКС», практически остановив предстоящее развитие ГЛОНАСС. Юрия Урличича сняли с должности генконструктора всей системы ГЛОНАСС и с должности гендиректора ОАО «РКС», облили грязюкой в СМИ. Не выдержав жесткого прессинга, он уволился с должности гендиректора ОАО «РКС». Заместо него и.о. гендиректора и и.о. генконструктора назначен Андрей Чимирис – прошлый заместитель Урличича по финансам. Он, естественно, не инженер, но доктора наук, имеющиеся в РКС, видимо, не устраивают Роскосмос какими-то личными качествам.

На 2013 год тоже пока не заключено ни 1-го договора по ГЛОНАСС. Так как в РКС оставался очередной вредный элемент – 1-ый заместитель генерального директора Иван Голуб, заслуженный юрист РФ. Это он практически выручил в 2001 году от банкротства РНИИ галлактического приборостроения, сегодняшнее ОАО «РКС», не дозволил разорить и реализовать. А потом вкупе с Юрием Урличичем сделал предприятие самым удачным в отрасли. Но прошедшим летом он написал открытое письмо Владимиру Поповкину, где обвинил того в нелегальных действиях и разрушении отрасли. Порекомендовал уволиться, припомнив скандал с стычкой на 8 марта, так как постыдно за него.

Неделю вспять Иван Голуб написал заявление об уходе. Не только лишь он один написал. Нет договоров – нет заработной платы. Еще годом ранее в ОАО «РКС» были самые высочайшие заработки в отрасли. На данный момент конструкторы получают гроши и не лицезреют перспективы. Система ГЛОНАСС практически брошена, генеральный конструктор ГЛОНАСС так и не назначен. Пуск второго КА последнего поколения «Глонасс-К» отложен на неопределенный срок. Прекращены переговоры по установке станций корректировки за рубежом. Но есть и отменная новость – финансирование развития ГЛОНАСС не сократится. Более 300 миллиардов. руб. пойдут в дело.

Не к месту вспомнились слова Юрия Урличича: «ГЛОНАСС стала стержневым элементом в обеспечении государственной безопасности и ускоренного социально-экономического развития».

Внедрение и саботаж

Но ГЛОНАСС все обширнее заходит в жизнь страны. Тем паче что премьер Дмитрий Медведев отдал команду везде внедрять навигационную аппаратуру на муниципальном и городском транспорте. В почти всех регионах с энтузиазмом начали осваивать миллионы рублей. Но есть и сопротивляющиеся.

В Нальчике под Новый год около 120 водителей личных маршрутных такси устроили несанкционированную акцию протеста. Они и так мучаются от бессчетных поборов, а их еще обязали за собственный счет ставить на машины систему ГЛОНАСС за 30 тыс. руб. И дополнительно платить за сервис 600–700 руб. Милиция арестовала 15 человек.

Большой резонанс получила публикация доклада главы Росавиации Сергея Нерадько, где он заявил, что аппаратура ГЛОНАСС не ведет взаимодействие с бортовым навигационным комплексом летательных аппаратов. При всем этом цена спутниковой аппаратуры для самолета – 1 млн. руб. Стоимость установлена еще в 2008 году. С того времени навигаторы подешевели в разы, но не в этом случае. Маленькой блок и проводка, соединяющая с разными бортовыми датчиками, плюс установка столько не стоят. Но разработчик монтажной схемы на каждый тип самолета – НИИ штатской авиации и завод-монополист, за три денька устанавливающий устройство, – желают заработать.

Но особо злобно скомпрометировали ГЛОНАСС депутаты Госдумы, устроив форменную истерику, когда их служебные авто оборудовали системой слежения, как какие-нибудь мусоровозы. Изготовлено это было совсем легитимно, но депутатов возмутило, что ФСО может отследить, куда они ездят по личным депутатским делам.

Руководители ЖКХ в ряде регионов, удачно внедрившие на коммунальный транспорт через дружеские компании системы ГЛОНАСС ценой в сотки миллионов рублей, внезапно оказались жертвами ее точности. К примеру, лишь на северо-западе Москвы во время рейда 19 ноября 2012 года благодаря ГЛОНАСС были выявлены факты нахождения снегоуборочной техники вне места работы и выписаны штрафы. А в Рязани обнаружены миллионные приписки при вывозе снега. Как правило это тяжело доказуемо, но бюрократы ЖКХ не сообразили, что все передвижения машин сохраняются в виде треков в системе навигационного мониторинга транспорта. Несоответствие этих данных с содержимым путных листов было просто найдено.

В общем, система ГЛОНАСС оказалась, с одной стороны, полезной, с другой – вредной. Полезной в плане освоения бюджета и поддержки местных внезапно показавшихся внедренческих компаний. С другой – уличает приписки, левые рейсы, перерасход горючего и внедрение депутатских «мерседесов» не для поездок в детские дома, а, напротив, в клубы и остальные точки полезного досуга. Потому с ней уже борются – отключают и портят. Но в этом нет вины ученых и конструкторов.


Виктор Мясников

источник Независящее военное обозрение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,194 сек. | 12.55 МБ