Мы не знаем ни того, когда наш вид стал единственным хозяином Земли, ни того, почему выжили именно мы. То ли мы перебили конкурентов, то ли остальные были плохо приспособлены к переменам климата…

Один на один человек не одолел бы неандертальца. (Иллюстрация jjpeabody.)
Эти вопросы будут обсудят участники конференции «Когда Европа была покрыта льдом и пеплом» на этой неделе в Лондоне. Будут представлены результаты пятилетней программы исследований с привлечением современных методов датирования.
Исследователей особенно интересуют неандертальцы — вид, очень близкий к современным людям по телосложению и размерам мозга. Когда-то они населяли Европу, но исчезли вскоре после того, как наши предки покинули африканскую родину. Почему?
«Одна из основных проблем понимания того, что произошло, когда современные люди появились в Европе, касается даты нашего прибытия, — отмечает Крис Стрингер из лондонского Музея естественной истории. — Было время, когда считалось, что мы появились в Европе около 35 тыс. лет назад и что мы сосуществовали с неандертальцами в течение нескольких тысяч лет. В некоторых местах — например, в пещерах Гибралтара — они якобы продержались очень долго и вымерли только 28 тыс. лет назад. Вот как думали раньше».
Г-н Стрингер считает эту идею — идею длительного, постепенного поглощения неандертальцев современным человеком — устаревшей. Исследовательская программа RESET (Response of humans to abrupt environmental transitions, «Реакция людей на резкие экологические изменения») покажет, что современные люди прибыли в Европу намного ранее, чем предполагалось ранее, но и неандертальцы исчезли раньше. Тщательное датирование находок показало, что хомо сапиенс мог достичь Европы 45 тыс. лет назад, а неандертальцы испарились в основном уже пять тысяч лет спустя.
«Предыдущие исследования стоянок неандертальцев, которые показали, что им менее 40 тыс. лет, оказались неверными, — говорит г-н Стрингер. — Это основной вывод, который будет обсуждаться на конференции».
Дело в том, что для радиоуглеродного метода 40 тыс. лет — трудный порог. Радиоактивный углерод распадается относительно быстро, и через 40 тыс. лет его остаётся очень немного. Даже крошечное загрязнение образца способно сильно повлиять на результат.
Но в Оксфордском университета группа Тома Хаэйма разработала новые методы удаления загрязнений и получила более точные даты. Кроме того, исследователи воспользовались данными об извержении вулкана Кампи-Флегреи к западу от Неаполя, которое произошло 39 тыс. лет назад.
Недавние исследования показали, что это извержение было гораздо более сильным, чем считалось ранее. В атмосферу было выброшено более 60 км? пепла, каковой покрыл обширные территории Восточной Европы, Северной Африки и Западной Азии. Этот слой позволяет учёным точно датировать события того периода, и в сочетании с новым методом радиоуглеродного датирования это обстоятельство позволило установить, что в Европе нет ни одной стоянки неандертальцев моложе 39 тыс. лет, то есть вымирание этого вида отодвигается на 10 тыс. лет в прошлое.
Некоторые исследователи даже предположили, что крупнейшее извержение вулкана в Европе за более чем 200 тыс. лет имело поистине катастрофические последствия. Огромные тучи пепла заслонили солнце на нескольких месяцев или даже лет, вызвав стремительное падение температуры. Выбросы диоксида серы, фтора и хлора породили интенсивные кислотные дожди. Неандертальцы, возможно, просто задохнулись.
Г-н Стрингер сомневается, что в этом есть какая-то связь. «По результатам работы проекта RESET можно сделать вывод о том, что к тому времени неандертальцы уже исчезли, — говорит он. — Какие-то остатки, конечно, могли дожить до извержения и погибнуть, но Кампи-Флегреи не был основной причиной вымирания вида».
Так что же убило неандертальце? Судя по скорости, с которой они исчезли с лица планеты после того, как люди, покинув Африку, начали распространяться по всему миру, именно человек разумный сыграл важнейшую роль в их гибели. Это совсем не значит, что наши предки преследовали и убивали неандертальцев — сценарий маловероятный, учитывая преимущество неандертальцев в мышечной массе. Скорее, мы просто оказались более успешными в борьбе за ресурсы.
Эйлунд Пирс и Робин Данбар из Оксфордского университета вместе с г-ном Стрингером сравнили черепа 32 людей и 13 неандертальцев и обнаружили, что глазницы последних намного больше. Учёные пришли к выводу, что большие глаза были адаптацией к длинным и тёмным ночам и зимам Европы ледникового периода и в мозге неандертальцев на обработку «видеоданных» было выделено больше места, чем у человека разумного.
Напротив, современные люди, пришедшие из солнечной Африки, не имели нужды в подобной адаптации, поэтому у них лобные доли развивались по-другому и приобретали способность к обработке более сложной информации.
«Мозг неандертальцев был таким же большим, как у современного человека, — подчёркивает г-н Стингер, — но у неандертальцев и тела были больше. На управление таким телом требовалось больше клеток мозга, а тут ещё и необходимость в повышенной зоркости. На прочее оставалось гораздо меньше мозговой мощности, чем у людей современного анатомического типа».
Трудно сказать, каким образом наши предки пользовались этим преимуществом. Большинство учёных склоняется к тому, что это позволило им поддерживать комплексные, расширенные социальные сети, прямым следствием чего стало возникновение сложного языка.
Широкая сеть кланов должна была предоставить виду дополнительные возможности для выживания в условиях очередного ледникового периода: когда твоей группе становится тяжело, ты можешь рассчитывать на помощь от соседей. У неандертальцев с этим, по-видимому, было плохо. Этот момент подтверждается тем, что их орудия труда встречаются в пределах 50 км от места изготовления, а у людей инструменты могли пропутешествовать более 300 км.
Культура человека разумного становилась всё более сложной. Таня Смит из Гарвардского университета (США) и её коллеги недавно выяснили по ископаемым зубам, что детство у наших предков было длиннее неандертальского. Это означает, что человеческие дети дольше учились жить.
Г-жа Смит отмечает, что в Европу пришли существа, которые уже отказались от стратегии «жить быстро — умереть молодым» в пользу формулы «жить медленно и состариться». Редкие, небольшие популяции неандертальцев были плохо приспособлены к борьбе с такими конкурентами.
«Причин, по которым вымерли неандертальцы, могло быть несколько, — говорит г-н Стрингер. — Но главная одна: неандертальцев было мало».
Источник