«Рассвет» иранских РСЗО

«Рассвет» иранских РСЗО
В конце 80-х годов прошедшего века военное управление Ирана озаботилось обновлением парка реактивных систем залпового огня. Имеющиеся на вооружении комплексы Arash и Falaq-1 в целом устраивали военных, но имели ряд недочетов. Сначала, претензии вызывал малый радиус деяния. Например, «Фалак-1», в определенной мере являясь развитием русской РСЗО БМ-24, попавшей в Иран через третьи страны, лупил всего на 10 км, что уже числилось недостающим. Пробы провести реверс-инжиниринг русских БМ-21 «Град» также не привели к какому-либо осязаемому результату. На базе ракеты «Града» удалось сделать четыре собственные конструкции, самая совершенная из их даже достигнула дальности стрельбы в 40 км. Но калибр 122 мм не дозволил оснастить ракету Arash-4 массивным движком и боевой частью достаточной мощности сразу. Как итог, даже 4-ый вариант ракет семейства «Араш» не сумел оправдать все возлагаемые на него надежды.

В связи с такими неуввязками к концу 80-х было развернуто несколько программ, которые в конечном итоге вылились в возникновение семейства систем залпового огня под заглавием Fajr (в переводе с арабского «рассвет»). 1-ый представитель линейки – Fajr-1 – представлял собой поначалу приобретенные у Китая, а потом освоенные в производстве буксируемые РСЗО «Тип 63». На двухколесном шасси системы располагалась пусковая установка с двенадцатью трубами калибра 107 мм. Довольно обычная конструкция шасси и системы наведения позволяла поворачивать пакет стволов в границах горизонтального сектора шириной 32° и опускать/подымать пусковые трубы на углы от -3° до +57°. По мере надобности конструкция пусковой установки позволяла смонтировать ее на любом подходящем шасси. Китайские ракеты «Тип-63» в Иране получили новое обозначение – Haseb-1. 19-килограммовые боеприпасы при рациональном угле возвышения летели на восемь с излишним км. По иранским меркам это было недостаточно, из-за чего началась доработка Fajr-1. Освеженные ракеты Haseb дозволили повысить дальность стрельбы, но не до таких характеристик, какие желали военные.

Приблизительно сначала 90-х (четкие сведения о сроках отсутствуют) на фирмах Shahid Bagheri Industries Group и Sanam Industrial Group под покровительством гос Defense Industries Organization начались работы по новейшей системе залпового огня, в какой планировалось учитывать весь предшествующий опыт. Проект получил обозначение Fajr-3. Есть сведения, что в разработке «Рассвета-3» учавствовали спецы из Северной Кореи. Может быть, иранские военные и инженеры, сотрудничая с китайцами, пришли к определенным выводам и решили поменять страну, с которой стоит работать; но ряд последующих событий показал, что, вероятнее всего, иранцы просто решили расширить количество совместных проектов. В итоге сотрудничества в системе залпового огня Fajr-3 очевидно просматриваются некие черты северокорейской M1985, а именно сборка с размещением в средней части колесного шасси дополнительной кабины для расчета. В первый раз о существовании РСЗО Fajr-3 стало понятно в 1996 году, когда на параде в Тегеране было показано несколько таких самоходных установок. Броско, что те боевые машины были построены на базе трехосного грузовика японской конторы Isuzu, что поначалу послужило основой для версии о обычной покупке систем у КНДР, чьи M1985 базируются конкретно на таком шасси.
Предстоящее исследование фото и видеоматериалов с того парада привело западных профессионалов к выводу о, как минимум, сотрудничестве. Дело в том, что пусковые трубы иранского «Рассвета-3» имели вдвое больший поперечник, чем направляющие корейской установки M1985. Позднее стало понятно, что калибр реактивных снарядов Fajr-3 равен 240 миллиметрам. Из-за большего калибра пакет направляющих системы Fajr-3 при похожих размерах с «Градом» либо M1985 состоит только из 12 труб. Конструктивно пакет разбит на две части по 6 направляющих, любая из которых крепится к раме раздельно. Механизмы наведения имеют ручной привод и позволяют создавать наводку по возвышению от нуля до 57 градусов. По горизонтали направляющие крутятся на 90° от оси машины на лево и на 100° на право. Разница в углах горизонтального наведения вызвана особенностями примененного шасси. В предстоящем, при изменении базисного автомобиля, сектор горизонтальной наводки остался прежним. Как и другие реактивные системы залпового огня, Fajr-3 не имеет способности стрельбы с ходу и просит подготовительной подготовки. Посреди остального необходимо подчеркнуть необходимость использования 4 гидравлических аутригеров, которые не дают машине перевернуться при стрельбе. Общий вес боевой машины со оснащенной пусковой установкой превосходит 15 тонн. Наибольшая скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч.
Боеприпасы «Рассвета-3» представляют собой неуправляемые ракеты традиционной сборки калибра 240 мм и длиной 5,2 метра. Вес ракеты колеблется зависимо от типа боевой части, но во всех случаях не превосходит 420-430 килограмм. Из этой массы приблизительно 90 кг заведены под боевую часть. Она может быть осколочно-фугасной, зажигательной, хим, дымовой либо кассетной. Ракеты всех типов поставляются в войска в ящиках по три штуки. Таким макаром, в процессе 1-го залпа расходуется четыре ящика боеприпасов. Ведение огня осуществляется с помощью довольно обычный системы управления, позволяющей стрелять как одиночными, так и залпом. Интервал меж запусками отдельных ракет регулируется в границах от 4 до восьми секунд. При наивысшем значении этого параметра полный залп занимает полторы минутки. По разным оценкам, твердотопливный движок ракет Fajr-3 имеет в собственной базе пороховую шашку весом более 70-80 килограмм, что позволяет боеприпасам лететь на расстояние до 43 км. При стрельбе на наивысшую дальность ракета, двигаясь по баллистической линии движения, добивается высоты в 17 км. Во время полета снаряд стабилизируется вращением, обеспечиваемым хвостовыми стабилизаторами. Перед запуском они находятся в сложенном положении и после выхода из пусковой трубы раскладываются. Начальная раскрутка ракеты осуществляется с помощью штифта, передвигающегося по спиральному пазу в стене пусковой трубы.

Не позднее 1996 года Иран развернул серийное создание боевых машин Fajr-3 и боеприпасов для их. Сразу с этим началось предстоящее развитие проекта. Сначала стоит коснуться конфигурации колесной базы самоходной установки. Сначало все системы боевой машины устанавливались на трехосные вэдовые грузовики Isuzu. Незначительно позднее пусковые установки стали монтировать на доделанных грузовиках Merсedes-Benz 2624 6×6. Поиск рационального шасси для Fajr-3 завершился выбором грузовика Merсedes-Benz 2631. По имеющимся данным, все новые РСЗО «Рассвет-3» собираются конкретно на этой базе, а старенькые получают ее в процессе ремонта и модернизации. Подмена базисного грузовика практически никак не сказалась на ходовых качествах боевой машины. Поменялись только характеристики экономичности, что, в итоге, стало предпосылкой перехода на «Мерседес-Бенц 2631».

По разным данным, реактивная система залпового огня Fajr-3 была принята на вооружение иранской армии не позднее 1996 года, когда ее показали на параде. Мало позднее несколько 10-ов боевых машин с боезапасом были переданы частям «Хезболлы», которая начала использовать их еще во время боев в Южном Ливане. Боевое применение комплексов Fajr-3 не представляет собой что-то особое. Все случаи реального использования «Рассвета-3» на сто процентов подобны применению других систем этого класса: боевые машины выходят на позицию, создают обстрел целей и поспешно уходят. Соответствующая для РСЗО высочайшая поражающая способность вынуждала противостоявшие «Хезболле» южноливанские и израильские войска реагировать очень стремительно и самым скорым образом наносить ответные удары. Иранские Fajr-3, в свою очередь, в боевых действиях пока роли не воспринимали.
Сразу с Fajr-3 иранские конструкторы, сейчас вместе с китайскими, начали работу над последующей РСЗО под заглавием Fajr-5. Китайская сторона передала Ирану ряд документов по собственному проекту неуправляемых ракет семейства WS-1, который в некой мере стал макетом для Fajr-5. Целью нового проекта было создание системы залпового огня с еще большей дальностью стрельбы, более 60 км. При всем этом финансовая и внешнеполитическая ситуация востребовали от иранских инженеров сделать «Рассвет-5» очень унифицированным с наименее дальнобойной установкой. В итоге этого требования, посреди остального, Fajr-5 прошел через те же «приключения» с трехосной колесной базой. В текущее время все боевые машины этого проекта собираются на базе «Мерседесов» модели 2631. Вспомогательное оснащение боевой машины так же аналогично Fajr-3: аутригеры для стабилизации во время стрельбы, дополнительная кабина для расчета и т.д.
Но требования по дальности стрельбы и, как следствие, новый боеприпас привели к кардинальным изменениям конструкции пусковой установки. Расчеты проявили, что достижение данной дальности может быть только при калибре более 300 мм. После ряда расчетов был избран вариант неуправляемой ракеты калибра 333 мм. Огромные габариты боеприпаса принудили существенно уменьшить объем залпа. При сохранении применимых габаритов пусковой установки на ней помещалось только четыре пусковые трубы. Кроме числа направляющих и, по-видимому, неких частей, конструкция пусковой установки подобна соответственному агрегату «Рассвета-3». Наведение пусковой установки вначале производилось вручную, как на артиллерийских орудиях. Углы наводки по вертикали Fajr-5 – от горизонтали до 57 градусов. Горизонтальное наведение может быть исключительно в границах сектора шириной 45° от оси машины.

Главный элемент новейшей дальнобойной РСЗО – неуправляемая ракета калибра 333 мм. Боеприпас длиной в 6 с половиной метров весит порядка 900-930 килограмм. Боевая часть ракеты, зависимо от типа, имеет массу в 170-190 кг. Невзирая на повышение размеров ракеты и веса боевой части, номенклатура типов последней осталась прежней. Соответственно обстановке могут быть использованы осколочно-фугасные, зажигательные, хим и кассетные боеголовки. В случае с осколочно-фугасным вариантом ракета несет 90 килограмм взрывчатого вещества. Томная ракета с огромным припасом твердого горючего имеет хорошие характеристики дальности. Наибольшее расстояние, которая она может пропархать, приравнивается 75 километрам (высочайшая точка линии движения находится на высоте около 30 км). Стабилизация полета осуществляется только за счет вращения ракеты. Этот аспект проекта является одним из самых спорных – как проявили расчеты русских и американских конструкторов, реактивный снаряд безо всяких систем управления на дальностях выше 55-60 км очень очень отклоняется от точки прицеливания. Ракеты Fajr-5 никакими дополнительными системами управления не оснащаются, что вызывает надлежащие сомнения в точности и кучности стрельбы.
Все меры обеспечения точности попадания в системе «Рассвет-5» задели только прицельного комплекса. В первый раз в иранской практике РСЗО получила автоматическую систему управления орудием, которая без помощи других вычисляет углы наводки и обеспечивает автоматический огнь залпом либо по одному выстрелу. Значения интервалов меж запусками остались прежними: 4-8 секунд. Во время модернизации комплекс Fajr-5 получил освеженную систему управления орудием. Главное последствие модернизации – обеспечение способности не только лишь определения характеристик наводки, да и конкретного поворота и наведения пусковой установки. Для этого последняя оснащается приводами разворота; возможность ручной наводки сохраняется. Не считая того, в состав оборудования модернизированных Fajr-5 вошла аппаратура связи, позволяющая передавать данные о целях и наведении на их меж батареями РСЗО и командно-штабными машинами. По имеющимся данным, при наличии нового оборудования батареи реактивных систем залпового огня могут рассредотачиваться на расстоянии до 20 км от управляющих машин либо штабов.

Четкое время принятия на вооружение РСЗО Fajr-5 непонятно. 1-ые экземпляры этих боевых машин были продемонстрированы общественности сначала двухтысячных годов. Скоро стало понятно, что несколько установок было передано «Хезболле». В силу неких обстоятельств – вероятнее всего, это маленькое количество поставленных машин и малая точность – известны только единичные случаи внедрения этого орудия в процессе израильско-ливанской войны 2006 года. Результаты оказались не очень выше, чем при использовании Fajr-3, хотя большая дальность стрельбы дозволила штурмовать цели на большей площади. Имеются сведения о предстоящей модернизации системы залпового огня, прямо до конфигурации ее назначения. Согласно неким источникам, разрабатывается либо уже существует вариант «Рассвета-5», созданный для береговой обороны. Возможно, в его базе лежит новенькая противокорабельная ракета в габаритах неуправляемого боеприпаса. В неприятном случае стрельба штатными ракетами по кораблям, даже при наличии радиолокационного поиска и сопровождения целей, смотрится, как минимум, малоэффективной. Очередной слух, не получивший доказательства в официальных иранских источниках, касается сотворения настоящей баллистической ракеты малой дальности на базе все такого же Fajr-5. Официальные данные относительно модернизации боеприпаса пока касаются увеличения точности и маленького роста дальности полета.
Соответствующей чертой всех последних иранских реактивных систем залпового огня является обширное сотрудничество с забугорными странами при их разработке. Данный факт довольно увлекателен, в особенности в свете «происхождения» китайского либо северокорейского опыта. Несложно додуматься, что китайцы и корейцы научились делать собственные боевые машины и неуправляемые ракеты не без исследования имевшихся у их систем залпового огня русского производства. Таким макаром, иранские «Рассветы» в некой мере являются потомками русских комплексов с индексом «БМ» в заглавии. При всем этом свойства иранских систем, зависимо от модели боевой машины и используемого снаряда, находятся на уровне, соответственном русским РСЗО прошедших годов, и не представляют собой чего-то исключительного.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,153 сек. | 12.51 МБ