Система 2К5 «Коршун»

Система 2К5 "Коршун"

Как и в случае с твердотопливным «Стрижем», для внедрения в реактивных системах залпового огня был разработан и полевой вариант Р-110 — «Чирок-Н». Но обеспечиваемое жидкостным ракетным движком приемущество над «Стрижем» в дальности на 25% не оправдывало усложнение конструкции и эксплуатации. Значительными преимуществами обладала более мощная система «Коршун», проектирование которой в ОКБ-3 велось по Постановлению Совета Министров СССР от 19 сентября 1953 г. № 2469-1022 фактически сразу с работами по «Чирку».

Система «Коршун» 2К5 с жидкостной неуправляемой ракетой ЗР7 предназначалась для поражения целей на дальностях до 55 км сильными боевыми частями массой 100 к;. Неоднократное повышение массы боевой части и дальности стрельбы даже при использовании высокоэнергетичного водянистого горючего обусловило практически двукратное утяжеление «Коршуна» по сопоставлению с МД-20.

В отличие от германского «Тайфуна», в каком бак окислителя концентрично обхватывал бак горючего, российский неуправляемый реактивный снаряд ЗР7 был выполнен по классической схеме с поочередным расположением баков триэтиламинкси-лидина (ТГ-02, «Тонка») и азотной кислоты. Был также разработан более дешевенький вариант двигательной установки с применением ТГ-02 исключительно в качестве пускового горючего, а более доступного ТМ-130 — как основного. Как и на многих других ракетах 1950-х гг., в ЗР7 использовалась вытеснительная подача водянистого горючего. что обеспечивало упрощение и удешевление конструкции мотора ценой некого утяжеления корпусов рассчитанных на огромное давление баков. Вобщем, на маленьких ракетах масса конструкции изделия в целом оказывалась полностью применимой с учетом некого облегчения мотора за счет исключения из его состава турбонасосного агрегата.

В фронтальной части реактивного снаряда размещалась боевая часть. Снутри хвостового отсека располагался жидкостный ракетный движок С3.25 (С3.25Б в варианте с главным горючим ТМ-130), а на внешней поверхности корпуса отсека крепился стабилизатор, четыре трапециевидных пера которого размещались под маленьким углом к набегающему сгустку, что обеспечивало проворот по наклону для осреднения деяния газодинамических и аэродинамических возмущающих сил.

Для понижения аэродинамического сопротивления и удобства размещения на боевой машине корпус реактивного снаряда был выполнен в большенном удлинении. Длина составляла 5535 мм при поперечнике 250 мм.

Система 2К5 "Коршун"

Коршун на параде

При размещении боевой машины «Коршуна» на ставшем уже типовым для послевоенных систем залпового огня шасси ЗиС-151 либо его модификациях она не смогла нести более 2-ух реактивных снарядов ЗР7 массой по 385 кг. Более подходящие перспективы раскрывались при использовании трехосного шасси завышенной проходимости ЯАЗ-214. разработанного сначала 1950-х гг. После перевода производства этого автомобиля из Ярославля в Краматорск его наименование сменили на КрАЗ-214. Боевая машина системы «Коршун» 2П5 при массе 18,14 т могла развивать скорость по шоссе 55 км/ч, припас хода составлял 530 км. Пакет для размещения 6 реактивных снарядов на спиральных направляющих мог выводиться на угол возвышения до 52 град. Горизонтальное наведение производилось в границах угла 6 град Артиллерийская часть боевой машины разрабатывалась в Ленинграде в ЦКБ-34 под индексом СМ-55.

Большой опыт сотворения зенитных неуправляемых ракет, объединение разработки ракеты и мотора в одном коллективе ОКБ-3 НИИ-88 дозволили стремительно окончить шаг наземной отработки и с середины 1950-х гг. перейти к летным испытаниям, прошедшим довольно удачно и подтвердивших достижение данных характеристик комплекса. Была выпущена маленькая серия боевых машин, с 1957 г. демонстрировавшихся на парадах на Красноватой площади.

Но практически «Коршун» на вооружение не поступал. Коллективы Исаева и Севрука, работавшие на конкурсных началах в составе одной организации — НИИ-88, оказались в ситуации, обычно характеризуемой как «два ме
дведя в одной берлоге». Более реалистическая техно политика Исаева одержала верх, и в конце 1958 г. коллектив Севрука влили в ОКБ-2. Объединенное подразделение НИИ-88 получило наименование ОКБ-5 (ОКБ-2 + ОКБ-3), а сначала будущего года выделилось в совсем самостоятельную компанию — ОКБ-2, сосредоточившую свою деятельность на двигателестроении. В итоге прямо за коллективом ОКБ-1 СП. Царица фактически все конструкторские подразделения выделились из НИИ-88. который в полном согласовании с наименованием перевоплотился в научную компанию теоретического и экспериментального профиля. Сам же Севрук возвратился в компанию Глушко.

Официально разработка «Коршуна» была прекращена Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 февраля 1960 г. № 135-48.

Система 2К5 "Коршун"

«КОРШУН»
(уральский вариант)

Кроме НИИ-88 к разработке системы типа «Коршун» привлекалось и СКБ-385 при заводе № 66, расположенном вблизи от уральского городка Златоуст. В конце 1940-х гг. это предприятие планировалось в качестве основного изготовителя ракет Р-1 — воссозданной коллективом СП. Царица германской Фау-2 и баллистических ракет, создававшихся в их развитие. При заводе в 1947 г. было сотворено КБ во главе с М.И. Дуплищевым, с 1949 г. выделенное в самостоятельное СКБ-385. Но сначала 1950-х гг. было принято решение развернуть серийное создание Р-1 не в Златоусте, а в Днепропетровске. На Урале велись и бывалые работы по ракетостроению, но связанные с далековато не самой животрепещущей темой. Там разрабатывалось изделие «50РА» — все та же Р-1, но с применением в отсеках фанеры заместо металла. Позднее и эти работы передали в Днепропетровск, а в Златоусте занялись ракетой типа «Коршун» — 8Б51. По сопоставлению с вариантом НИИ-88 она была меньше — длина 4 м при калибре 240 мм, что должно было определять и несколько худшие тактико-технические свойства. Естественно, что жидкостный ракетный движок разрабатывал не соперник — Севрук, a A.M. Исаев, правда, работавший все в том же НИИ-88. Однокамерный движок С2.260 также работал на азотной кислоте и керосине. Вытеснительная подача компонент горючего обеспечивалась с применением порохового аккума давления.

После разработки эскизных проектов и проведения ряда экспериментальных работ был изготовлен выбор в пользу варианта Сев-рука, и работы по 8Б51 закончили. Но при ее проектировании был накоплен опыт содружества СКБ-385 с двигательным КБ Исаева, ставшего на многие десятилетия основой кооперации огромного количества организаций по созданию жидкостных баллистических ракет для подводных лодок, сформированной в предстоящем основным конструктором этих ракет В.П. Макеевым, возглавившим СКБ-385 в 1955 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: