УГРОЗА ПРИБЛИЖАЕТСЯ СО СКОРОСТЬЮ ГИПЕРЗВУКА (X-51 AWaveRider продолжение)

УГРОЗА ПРИБЛИЖАЕТСЯ СО СКОРОСТЬЮ ГИПЕРЗВУКА (X-51 AWaveRider продолжение)
На этой неделе состоялся 3-ий испытательный полет южноамериканского гиперзвукового летательного аппарата (ГЛА) X-51 AWaveRider – макета многообещающей ракеты. Но через 15 секунд после пуска, еще до начала работы основного мотора, WaveRider растерял управление и свалился в океан.
 
Предшествующее испытание, состоявшееся в прошедшем году, тоже провалилось – ускоритель, разгоняющий аппарат до нужной для пуска основного мотора скорости, сработал не впору и не отделился. Но ранее, в 2010-м, движку "машины" удалось проработать 200 секунд (планировалось 300), разогнав аппарат до 5 скоростей звука (5М). Длительность его работы, таким макаром, в три раза превысила предшествующий рекорд, поставленный русской/русской гиперзвуковой летающей лабораторией (ГЛЛ) "Холод". При всем этом, в отличие от российского аппарата, "янки" использовал в качестве горючего не водород, а авиационный керосин.
 
Сегоднящая беда, непременно, затормозит гиперзвуковую программку США, на которую израсходовано 2 миллиардов долл США. Но это не отменяет того факта, что у Штатов уже есть главная для этой программки разработка — работающий макет гиперзвукового воздушно-реактивного мотора (ГПВРД, он же скрамджет).
 
Потенциально такие движки способны разогнать летательный аппарат до 17 скоростей звука на водороде и до 8 – на углеводородном горючем. Но для его работы нужно достигнуть устойчивого горения горючего в сверхзвуковом воздушном потоке – что, по словам 1-го из разработчиков, никак не легче, чем удержать спичку зажженной в эпицентре урагана. Вобщем, еще не так издавна числилось, что при использовании углеводородного горючего это в принципе нереально, а единственным применимым горючим для ГПРВД является взрывоопасный, создающий эксплуатационные трудности и "раздувающий" объемы топливных баков из-за низкой плотности водород. Все же, начиная с 2004 года на Западе провели ряд относительно удачных испытаний летательных аппаратов — как водородных, так и "керосиновых".
 
В чем практический смысл двухмиллиардной программки? Проектная скорость Х-51 – 7М (около 7 тыс. км/ч для высоты 20 км), проектная дальность – 1600 км, высота полета – порядка 25 км. Другими словами, по "дальнобойности" он приблизительно соответствует крылатой ракете BGM-109 "Томогавк" (1600 км, с ядерной боевой частью – 2500 км) либо баллистической ракете средней дальности – к примеру, снятой с вооружения по договорам РСМД "Першинг-2" (1770 км). В чем достоинства "волнолета" по сопоставлению с "соперниками"?
 
BGM-109 имеет дозвуковую скорость – 880 км/ч. Таким макаром, полет на наивысшую дальность занимает около 2-ух часов. В протяжении сих пор ракета может быть найдена и уничтожена, а цель может переместиться. Непременно, парящая на высоте порядка 60 м над землей и владеющая малой радиолоПВОкационной заметностью уже в силу размеров крылатая ракета – очень проблемная цель для . Но известны и удачные примеры обороны атакуемых объектов от "Томагавков" — к примеру, иракского ядерного центра во время "Бури в пустыне".
 
Баллистическая ракета с дальностью такого же порядка имеет среднюю скорость около 10 тыс. км/ч. Но, во-1-х, "баллистики" могут быть засечены из космоса уже в момент старта – впечатляющий факел от работающих ракетных движков довольно отлично приметен. Во-2-х, наибольшая высота линии движения баллистических ракет таковой дальности приближается к 400 км, потому они достаточно рано "засвечиваются" на радарах ПРО. В-3-х, "баллистики" — неманеврирующая цель, что делает вероятным их перехват даже зенитными ракетами, наводящимися в точке упреждения. В целом при современном развитии систем ПРО баллистическая ракета средней дальности является довольно уязвимой целью.
 
При всем этом баллистические ракеты – феноменально неэффективное средство доставки по соотношению стартовой массы и полезной нагрузки. Хим ракетные движки соединяют гигантскую тягу с еще больше страшенной прожорливостью, а баллистические полеты в принципе энергозатратны. В конечном итоге, к примеру, "Першинг-2" при стартовой массе в 7,4 т нес боевую часть в 399 кг. Для сопоставления – "Томагавки" несут практически столько же при своем весе около полутора тонн.
 
Сейчас сравним с гиперзвуковыми ракетами. Скорость и подлетное время, в общем, сравнимы с таким у "Першинг-2". При всем этом Х-51, во-1-х, употребляет еще более экономный воздушно реактивный движок. Во-2-х, не забирается на высоту 400 км, "сообщая" о собственном присутствии всем близлежащим радарам ПРО. В-3-х — способен интенсивно маневрировать. Заметим, что как проявили тесты, проведенные в 2007-м шведской SaabBofors, на скоростях 5,5 М вероятны сложные маневры даже в плотных слоях атмосферы. В конечном итоге перехват WaveRider вероятен только если перехватчик приметно превосходит последнего в скорости и маневренности. На данный момент таких перехватчиков просто нет.
 
Имеющиеся комплексы ПРО также неспособны биться с гиперзвуковыми ракетами класса X-51. При всем этом даже в случае принципной способности поражения высочайшая скорость цели резко уменьшает зону перехвата.
 
Другими словами, WaveRider соединяет подлетное время, сравнимое с баллистическими ракетами средней дальности, с еще наименьшей заметностью и фактической неуязвимостью по отношению к современной ПВО/ПРО. Меж тем, в свое время управление СССР пошло на все, чтоб убрать "Першинги" из Европы, разменяв их на еще большее количество собственных ракет средней дальности – и не напрасно. 8-10-минутное подлетное время американских ракет превращало их в практически безупречное средство обезоруживающего и "обезглавливающего" удара – у подвергшихся атаке просто не оставалось времени на ответную реакцию. В случае доведения Х-51 до серии ситуация воспроизведется в ухудшенном варианте – при том, что создание ядерных вариантов "волнолетов" полностью может быть.
 
При всем этом применение ГПРВД не ограничивается аппаратами средней дальности. С одной стороны, по воззрению консультативной группы HАТО по галлактическим исследованиям и разработкам (AGARD), скрамджеты могут быть обширно применены в чисто тактических системах малой дальности – это противотанковые ракеты (предназначенные также для поражения укреплений), ракеты "воздух-воздух" и мелкокалиберные (30-40 мм) снаряды для поражения воздушных целей. Очередное возможное направление – внедрение ГПВРД в противоракетах, созданных для перехвата баллистических ракет на исходном участке линии движения.
 
С другой стороны, применение гиперзвуковых технологий способно привести к возникновению принципно новых классов стратегических систем. Более ограниченный вариант – внедрение гиперзвуковых аппаратов в качестве "маневрирующих боеголовок" для обычных баллистических ракет.
 
Отметим, что баллистическая ракета большой дальности не много уязвима на среднем участке линии движения (так как окружена множеством легких неверных целей, дипольными отражателями и постановщиками помех), но уязвима на исходном и конечном участках линии движения (легкие неверные цели отсеиваются самой атмосферой, в конечном итоге боеголовку аккомпанирует только маленькое количество томных ЛЦ). При всем этом и боеголовка, и ее "окружение" представляют собой набор неманеврирующих баллистических целей, что конструктивно упрощает задачку ПРО. Но высокоскоростная и маневрирующая "машина" с ГПВРД фактически неуязвима для сегодняшних средств ПВО и ПРО. В конечном итоге, объединив традиционную МБР с гиперзвуковым маневрирующим боевым блоком, можно достигнуть надежного прорыва соответственного эшелона противоракетной обороны.
 
Другими словами, идет речь о технологии, способной вправду совершить переворот в военном деле. Гиперзвуковая угроза безизбежно станет реальностью в очень обозримом будущем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 67 | 0,742 сек. | 12.67 МБ