Гонки «летающих радаров»

Гонки «летающих радаров»
Наша родина никак не может возвратиться на мировой рынок самолетов ДРЛО и У
В феврале прошедшего года на боевое дежурство официально заступил 1-ый глубоко модернизированный самолет далекого радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У) А-50У. Этот авиационный комплекс получил за год эксплуатации самые высочайшие оценки главкомата Военно-воздушных сил Рф, хотя концептуально он серьезно отстает от собственных забугорных аналогов.

В то же время перспективы принятия на вооружение создаваемых на смену А-50/А-50У новейших русских АВАКСов А-100 остаются очень туманными. Сроки окончания этой дорогостоящей и амбициозной военной программки повсевременно сдвигаются, ее сегодняшний статус не раскрывается. Мировой же рынок самолетов такового класса – огромных «летающих радаров» – на данный момент переживает стагнацию, которую навряд ли получится преодолеть (она быстрее усилится), беря во внимание очень высшую цена и техно сложность этих машин, также очень ограниченный спрос. Бум 2-ой половины 90-х – начала 2000-х годов на такие авиационные комплексы издавна сошел на нет. ВВС продвинутых стран укомплектованы большенными АВАКСами, а другие страны предпочитают закупать самолеты наименьшей размерности, да и этот рынок очень ограничен.
Соперники далекого обнаружения

Монополию США на авиационные системы далекого обнаружения СССР разрушил в апреле 1965 года, когда на вооружение русских ВВС был принят самолет радиолокационного дозора и обнаружения морских и воздушных целей Ту-126, сделанный конструкторским бюро Андрея Туполева на базе пассажирского лайнера Ту-114, с радиотехническим комплексом (РТК) «Лиана». Необходимо отметить, что америкосы первую летающую РЛС TBM-3W сделали еще в процессе 2-ой мировой войны, оборудовав в 1944-м радаром AN/APS-20 палубный торпедоносец Grumman Avenger. Потом эти радары установили на бомбовозах Boeing B-17.

Основной задачей Ту-126 в годы прохладной войны, как и его американских аналогов тех лет – Lockheed EC-121Warning Star и палубного Grumman E-1 Tracer, стали перехват далекой авиации противника и противодействие его реактивным истребителям. «Американцы» вели войны во Вьетнаме и по всему свету, Ту-126 в главном были заняты на боевом патрулировании воздушного места Арктики.

ДРЛО и У либо АВАКСы (Airborne Warning and Control System) третьего поколения решали задачку обнаружения воздушных целей, парящих на малых и сверхмалых высотах – вне зоны деяния существовавших тогда наземных радаров. Дальность обнаружения целей еще больше возросла, РЛС получили неизменный радиальный обзор за счет крутящихся радиолокаторов с пассивной решеткой, размещенных в «грибообразном» надфюзеляжном обтекателе.

Гонки «летающих радаров»
Самолет далекого радиолокационного обнаружения E-2C Hawkeye. 12-й авиасалон Dubai Air Show. Фото с веб-сайтов fightglobal.com и militaryphotos.net

Палубный АВАКС третьего поколения Northrop Grumman E-2 Hawkeye (1-ые поставки в 1964 году) с его модификациями до сего времени остается основным «летающим радаром» военно-морского флота США. Эта система находится на вооружении Израиля, Стране восходящего солнца, Сингапура, Франции, Египта и Тайваня. Самолеты Boeing E-3 Sentry (1-ые поставки в 1977 году) стали базисными для системы ДРЛО и У американских военно-воздушных сил, а потом для группировки ДРЛО и У государств НАТО.

Англия получила эти системы далекого обнаружения практически последней, так как вначале делала ставку на самолет ДРЛО и У своей разработки Nimrod AEW.3, создававшийся на базе патрульного самолета Nimrod (компания Hawker Siddeley – сейчас часть BAE Systems). Но более чем десятилетняя (1973–1984) английская программка потерпела жесточайшее фиаско – ни один из 11 заказанных Nimrod не был принят военным ведомством Соединенного Царства. РЛС ARY-920 оказалась очень ненадежной и неспешной в работе, разработчики так и не смогли преодолеть технические препядствия.

От «50» до «100»

Русским ответом третьего поколения стал авиационный комплекс далекого обнаружения А-50 (с РТК «Шмель»), сделанный на базе военно-транспортного самолета Ил-76МД Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом (ТАНТК) имени Г. М. Бериева вместе с НПО «Вега-М» (Столичный НИИ приборостроения – сейчас ОАО «Концерн радиостроения «Вега»). 1-ый полет А-50 сделал 19 декабря 1978 года, в 1989-м авиакомплекс официально принят на вооружение. Параллельно в Ираке сделали очередной самолет ДРЛО и У на базе русского Ил-76МД – Adnan с французской РЛС Thompson-CSF Tiger-G.

Гонки «летающих радаров»
Самолет А-50 на выставке МАКС-2009. Источник: igor113.livejournal.com

РЛС радиотехнического комплекса А-50 была способна найти истребитель на малой высоте на расстоянии до 400 км, на большой высоте – до 600 км, морскую цель – на расстоянии до 400 км. А-50 мог аккомпанировать сразу до 60 целей и наводить более 10 «своих» истребителей.

После распада СССР и до начала 2000-х годов никаких работ по созданию новых систем ДРЛО и У не проводилось. Совместная программка ОКБ Антонова и НПО «Вега-М» по разработке самолета ДРЛО и У Ан-71 с РТК «Квант» была заморожена еще в 1990-м из-за отсутствия финансирования.

Ситуация начала изменяться пару лет вспять. В 2009 году завершились тесты первого глубоко модернизированного самолета ДРЛО и У А-50У (ТАНТК и концерн «Вега»), сначала 2012-го машина была официально принята на вооружение. Отныне модернизация авиакомплексов ведется планово – самолет в год. Всего на вооружении ВВС РФ стоят 26 А-50, они все базируются на 2457-й авиабазе в Иванове.

Модернизированный РТК самолета А-50У обладает усовершенствованными способностями по выявлению низколетящих и малозаметных воздушных целей с измерением их угловых координат, скорости и дальности – обнаруживает разные типы воздушных и наземных целей на дальности до 650 и 300 км соответственно, сейчас он «видит» и вертолеты. При всем этом комплекс обеспечивает сопровождение до 300 целей и одновременное наведение нескольких 10-ов истребителей. Новенькая элементная база дозволила существенно понизить вес РТК и прирастить припас горючего. Конструктивно усовершенствованы рабочие места экипажа, есть комната отдыха, буфет и туалет.

Естественно, с одной стороны, ВВС Рф получили отменно новый и, по целому ряду свидетельств генералов, летчиков и профессионалов, успешный комплекс. Но с другой – эта система достигнула собственного модернизационного предела. В августе 2011 года тогдашний главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин заявил, что полностью новый самолет ДРЛО и У А-100, снаряженный РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), подымется в воздух в 2016-м, но о реальном статусе программки ничего непонятно. Представитель русского оборонно-промышленного комплекса так откомментировал ситуацию: «Процесс очевидно затягивается, сроки окончания программки разработчик (концерн «Вега») будет сдвигать». Одно из разъяснений – отсутствие воздушной платформы, новый РТК планируют поставить на военно-транспортный самолет Ил-76МД-90 («изделие 476»), серийное создание которого должно начаться на ульяновском авиационном заводе «Авиастар-СП». Пока эта машина существует в одном экземпляре.

Версия, более нередко звучащая в кулуарах во время совещаний по вопросам ОПК и военного авиапрома, – технические трудности с РЛС грядущего комплекса. Но главное, чтоб адаптация разрабатываемого радиотехнического комплекса к Ил-476 не стала предлогом для благополучного закрытия программки и для развертывания новых НИОКР с новым же финансированием и новыми сроками.

Швеция, Израиль, АФАР…

Сначала 90-х годов, когда в Рф на «фронте далекого обнаружения» не было никаких перемен, а США проводили модернизацию за модернизацией собственных комплексов, на рынок практически ворвались самые совершенные на тот момент израильские и шведские системы, снаряженные радарами с АФАР. В 1993 году три таких комплекса Phalcon (разработка компании Elta Systems – подразделения израильского концерна IAI), установленных на Boeing 707, сменили южноамериканские Е-3С в ВВС Израиля, годом позднее шведские ВВС начали получать самолеты Saab 340 с русскими РЛС Erieye (компания Ericsson, на данный момент в составе Saab AB).

Российско-израильский проект по продвижению на китайский рынок самолета А-50АИ с РЛС EL/M-2075 комплекса Phalcon в конце 90-х потерпел беду. Израиль перекрыл сделку под давлением США. Но сделанная система отыскала собственного покупателя. Индия заполучила три А-50EI, поставки завершились в 2011 году, в индийских планах покупка еще 2-ух таких самолетов.

Предстоящее развитие системы Phalcon проявилось в разработке очень успешных легких самолетов ДРЛО и У Eitam – израильской РЛС, установленной (антенны по бортам фюзеляжа) на южноамериканском бизнес-самолете Gulfstream G550. В ВВС Израиля поступило три G550 Eitam в 2006-м, еще четыре машины купил Сингапур. В 2011 году IAI объявил о запуске совместного с европейским аэрокосмическим концерном EADS проекта по созданию самолета ДРЛО и У малой размерности на базе легкого турбовинтового военного транспортника CASA С-295 компании Airbus Military.

Шведские соперники предложили на рынок в конце 90-х одну из более фаворитных композиций – легкий самолет R.99 (ЕМВ-145AEW) – комплекс Erieye, установленный на бразильском региональном самолете Embraer EMB-145. Кроме Бразилии, эти машины были куплены Грецией, Мексикой, ОАЭ, Пакистаном, Саудовской Аравией и Таиландом.

Гонки «летающих радаров»
Бразильский ДРЛОиУ EMB-145I для ВВС Индии. Источник: livefist.blogspot.in

ЕМВ-145AEW станет базисной платформой для реализации индийской государственной программки «летающего радара». Радиотехническое оборудование Индия вначале подразумевала сделать своими силами, но работы затянулись.

Южноамериканская программка по созданию легких комплексов, схожих израильским и шведским, была воплощена в совместном проекте концернов Boeing и Northrop Grumman Е-737, разработанном на базе обширно всераспространенного пассажирского самолета Boeing 737. Судьба программки оказалась не очень счастливой, так как в процессе ее воплощения цены на самолеты выросли в два раза против планируемых (200 миллионов баксов за единицу). Все же комплексы куплены Австралией, Турцией и Южной Кореей.

Другой южноамериканский легкий комплекс – Northrop Grumman E-2С Hawkeye также не выдержал конкуренции с израильтянами и шведами на международном рынке, но серийное создание машины поддержал внутренний потребитель – военно-морская авиация США, заказав практически 40 самолетов. Три машины Е-2С заполучила Франция для собственного единственного авианосца Charles de Gaulle.

В 2010 году ВМФ США начали подмену старенькых авиакомплексов Hawkeye (более 70 машин) на его последнюю модификацию – E-2 Advanced Hawkeye c новой радиолокационной системой AN/APY-9 с АФАР, которая совсем необычным образом расположена в механическом обтекателе старенькой конструкции.

Китайский рывок

Следуя своим обычным методом полного копирования военной техники, Китай достигнул относительно огромных фурроров и в области авиационных систем далекого обнаружения. В 2003 году китайцы подняли в воздух комплекс KJ-2000, сделанный на базе русского Ил-76МД и оборудованный радаром с АФАР своей разработки. На данный момент в составе ВВС Народно-освободительной армии Китая восемь таких машин.

Гонки «летающих радаров»
Самолет далекого радиолокационного обнаружения KJ-200 ВВС Китая

Параллельно разрабатывался более легкий ZDK-03 (РТК с АФАР во вращающемся дисковом обтекателе) на базе транспортника Shaanxi Y-8 (клон русского военно-транспортного самолета Ан-12). Четыре ZDK-03 закупил Пакистан. На базе Y-8 сотворен и китайский самолет ДРЛО и У KJ-200 с 2-мя плоскими АФАР в недвижном обтекателе.

Гонки «летающих радаров»
Самолет ДРЛО и управления ZDK-03 (Karakoram Eagle) китайской постройки специально для Пакистана. Источник: pakmr.blogspot.com

Для оснащения первого китайского авианосца «Ляонин» (прошлый русский тяжкий авианесущий крейсер «Варяг») с середины 2009 года ведется разработка легкого палубного самолета ДРЛО и У Y-7AEW на базе транспортника Y-7 (копия русского Ан-24).

Китайские конструкторы утверждают: все оборудование комплексов создано, произведено и собрано на российских предприятиях, что вызывает полностью легитимное недоверие профессионалов, беря во внимание высочайшую техно сложность систем, любовь ОПК КНР к клонированию и очень резвую реализацию программ (наименее полутора 10-ка лет).

Все же высочайшая степень завершенности китайских проектов по ДРЛО и У, их выход на серийное создание и экспортные поставки свидетельствуют о том, что наименее чем через 10 лет КНР займет 2-ое место после США в этом очень выгодном секторе мирового рынка вооружений. У русских разработчиков осталось совершенно мало времени, чтоб перехватить у коллег из Китая инициативу.


Иван Коновалов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,197 сек. | 12.53 МБ