Русский корабль в составе сил резвого реагирования ВМС США

Советский корабль в составе сил быстрого реагирования ВМС США

На мировом рынке штатских грузовых и военно-транспортных перевозок значительную долю занимает техника русского и русского производства. Часто поступают анонсы, связанные с инцидентами с Ан-12 либо Ми-8 где-нибудь в непролазных тропических зарослях Республики Конго. Русский Альянс пропал 20 годов назад, но русская авиатехника продолжает летать в тех краях в большенном количестве, демонстрируя чудеса надежности: самолеты эксплуатируются вопреки всем нормам и правилам, по многу лет обходясь без нужного техобслуживания. Их детали и узлы за этот период времени выработали по несколько ресурсов, но «Аны» и «Илы» исправно обслуживают грузопоток.

18 июля 2012 года на веб-сайте Пентагона было размещена официальная информация о покупке 10 русских вертолетов (http://www.defense.gov/contracts/contract.aspx?contractid=4835 — познание британского языка необязательно, все и так понятно в первой строке). Четкая сумма договора — $171,380,636. Поставка Ми-17 (экспортная версия Ми-8) должна закончиться в 2016 году. Нужно увидеть, что русская техника покупается никак не по стоимости металлолома: $171 миллион за 10 вертолетов – по 17 миллионов долл. за каждую машину! Практически столько же стоит южноамериканский многоцелевой UH-60 «Черный ястреб» — от 20 миллионов долл. за единицу. Естественно, эксплуатация русских вертолетов в среднем обходится дешевле, но совсем разумеется, что «вертолетная авантюра» Пентагона появилась не только лишь из-за рвения к уменьшению расходов на закупку техники. Вертолеты семейства Ми-8 впечатлили американских военных собственной простотой и надежностью, при всем этом грузоподъемность «толстого» Ми-8 полностью ожидаемо оказалась больше, чем у «Черного ястреба». А в процессе транспортных миссий в Афганистане высокотехнологичное оборудование UH-60 оказалось по большей части ненадобным – от вертолета требовалось только принять на борт груз и доставить его в обозначенную точку. Внедрение томных вертолетов «Чинук» привело к росту транспортных расходов, они более уязвимы и меньше адаптированы для полетов в горах.

Издавна существует проект, связанный с арендой Ан-124 для нужд НАТО. С 2002 года компания «Волга-Днепр» оказывает услуги по перевозке интернациональных грузов в Афганистан, используя самолеты Ил-76 и Ан-124 «Руслан». В 2006 году командование НАТО заключило контракт об аренде 6 «Русланов» — 3-х русских («Волга-Днепр») и 3-х украинских («Авиалинии Антонова»). После авиакатастрофы в Лашкаргахе в 2006 году стало понятно об использовании самолетов Ан-26 в составе подразделений по обеспечению спецопераций ВВС США.
Фуррор бывшей русской техники закономерен, и доказательством этому служит наша последующая история.

Что необыкновенного может быть в корабле «Младший капрал Рой Вит»? Всего только один из 12-ти ролкеров, принадлежащих Командованию морских перевозок (Military Sealift Command). Как и другие транспортные корабли ВМС США, большой роскошный ролкер-контейнеровоз употребляется для снабжения американских войск по всему миру. Но главный секрет газотурбинного ролкера USNS LCPL ROY M. WHEAT в том, что вначале это был «Владимир Васляев» — красота и гордость Черноморского морского пароходства.

Он прогуливался в Игарку, в Рио, в Нагасаки…

В 1979 году в г. Николаеве был спущен на воду уникальный газотурбоход «Капитан Смирнов» — головной корабль проекта 1609 «Атлантика». В течение будущего года со стапелей сошли однотипные «Капитан Мезенцев» и «Инженер Ермошкин». Последним в серии газотурбоходов пр. 1609 стал «Владимир Васляев», 1987 год.

Четыре крупнотоннажных ролкера (англ. roll — катить) предназначались для перевозки грузов на колесной базе (автомобилей, грузовиков, спецтехники и т.д.), а при желании были бы применены как контейнеровозы. Технику загоняли на палубу своим ходом – для этого в кормовой части была предусмотрена широкая аппарель (откидывающаяся часть кормы). Три горизонтальных грузовых отсека имели вместимостью 54313 куб. м. Груз размещался на 4-х палубах и на втором деньке. Для перемещения грузов снутри судна на борту ролкеров имелись 14 автопогрузчиков производства компании "Валмет" (Финляндия) и стационарные внутренние рампы с наклоном 7°, ведущие с одной палубы
на другую.

Советский корабль в составе сил быстрого реагирования ВМС США

"Инженер Емрошкин" с мирным грузом под русским флагом


Но главной особенностью газотурбоходов типа «Капитан Смирнов» была высочайшая скорость хода, неслыханная до этого для штатских судов – на полном ходу большой ролкер водоизмещением 36 тыс. тонн с легкостью развивал 25 узлов. Судно «Капитан Смирнов» работало на полосы Темное море — Вьетнам и за 50 суток посещало 16 портов.

Газотурбоход, как надо из его наименования, приводится в движение не обыкновенными экономными дизелями, а сильными газовыми турбинами. Силовая установка «Капитана Смирнова» выдавала на валу 50 тыс. л. с. Настолько внезапный выбор типа силовой установки для ролкера вызывает некие сомнения насчет предназначения судна. Дело в том, что газовая турбина, при иных равных критериях, уступает дизелю по экономичности, а скорость 25-26 узлов для коммерческого судна очевидно сверхизбыточна. Для сопоставления: современный контейнеровоз наивысшего ледового класса «Норильский никель» (29 тыс. тонн, построен в 2006 году) приводится в движение винторулевой колонкой типа «Azipod» мощностью около 18 тыс. л. с.

Вправду, «Капитан Смирнов» никогда не прогуливался на полном ходу – главные газотурбинные агрегаты в основной эксплуатации работали в «перекрестном режиме», при котором в работе находился ГТД и теплоутилизационный котел 1-го борта и паровая турбина другого борта. Это позволило несколько понизить расход горючего, скорость «уменьшалась» до 19—20 узлов, а расход горючего на милю составлял 210 кг.

Странноватая конструкция ролкера значит последующее: «Капитан Смирнов» создавался как военный корабль! Объясню свою идея: ролкер имел двойное предназначение – в случае необходимости «мирный русский транспорт» мог быть в кратчайшие сроки переоборудован в быстроходный транспорт снабжения. Ну и не могло быть по-другому в СССР, если даже поперечник сигарет и макарон соответствовал калибру боеприпасов.

Быстроходный транспорт снабжения — хорошее средство для ведения боевых действий на чужих берегах. Через некоторое количество дней после получения приказа «Капитан Смирнов» опустил бы свою кормовую рампу на причал в порту Тартуса, и с нее под нежным средиземноморским солнцем на сберегал бы съехала сотня-другая БТРов с броней, густо покрытой десантниками. Быстроходные ролкеры могут быть с фуррором использованы для доставки важных грузов – на сберегал заместо БТРов могут съехать, к примеру, несколько дивизионов С-300.

Советский корабль в составе сил быстрого реагирования ВМС США

USNS LCPL ROY M. WHEAT — умопомрачительно роскошный корабль


Для сопоставления: огромные десантные корабли пр. 775 («Цезарь Куников») имеют водоизмещение 4000 тонн, наибольший ход 18 узлов, дальность плавания – 6000 миль на 12 уз. (у ролкера «Капитан Смирнов» — 16 000 миль на 20 уз.). Естественно, впрямую ассоциировать океанский газотурбоход с танкодесантным кораблем неправильно – у их совсем различная конструкция и задачки. Но, надеюсь, читатели сообразили мою идея – быстроходный ролкер мог доставить 20 тыс. тонн груза в всякую точку мира.

Очередное доказательство моих выводов о военном назначении корабля: нереализованный проект противолодочного вертолетоносца пр. 10200 «Халзан» создавался на базе «гражданского» ролкера «Капитан Смирнов»!

Было ли это действенным решением: заместо реальных военных и коммерческих кораблей строить модификации двойного предназначения? Как понятно, универсальное средство всегда уступает спец, а эталоны военного судостроения плохо отражаются на свойствах коммерческих судов. Все же, ролкеры честно работали в Балтийском и Черноморском морском пароходствах и даже оставались выгодными благодаря находчивости судовых «рационализаторов», вроде «перекрестного режима» работы ГЭУ. За 12 лет эксплуатации экипаж «Капитана Смирнова» ввел 100 рацпредложений, что само по себе насторажи

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,171 сек. | 12.48 МБ