Корректируемые авиационные бомбы (КАБ), которые в английской литературе нередко называются smart bomb (умные бомбы) – это один из видов управляемых авиационных средств поражения наземных целей. КАБ – представляют собой авиационные бомбы, снаряженные системой наведения и управления. Необходимо отметить, что важной чертой авиационных боеприпасов является коэффициент дела массы взрывчатого вещества к полной массе бомбы/ракеты. Для авиационных ракет данный показатель составляет от 0,2 до 0,5 (настолько низкое соотношение разъясняется размещением в ракете мотора, топливных баков, систем корректировки), для неуправляемых авиабомб данный показатель приближается к единице, для КАБ он составляет – 0,7-0,9. При фактически схожей массе и дальности запуска (в сопоставлении с ракетой) корректируемая авиабомба может нести еще больше взрывчатого вещества.
Высокоточное орудие США – бомбы класса SDB
Начнем собственный рассказ о современном высокоточном оружии с американских бомб SDB (Small Diameter Bomb). Бомба представлена в 2-ух главных разновидностях GBU-39 и GBU-40. Данная КАБ способна поражать железобетонные ангары и бункеры, пробивая их стенки. Конструкция бомбы имеет раскладывающиеся в полете крылья, что позволяет значительно прирастить дальность поражения целей. Бомба находится на вооружении армии США с сентября 2006 года. Самый современный южноамериканский истребитель 5-го поколения F-22A Raptor способен расположить на специальной подвеске и в бомболюках 8 бомб подобного класса.
Первой заступила на службу армии США бомба SDB I она же GBU-39. Вес ее довольно невелик всего 130 кг., поперечник около 190 мм., длина составляет около 1,8 м. Если ассоциировать с боеприпасами времен 2-ой мировой войны можно отметить сравнимо малый вес и поперечник при существенно возросшей длине бомбы. Данная бомба в состоянии довольно точно поражать разные цели – ее радиальное возможное отклонение (поперечник круга, в который гарантировано ляжет половина бомбы) составляет 5-8 м. Такая точность достигается с помощью бортовой системы управления с инерциальными каналами и GPS. Инерциальные каналы в состоянии обеспечить работу в критериях насыщенного радиоэлектронного угнетения со стороны противника. Все это делается ради того, чтоб доставить 17 кг. высокобризантной взрывчатки точно к цели. Налогоплательщику такая «игрушка» обходится в 70 тыс. баксов за экземпляр (пара среднегодовых зарплат в США).

SDB GBU-39
Вероятнее всего, обыденный человек с гуманитарным образованием, при виде таковой цены кинулся бы клеймить железом Пентагон и всех его подрядчиков. Но все познается в сопоставлении, ведь обычной мещанин, как понятно, бомб на заработную плату не приобретает. А доставкой боеприпасов до цели занимается авиация. Бомбы класса SDB могут применяться на последующих самолетах: бомбовозах B-52 Stratofortress, B-1 Ланцер, B-2 Spirit, истребителях F-15E Strike Eagle, F-16 Fighting Falcon, F-22 Raptor, F-35 Lightning II, также штурмовике A-10 Thunderbolt II. Если откинуть отсюда машины первых поколений и посмотреть на цены новейших самолетов все встанет на свои места. Так цена бомбовоза B-2 Spirit, выполненного по технологии стелс, составляет чуток более 1 миллиардов. баксов за штуку (без учета НИОКР). А малозаметный истребитель завоевания приемущества в воздухе F-22 Raptor, относящийся к 5 поколению, оценивается в 137,5 млн. баксов за серийный экземпляр 2008 года. Цена истребителя-бомбардировщика F-35 Lightning II стартует с отметки в 83 млн. баксов за самую дешевенькую модификацию. В сопоставлении с этими астрономическими ценами цена бомбы SDB смотрится просто копеечной.
Бомба SDB GBU-39 является планирующей. К цели она подходит со сложенными крыльями. Бомба может быть уложена на особый поддон BRU-61/A, который вмещает 4 таких КАБ. Бомбоместо на узле подвески бомболюка занимает конкретно одна такая «упаковка по четыре». После сброса поддона его пневматика откидывает бомбы, они расправляют крылья, уложенные вдоль корпуса при помощи специального механизма, распрямляют рули, раскрывающиеся в кормовой части (там же размещена система управления) и начинают выводиться на заданную цель. К цели такая бомба подходит планируя. При всем этом дальность ее сбрасыван
ия до объекта поражения может достигать до 110 км. Такая дальность призвана минимизировать риск встречи страшенно дорогой авиационной техники (истребителей, бомбардировщиков) с системой ПВО противника. Чем далее находятся самолеты от средств ПВО, тем эффективнее реализуется заложенная в их конструкции разработка малозаметности, ну и под огнь обыкновенной ствольной артиллерии ПВО, наводимой зрительно, уже не попадешь.
Истребитель 5-го поколения F-22 Raptor, владеющий сверхзвуковой крейсерской скоростью, в состоянии сбрасывать данные бомбы и на ней. В данном случае SDB может пропархать еще далее за счет возросшей подъемной силы крыльев и полета по более высочайшей линии движения. Достигнув цели, бомба может вести себя по-разному. Переключаемый из кабины самолета взрыватель может работать в нескольких режимах – классическом контактном, взрыве с замедлением и воздушном взрыве. Наличие у бомбы режима взрыва с замедлением разъясняет тот факт, почему у SDB взрывчатки меньше, чем у более старенькых бомб и собственных современных аналогов. Все дело в том, что приблизительно 70 кг. ее массы приходится на прочный корпус, выполняющий роль снаряда и позволяющий бомбе на целый метр углубляться в армированный железными прутками бетон.

GBU-39 поражает штурмовик в закрытом капонире
Корректируемая авиабомба SDB-I умеет поражать только недвижные цели. Она уже была опробована во время военных операций в Ираке и Афганистане. Последующее поколение этого орудия SDB-II либо GBU-40 имеет в собственный конструкции систему определения целей и тепловизионный датчик. Их наличие позволяет КАБ поражать танки и другую наземную технику. Стоимость данной разновидности находится около отметки в 90 тыс. баксов за штуку.
Высокоточное орудие Рф – КАБ-250
Не так издавна Наша родина представило самую малогабаритную в собственном классе авиабомбу КАБ-250, производителем которой является ГНПП «Регион». Данная корректируемая бомба обладает всеми соответствующими особенностями обычных неуправляемых бомб и, вероятнее всего, имеет ТВ систему наведения. Поперечник бомбы составляет 225 мм., длина 3,2 м., вес 250 кг. Из их 127 кг. приходится на вес взрывчатого вещества. Данная корректируемая авиабомба может располагаться как на наружной подвеске, так и во внутренних отсеках истребителей-бомбардировщиков.
Данная бомба была представлена на прошедшем в августе авиасалоне МАКС-2011. Необходимо отметить, что ее разработчик ГНПП «Регион» не предоставил каких-то развернутых сведений о данном образчике, так что обычной мещанин может только догадываться об эффективности данного устройства. Не глядя на это, можно представить, что КАБ-250 обладает комбинированной спутниковой и лазерной полуактивной системой наведения. Также направляет на себя внимание соответствующая удлиненная форма корпуса новейшей бомбы, которая, вероятнее всего, оптимизирована под внутренние отсеки самолета 5-го поколения ПАК ФА.
Ранее сделанные в Рф корректируемые авиабомбы отлично поражают также надводные и подводные цели. Например, КАБ «Загон-1» в состоянии поражать подводные лодки противника на глубинах до 150 метров и волнении моря в 6 баллов. Данная бомба применяется в большей степени в заливах, фиордах, других районах, в каких применение другого управляемого вооружения затруднено. При применении против подводных целей сброс бомбы осуществляется на парашюте. В тот момент, когда бомба касается поверхности, она отделяется от него, погружается и движется к цели за счет гравитации, наличия системы управления движением и активной гидроакустической пеленгации подводных целей. По инфы ГНПП «Регион», КАБ «Загон-1» унифицирована для внедрения на противолодочных самолетах Ил-38 и Ту-142МЭ, также вертолетов типа Ка-28.

КАБ-250
Необходимо отметить, что российские авиабомбы очень презентабельны по аспекту «стоим
ость-эффективность», ординарны в изготовлении и нетребовательны в эксплуатации. Производящиеся сейчас в Рф КАБ не требуют какого-нибудь специального технического обслуживания и контроля.
В заключении можно отметить, что заниматься сопоставлением современных русских и американских КАБ впрямую довольно тупо и никчемно. Очень уж различные это устройства. Южноамериканская КАБ SDB – это, на самом деле, ракета-снаряд без мотора, которая в состоянии преодолеть существенное расстояние за счет планирования. Основное ее назначение поражение бункеров, командных пт, построек, методом пробития стенок и внутреннего взрыва. В свою очередь русские боеприпасы обычно дешевле и больше тяготеют к обыденным авиабомбам. При всем этом они имеют значительно больший вес боевой части и значительно наименьший радиус использования (южноамериканская SDB до 110 км. от цели, русская КАБ-500 до 9 км.).