Существуют ли кровавые дикари Амазонки?

Антропологи перессорились из-за откровенных мемуаров американского учёного Наполеона Шаньона. Журналисты, борцы за права человека и даже чиновники не остались в стороне.

Существуют ли кровавые дикари Амазонки?

Один из яномамо (фото Doctor Malito).

Исследователь несколько лет прожил с индейцами яномамо из долины Амазонки, результатом чего стала книга «Яномамо: Жестокое племя» (Yanomamo: The Fierce People), увидевшая свет в 1968 году. В ней рассказывалось о 20-тысячном народе, живущем изолированно от внешнего мира в джунглях на границе Венесуэлы и Бразилии. Любимое занятие яномамо — война не на живот, а на смерть, ведь победитель, убивший конкурента, получает возможность забрать себе его женщину и зачать с ней ребёнка.

Эта работа стала бомбой, показав, что человек, словно животное, руководим простейшим желанием размножаться и устранять конкурентов. Но со времён Руссо антропологи считают, что первобытные люди мирно сосуществовали в небольших сообществах, будучи избавлены от современных источников стресса и находясь в гармонии с окружающей средой. Предполагалось, что племена вроде яномамо сохранили память о той счастливой поре.

Очередная книга г-на Шаньона «Благородные дикари» (Noble Savages) с новой силой разожгла давний спор. Учёный с прежней страстью набрасывается на оппонентов. Подзаголовок красноречив: «Моя жизнь среди двух опасных племён — яномамо и антропологами».

Г-н Шаньон рассказывает о том, как он строил деревни в тропических лесах, промышлял охотой и наблюдал за кровавыми набегами на соседние поселения. «Наименее понятным мне казалось то, что они сражались за женщин, — пишет исследователь. — И я ждал скептического приёма, возвратившись в университет». Он не ошибся. Его обвинили в том, что он намеренно изобразил амазонских индейцев кровавыми дикарями, чтобы чиновники и дельцы получили моральное право на захват их территорий.

Основная часть новой книги посвящена опровержению этих нападок. Г-н Шаньон замечает, что антропологи слишком часто игнорируют данные наблюдений в угоду политкорректности. «За два последних десятилетия культурная антропология в США практически перестала быть наукой», — чеканит учёный.

Существуют ли кровавые дикари Амазонки?

Фото: abunda.ru

Группа антропологов, которая тоже работала с яномамо, выступила с совместным заявлением: «Мы абсолютно не согласны с характеристикой, данной обществу яномамо Наполеоном Шаньоном, который считает их жестокими и архаичными людьми. Мы сожалеем, что работа Шаньона на протяжении многих лет использовалась — и может использоваться до сих пор — для поражения янамомо в праве владения землёй и в культурных правах».

Одна из подписавшихся, Гейл Гудвин Гомес из Колледжа Род-Айленда (США), отметила, что прожила с янамомо несколько десятилетий и ни разу не взялась за оружие.

Своё слово сказала и организация Survival International: «Работа Шаньона часто используется писателями, которые хотят изобразить туземцев в качестве жестоких, звероподобных дикарей».

Дави Копенава, представитель бразильских яномамо, заявил: «Нам, яномамо, которые живут в лесу, антрополог Наполеон Шаньон не друг. Он не говорит хорошие вещи, он не передаёт хорошие слова. Он говорит о яномамо, но его слова враждебны».

В ответ на это г-н Шаньон в письме сайту Inside Higher Ed лишь выразил надежду, что рано или поздно научный подход в изучении Homo sapiens снова возобладает, а те отделы антропологии, которые сейчас на первом месте, но в действительности антропологическими не являются, растворятся в дисциплинах вроде сравнительного литературоведения, гендерных исследований, философии и проч.

По материалам science.compulenta.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 64 | 0,225 сек. | 12.85 МБ