Схватка за Крит как «пиррова победа» германских ВДВ

Летом 1941 года, в процессе нападения фашисткой Германии на СССР, многие военные спецы направили внимание на то, что германское командование фактически исключило обширное применение собственных воздушно-десантных войск на Восточном фронте. Соединения и части германских ВДВ вели войны в главном в качестве пехоты, время от времени в качестве штурмовых войск, да, воздушные десанты германцами применялись, но исключительно в составе не огромных подразделений и то исключительно в ближних тылах Красноватой Армии, в главном для захвата либо поражения особо принципиальных отдельных объектов и менее того.

Сражение за Крит как "пиррова победа" германских ВДВ
Подбитый германский транспортный самолет Юнкерс Ю-52 падает на землю во время посадки на Крите. 2-ой самолет (на заднем плане) удачно скинул десантников, раскрытые парашюты которых видны слева.

В чем предпосылки таковой осторожности германцев? Например, их танковые части и соединения напротив мчались только вперед, не обращая внимания на свои открытые фланги и отставшие тылы, практически германские танкисты поменяли собой ВДВ, потому что действовали решительно, дерзко, настойчиво и деятельно, а подразделения германских ВДВ на поле боя робко следовали за ними в качестве обычной мотопехоты.

Предпосылкой таковой «скромности» германских ВДВ, оказывается, был личный приказ фюрера, запрещавший внедрение германских воздушно-десантных войск в особых масштабных десантных операциях, данный приказ состоялся по итогам операции по захвату о. Крит, проведенный силами германских ВВС и ВДВ в мае 1941 года.

Зачем вообщем германцам пригодилось захватывать этот полуостров, находящийся в восточном Средиземноморье, да еще практически намедни начала большой и суровой войны против Русского Союза?

Многие исследователи считают, что немцы серьезно боялись того, что, используя Крит как базу и собственного рода непотопляемый авианосец, союзники начнут бомбардировки румынских нефтяных месторождений, имевших для Германии важное стратегическое значение, потому что без румынской нефти было фактически нереально воевать против СССР, так что захват Крита являлся залогом удачного безостановочного продвижения германских танков на будущем Восточном фронте.

Сражение за Крит как "пиррова победа" германских ВДВ
Германские парашютисты десантируются на полуостров Крит под огнем противника

Из разных данных понятно, что к началу операции гарнизон Крита насчитывал около 40 тыс. греческих и английских боец, цифра кажется на 1-ый взор впечатляющей, но греческие войска, имели на боевых позициях в собственном составе всего менее 14 тыс. боец и те были фактически без томных вооружений и имели очень ограниченное количество боеприпасов. Таким макаром, данной группировке союзных войск было не просто противостоять не только лишь германским десантникам, истинной германской военной элите, да и даже обычной пехоте вермахта.

Британцы отлично понимали, что плохо вооруженные греческие войска длительно обороняться не сумеют и потому главными силами, которые составляли базу противодесантной обороны Крита, являлись, в главном, их более приготовленные кадровые пехотные полки Лестерский, Аргайлский и Сазерлендский, которые имели на вооружении даже легкие танки. Слабенькими сторонами в обороне острова было также отсутствие транспорта, в связи, с чем нереально было стремительно перекидывать войска с 1-го угрожаемого направления на другое, обороняющиеся также не имели на вооружении достаточного количества артиллерии и боеприпасов к ней. На вооружении ПВО, чтоб прикрыть хотя бы более принципиальные объекты, зенитных орудий было менее половины от
нужного количества.

По всей видимости, английское командование рассчитывало, в главном, на свои военно-морские силы, потому что их боевые корабли практически вполне контролировали все прибрежные воды Крита. Все это, как им казалось, делало полуостров фактически неприступным для обычного на то время морского десанта, но немцы стукнули там, где их ждали меньше всего, — с воздуха.

Германцы для вторжения на Крит сделали специальную авиационно-десантную группировку, в состав которой входили: 11-й авиационный корпус, который привлекался для воплощения конкретно посадки на полуостров и 8-й авиационный корпус, который был должен прикрыть все деяния десанта на земле. Германские авиационные корпуса в общей трудности насчитывали 430 бомбардировщиков и 180 истребителей, более 500 транспортных самолетов и 80 планеров. Немцы имели полное господство в воздухе. Командование всей операцией производило ведомство Геринга-Люфтваффе, германские ВДВ в то время входили в состав ВВС, также как и ПВО как у их гласили, все что летало, подчинялось борову-Герингу.

Сражение за Крит как "пиррова победа" германских ВДВ
Германский десантник, убитый еще в воздухе во время посадки на Крите

Для захвата Крита германское командование выделило 7-ю парашютную и 5-ю горнострелковую дивизии. Не считая этих главных частей, в состав десанта входили также части усиления. Парашютную дивизию немцы планировали десантировать на парашютах, а горнострелковую — на планерах и транспортных самолетах.

Всего в состав десанта, включая части, которые предполагалось доставить морем, входило около 23 000 человек. Невзирая на подавляющее преимущество в воздухе, штурм Крита являлся по прежнему очень рискованным и авантюрным мероприятием, потому что Люфтваффе намеревалось захватить полуостров, расположенный практически в 100 милях от материковой части Греции, практически без роли военно-морских сил, другими словами с помощью только одних самолетов и десантников. Выходило, что численность сил вторжения была практически в два раза ниже, чем защитников острова. Немцы спешили и, как проявили последующие действия, эта спешка при подготовке к настолько суровой операции чуть ли не привела их наилучшие войска к истинной катастрофы и полному краху.

И вот денек «Д» наступил, операция по захвату о. Крит под заглавием «Меркурий» началось ровно в 8.00 20 мая 1941 года. Сотки германских боевых самолетов заполнили небо над полуостровом, штурмовики лупили точно по ранее вывяленным целям, практически в течение первых минут налетов от штурмовок и бомбежек большая часть позиций греков и британцев были разрушены, а многие зенитные расчеты уничтожены либо на куцее время нейтрализованы, другими словами просто в панике разбежались.

Сражение за Крит как "пиррова победа" германских ВДВ
Спаленный германский парашютист. Рядом стоит британский боец с трофейным пистолетом Р.08 «Люгер». Операция «Меркурий» (посадка германских войск на Крите)

Германские асы действовали верно по плану операции, сначала была нейтрализована большая часть средств ПВО противника, потом во вторую очередь были атакованы главные дороги острова, порты и многие другие объекты, обороняющиеся еще были в шоке и растерянности, когда вдруг прямо у их над головой появились сотки германских транспортников Ю-52, и вниз, как будто горох посыпались тыщи германских парашютистов, потом в небе показались 10-ки планеров с горными стрелками на борту. Зрелище вправду было впечатляющим.

В итоге общая численность войск, перевезенных германцами по воздуху, составила практически 23 500 человек, не считая того, самолетами были доставлены 353 орудия, 771 байк (главное тс германских парашютистов), 5358 десантных контейнеров с орудием и снаряжением и 1
090 тонн разных грузов.

Вроде все для германцев началось успешно и массивно, казалось, что такую мощь приостановить фактически нереально, но это только казалось, потом все пошло очевидно в разрез с планами, разработанными в комфортных берлинских штабных кабинетах.

Многие из нас лицезрели как десантируются современные ВДВ, боец-десантник с собой имеет не только лишь личное стрелковое орудие, гранатометы, да и припас боеприпасов, продовольствия и т.д , другими словами современный десантник приземлившись и освободившись от парашютных строп сразу может вступить в бой и отлично уничтожать не только лишь пехоту противника да и многие бронированные цели.

Сражение за Крит как "пиррова победа" германских ВДВ
Германские десантники в окопе на Крите

У германских ВДВ в 1941г. при десантировании на о.Крит основным недочетом было то, что парашютисты во время десантирования имели при для себя только ножики и пистолеты. Основное орудие и снаряжение сбрасывалось раздельно в особых контейнерах. Это было вызвано, сначала, недочетами в конструкции парашютов и опасениями, что стропы могут зацепиться за выступающие предметы экипировки.

Такая стратегия была бы полностью оправдана при выброске в безлюдных районах, но на Крите десантирование происходило фактически на позиции противника. В итоге германские десантники после приземления погибали десятками, а то и сотками, потому что оказывались перед противником фактически невооруженными, греки и британцы их просто безнаказанно расстреливали, не давая добраться до контейнеров с личным орудием.

В итоге 1-ая волна посадки германского десанта из состава 7ПД понесла большие, в собственном большинстве неоправданные утраты. А вот зенитная артиллерия англичан пришла, наконец, в себя и открыла плотный заградительный огнь по германским транспортникам и парашютистам. Время от времени окружающее следили жуткие картины — это когда подбитые германские самолеты разламывались на части прямо в воздухе, парашютисты высыпались из их как будто картошка из мешка и погибали, не имея способности раскрыть парашют при помощи вытяжного кольца. Потому что конструкция тогдашнего германского парашюта не позволяла любым образом поменять линию движения полета, так что в парашютном деле, как показал Крит, немцы были очевидно в отстающих, многих утрат посреди десантников можно было бы избежать, имея на вооружении более совершенную посадочную технику.

Сражение за Крит как "пиррова победа" германских ВДВ
Германские бойцы и офицер на Крите

К вечеру первого денька, после многочасовых очаговых боев, большая часть намеченного плана германцев потерпела беду. Атаки парашютистов на многих направлениях были отбиты. Германским войскам, высадившимся на планерах в районе Каньи, пришлось вести томные бои, многие планера разбились вкупе с людьми находящимися у их на борту. Попытка посадки морского десанта и та потерпела беду, все транспорты, на которых итальянцы, союзники германцев пробовали перебросить десант на полуостров, были потоплены либо отогнаны английскими боевыми кораблями. Весь полуостров был усеян осколками планеров, брошенными германскими парашютами, контейнерами и обилием трупов, в главном из состава германской военной элиты.

Но германцам методом нечеловеческих усилий все таки удалось зацепиться за полуостров, и англичане сообразили, что просто так этот противник им не даст его добить совсем, что борьба за Крит все еще впереди.

Командующий и главный создатель германских ВДВ генерал Штудент понял реальную опасность полного провала операции, но, невзирая на давление со стороны головного командования, генерал решительно отторг предложение закончить вторжение на Крит, в данн
ом случае пришлось бы оставлять на реальную смерть, а просто кинуть на произвол судьбы несколько тыщ отборных германских десантных бойцов, ценой больших усилий и утрат захвативших плацдармы и даже окопавшихся вокруг неких британских аэродромов.

Сражение за Крит как "пиррова победа" германских ВДВ

[

size=1]Германские десантники на позиции с пулеметом MG-34

После лаконичного совещания, ввиду отсутствия больших резервов из состава парашютно-десантных частей, потому что вся 7 ПД была в бою на полуострове, он принял решение о преждевременной отправке посадочным методом на Крит третьего эшелона десанта в составе горных стрелков. Приказ был отдан, несмотря на реальное положение вещей, потому что в руках германцев к тому времени не было ни 1-го на сто процентов взятого под их контроль аэродрома, потому самолетам первой волны предстояло приземляться на практически находящийся в руках неприятеля маленькой горный аэродром.

И вот в течение 22 мая германские транспортные самолеты, невзирая на плотный зенитный огнь противника, смогли доставить на один из горных аэродромов под заглавием Малеме два пехотных батальона из состава 5-й горнопехотной дивизии, инженерный батальон и парашютную артиллерийскую батарею. Германцам приходилось расчищать посадочную полосу от пылающих и подбитых самолетов при помощи захваченных британских танков. По словам свидетелей тех событий, в процессе посадки десанта не изредка наблюдались такие трагические картины, достойные современных голливудских бестселлеров, это когда транспортник, загруженный до упора горными стрелками при посадке сталкивался с пытающимся взлететь другим Ю-52, раздавался взрыв, пламя, люди горели заживо прямо на очах у тех, кому подфартило, кто успел ранее выгрузиться перед ними, поле аэродрома Малеме после окончания боевых действий на Крите стало реальным кладбищем германской транспортной авиации.

Англичане, понимая, что Малеме для германцев — это ключ к победе и в целом к овладению Критом, в протяжении всего денька штурмовали этот аэродром фактически беспрерывно, но немцы стояли на погибель, им отступать было некуда, и они устояли. Скоро все атаки британцев были отбиты, и они обязаны были отойти.

В конце концов, 25 мая, на 6-ой денек схватки, наступил перелом в битве в пользу германцев. Генерал Штудент вылетел из Афин в Малеме вкупе со своим штабом, где на месте лично возглавил свои войска.

А скоро, 27 мая, англичане сообразили, что проиграли, их командованием был отдан приказ о начале эвакуации в Египет, и уже вечерком 28 мая началась эвакуация в Египет измотанных и деморализованных британских войск. В тот же денек 28 мая с моря удачно посадились главные силы морского десанта отряд итальянских войск в составе практически 6 тыс чел., которые и закрепили фуррор германских десантников совсем.

Победа германцам досталась очень дорогой ценой, фуррор в боях за Крит ими был достигнут сначала благодаря всесторонней личной подготовке германских десантников и горных стрелков, их умению вести бой в всех критериях местности и в хоть какой обстановке.

Да, германскому командованию удалось довести операцию «Меркурий» до ее логического окончания, Крит в конечном итоге был завоеван, но победа оказалась по истине «пирровой» за две недели боев их десантные части утратили только убитыми и пропавшими без вести около 4 тыщ человек, практически 3400 человек было ранено. Утраты военно-транспортной авиации также трагические, из 500 военно-транспортных самолетов, принимавших роль в операции, в строю осталось только 185 единиц, после Крита германцы остались фактически без собственной транспортной авиации.

После окончания операции «Меркурий», генерал Штудент был вызван на «ковер» к фюреру, Гитлер, узнав о потерях, был в ярости, из огромного кабинета рейсхканцелярии доносились клики и упреки в адресок Штудента, в итоге Гитлер воспретил впредь проводить крупномасштабные десантные операции с ролью ВДВ, может быть немцы были правы, что поступили таким макаром, потому что в предстоящем опыт 2-ой Мировой войны в целом показал, что крупномасштабные операции воздушно-десантных войск очень накладные
и рискованные мероприятия, как, к примеру, операции ВДВ, проведенные Красноватой Армией в 1943г. на Днепре и нашими союзниками в 1944г. в Голландии, которые к огромным успехам не привели, а вот утраты в людях и технике были достаточно значительными.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 61 | 0,627 сек. | 12.77 МБ