Средний танк Т-12 (опытнейший)

УММ РККА (Управление механизации и моторизации Рабоче-Крестьянской Красноватой Армии) 20 декабря 1927 года были сформулированы требования к “маневренному танку”, имеющему непременное пушечно-пулеметное вооружение во крутящихся башнях. Проектное обозначение танка – Т-12. На него огромное воздействие оказал опыт янки, увлекшихся в 20-е годы ярусным расположением вооружения. За пример взяли танк Т1Е2, который по массе и вооружению можно отнести средним танкам. Малая пулеметная башня в целях экономии места размещалась на крыше основной башни. Данное размещение увеличивало высоту танка, также стесняло работу экипажа, но сборка танка при всем этом была довольно плотной. Русскими конструкторами была взята эта схема. На Т-12 использовалась традиционная сборка: отделением управления было размещено впереди, за ним находилось боевой отсек, моторно-трансмиссионное отделение находилось сзади. В большой девятигранной башне располагались три человека: командир, заряжающий и пулеметчик. В лобовом листе основной башни планировали установить 45-миллиметровую пушку либо 5760-миллиметровую гаубицу. С обеих сторон от орудия монтировалось по два спаренных пулемета Федорова. Верхняя башня, установленная на крыше основной и смещенная вспять, служила для установки очередной спарки из 7,62-миллиметровых пулеметов. Предполагалось что силовая установка танка Т-12 будет состоять из авиационного доработанного 200-сильного мотора Hispano 9.

Средний танк Т-12 (опытный)

В конструкции ходовой части продолжало ощущаться воздействие французской школы. Шасси состояло из восьми опорных катков (на один борт), которые были попарно сблокированы в четыре телеги имеющих вертикальную пружинную амортизацию, 4 поддерживающих роликов, фронтального направляющего и заднего ведущего колеса. Работы продвигались стремительно, но , на финишной стадии сборки, в танк были внесены конфигурации. Девятигранную основную башню, ее макет уже был установлен на эталонном образчике, поменяли на цилиндрическую, имеющую прямой лобовой лист. Заместо мотора Hispano, должны были установить российский движок конструкции Микулина, создание которого только предстояло сделать в Ленинграде на заводе «Большевик». Естественно, его не смогли получить в срок, потому в качестве подмены был предложен авиадвигатель М-6, имеющий мощность 180-200 л.с. В связи с этим пришлось переделывать коробку переключения передач и плавающие ленточные тормоза, спроектированные Заславским. Планетарная коробка давала возможность изменять режим движения на 2,7 и 15,7 км/ч, при сохранении способности реверса на всех скоростях. Т-12 получил более длиннющий корпус, для преодоления окопов и рвов его оснастили “хвостом” который удлинил танк на 690 мм. Толщина лобовых бронелистов равнялась 22 миллиметрам, бортовых – 12 миллиметрам. Нетипичным для российского танкостроения было размещение рабочего места механика-водителя, которое находилось у правого борта.

Средний танк Т-12 (опытный)

Постройка опытнейшего эталона танка велась с 13.10.1928 по 15.10.1929 г., но на его окончательное оснащение нужным оборудованием и доработку было потрачено ещё два месяца. В феврале 1930 года свершилась приемка танка, но на тесты он был предоставлен только второго апреля. В отчете РГВА указывалось, что опытнейший эталон танка Т-12 (не имеющий вооружения) прошел только 2 километра по мягенькому грунту, и тормознул в связи с поломкой коробки. Незапятнанное время работы мотора приравнивалось 33 минуткам, из которых 21 минутка в движении. После ремонта танк снова начали ходовые испытания. Достаточно стремительно стало понятно, что ходовая часть танка Т-12 недоработана. КПП перегревалась, в радиаторе закипала вода, в работе отказывала 2-ая скорость, а правая гусеница соскакивала во время поворота на мягеньком грунте. В тоже время танк Т-12 показал лучшую плавность хода. Для оценки нового танка в период с 28.04 по 02.05 1930 года при испытаниях присутствовали Ворошилов – наркомвоенмор, Халепский – начальник УММ и Бокис – начальник Тех. Управления УММ, также Владимиров и Махон
ин представители от ХПЗ. Сейчас опытнейший танк Т-12 показал свои наибольшие способности. По пересеченной местности танк передвигался довольно быстро, при всем этом на первой передаче он осилил подъём 35-36 градусов. На жестком грунте скорость составила 26 кмч, но при увеличении оборотов до 2 тыс. за минуту она повысилась до 30 кмч. Машина без усилий преодолел двухметровый окоп на песочном грунте, хотя согласно расчетам он мог преодолевать ров шириной до 2,65 метров. Удельное давление во время погружения гусеничных цепей на 100 мм в мягенький грунт приравнивалось 0,45 кг/см.кв.

Средний танк Т-12 (опытный)

Огневые тесты провести полностью не удалось. В связи с отсутствием пулемета Федорова на машине в шаровой установке Шпагина смонтировали 7,7-миллиметровый станковый пулемет Lewis. Стрельба из данного пулемета отдала положительные результаты – в цель на ходу попало примерно 60% пуль. Стрельбы из 45-миллиметровой пушки конструкции Соколова не удалось провести, так как она была не готова. Орудие на танк установили летом 1930 года, и с 12 июля продолжили тесты Т-12 снаряженного этой пушкой. Полный боезапас танка приравнивался 100 выстрелов и 4000 патронов, но при установке полного комплекта вооружения он составлял до 98 снарядов и 7200 патронов. Наряду с этим провели обстрел 22- и 18-миллиметровых бронеплит танка проявили, что бронезащита предъявленным к ней требованиям соответствует на сто процентов. Вобщем, прежние недочеты дали о для себя знать. По-прежнему, правая гусеница слетала из-за грунта, налипшего на направляющее колесо, КПП произвольно сбрасывала скорость после 20 переключений, а после израсходования 30 л. горючего оно переставало поступать к мотору, хотя в баке было ещё 130 л. Госкомиссия осталась танком в целом довольна, но рекомендовала провести доработку Т-12 – сначала отмечали малый припас хода “маневренного танка”. Некие замечания были исправлены на измененном танке Т-24, серийное создание которого начали в 1932 году.

Технические свойства среднего танка Т-12:
Боевая масса – 14700 кг;
Экипаж – 4 человека;
Габаритные размеры:
Длина – 6282 мм;
Ширина – 2810 мм;
Высота – 2950 мм;
Клиренс – 500 мм;
Вооружение – 45-миллиметровая пушка эталона 1930 года, 3 7,62-миллиметровых пулемета ДТ;
Боекомплект – 98 снарядов, 7200 патронов;
Приборы прицеливания – орудийный оптический прицел;
Бронирование:
Лоб корпуса и башни – 22 мм;
Борт корпуса и башни – 12 мм;
Движок – М-6, 8-цилинровый, карбюраторный, мощность 180 л.с. при 1500 обмин;
Коробка – механическая. В ее состав входили дисковый главный фрикцион сухого трения, планетарная коробка, имеющая плавающий ленточный тормоз, двойной дифференциал и одноступенчатые бортовые передачи, 5-скоростная КПП;
Ходовая часть – в состав 1-го борта входили 8 сдвоенных опорных катков имеющих балансирную подвеску, 4 сдвоенных поддерживающих катка, ведущее колесо, расположенное ссади и направляющее колесо, имеющее кривошипный механизм натяжения;
Скорость по шоссе – 26 кмч;
Припас хода – 80 км.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 71 | 0,561 сек. | 12.55 МБ