Самая дорогая система вооружений («Time», США)

Самая дорогая система вооружений ("Time", США)

Майор корпуса морской пехоты Арик Либерман (Aric Liberman) необыкновенно скромен для бывшего «морского котика», ставшего летчиком-истребителем. Он совершенно не так давно посадил на аэродроме основной операционной базы самолет F-35 – один из 2457 истребителей, планируемых к производству Пентагоном. Общая цена всех машин составит 400 млрд баксов, и это будет самая дорогостоящая программка закупок вооружений в истории населения земли. Стоя среди торжественной шумихи и кутерьмы в этот солнечный денек на летном поле в Юме, штат Аризона, он отказал фотографам в просьбе поднять большой палец ввысь и попозировать для камер. «Нет, нет, нет», — сделал возражение он, улыбаясь.

Сдержанность Либермана полностью понятна. Хотя морпехи приветствовали его прибытие, так как это значит, что их 1-ая эскадрилья F-35 вошла в боевой состав, тут есть один камень преткновения. «Эскадрилья в боевой состав вошла, — заявил официальный дилер корпуса морской пехоты, — а вот самолет в строй пока не введен».

F-35, призванный стать смертоносным небесным охотником 21-го века, сам стал предметом травли и прототипом расточительности Пентагона в новейшую эру экономной экономии. Заместо звездно-полосатого флага на его фюзеляже полностью можно нарисовать мишень для стрельбы, ибо огнь критики по нему ведется повсевременно. Шлемы летчиков действуют не потому что нужно, самолет пока не скинул ни одной бомбы и не выпустил ни одной ракеты, а программное обеспечение, нужное для боевых действий, пока остается на чертежных планшетах.

Вот почему, когда Либерман сажал собственный F-35 перед массой напряженно ждавших посадки зрителей, посреди которых был и сенатор от Аризоны Джон Маккейн, он не показал одну из самых необыкновенных его черт: способность садиться по-вертолетному с внедрением поворотного сопла из титана, которое делает подъемную тягу. Это трюк для испытателей, а не для боевых летчиков, таких как он.

Меж тем, цена самолетов с 2001 года практически удвоилась, и составляет сейчас 396 млрд баксов. Производственные задержки вынудили ВВС и ВМС издержать дополнительно как минимум 5 млрд баксов для продления срока службы действующих машин. Корпус морской пехоты, являющийся самым дешевеньким видом вооруженных сил (если не считать его любви к самолетам с практически вертикальным взлетом и посадкой, которые находятся на его возлюбленных авианосцах), издержал 180 миллионов баксов на 74 подержанных английских самолета AV-8, чтоб разобрать их на запчасти для «Харриеров» из рейгановской эры, чтобы их можно было эксплуатировать и далее, пока F-35 не будут введены в строй. Страны-союзницы уже полностью серьезно рассматривают кандидатуры истребителю F-35.

Но критика еще более усилится, так как есть опаски, что издержки на F-35 отразятся на других военных программках. Если к 1 марта законодатели не условятся о бюджете, Пентагону угрожает сокращение расходов в виде секвестра на сумму 500 с излишним млрд баксов. Это значит 10-процентное сокращение проектов бюджета на дальнейшее десятилетие. Два года вспять Белоснежный дом предвещал, что эти сокращения будут так обременительны для ястребов из рядов Республиканской партии, что никто на их не пойдет. Но на данный момент Величавая древняя партия раскололась, и многих ее членов больше волнует недостаток, ежели оборона.

«Мы тратим, наверняка, 45% общемирового бюджета на оборону. Если мы сократим эту цифру до 42 либо до 43%, неуж-то мы окажемся под опасностью какого-либо вторжения? – спросил член палаты представителей из Мичигана республиканец Джастин Эмаш (Justin Amash) из новейшей поросли ястребов и бойцов с недостатком, для которых дискуссии о расходах являются даже большей опасностью, чем война. – Мы банкротим нашу страну, и это делает для нас огромную опасность».

Фавориты республиканцев в палате представителей начали гласить о сокращении военных расходов как о кое-чем неминуемом. Президент Обама предупредил, что если конгресс не представит новый план, «в предстоящие недели последуют жесткие решения», к примеру, прозвучавшее не так давно заявление о том, что отправка авианосца в Персидский залив откладывается в целях экономии денег.

Грустный феномен заключается в том, что сокращение расходов на F-35 на данном шаге не даст значимой экономии в наиблежайшей перспективе, так как Пентагон не так давно заключил договоров на эту машину практически на 5 млрд баксов. Но неотклонимые в рамках секвестра сокращения отодвинут закупки дополнительных самолетов и нужные для этого тесты на более позже время с неминуемым в таковой ситуации результатом: цена каждого самолета вырастет еще более. К огорчению, в этом для самолета F-35 Lightning II нет ничего нового.

Как мы дошли ранее?

Одномоторный одноместный самолет F-35 это актуальный пример старенькой поговорки, гласящей, что верблюд это лошадка, если так решила комиссия. Представьте для себя летучий швейцарский армейский ножик, которым можно воспользоваться в воздушном бою, с которого можно сбрасывать бомбы и вести разведку. При четкой настройке аппаратного обеспечения F-35A становится довольно малозаметным, чтоб использовать его в ВВС. Способность совершать вертикальную посадку позволяет сажать машину F-35B на десантных кораблях морской пехоты. А конструкция F-35C, созданного для ВМС, позволяет использовать его в томных операциях с борта авианосцев.

«Мы все яичка сложили в одну корзину F-35», — произнес сенатор-республиканец от Техаса Джон Корнин (John Cornyn). Казалось бы, при таком подходе военные должны были отнестись к разработке этой машины очень консервативно. Но по сути, Пентагон поступил как раз напротив. Он решил выстроить три версии 1-го самолета по средней стоимости 160 миллионов баксов каждый (неувязка №1); условился, что самолеты должны быть многоцелевыми, способными делать различные задачки (неувязка №2); а потом начал выпускать их, когда чертежи еще не были доработаны совсем – за 10 с излишним лет до окончания важных доводочных испытаний (неувязка №3). Военные уже издержали 373 миллиона баксов на ремонт купленных самолетов, а окончательная цена ремонта дефектных машин оценивается поближе к 8 млрд.

В 2002 году главный закупщик орудия для Пентагона Эдвард Олдридж (Edward Aldridge) заявил, что F-35 «задает новые эталоны научно-технического прогресса» и «переписывает книжки по закупкам и по коммерческой практике». Его преемник в прошедшем году выразил другое мировоззрение. «Мои слова попадут в заглавия, если я скажу об этом, но я все равно скажу, — заявил Фрэнк Кендалл (Frank Kendall). – Начинать создание F-35 за пару лет до первого испытательного полета было грешной практикой в сфере закупок. Делать это не следовало».

Пентагон и его союзники молвят, что потребность в F-35 была так велика, что самолет приходилось строить сразу с его проектированием. (Прошло более 10 лет с начала проектирования, но чертежи машины изменяются по 10 раз на деньку, семь дней в неделю.) «Технологические достоинства американской боевой авиации составляют по времени наименее 5 лет, — утверждает военный эксперт из Института южноамериканского предпринимательства (American Enterprise Institute) Том Доннелли (Tom Donnelly). – Для сохранения высококачественных и количественных преимуществ Соединенным Штатам уже сейчас необходимо принимать на вооружение целый флот истребителей 5-ого поколения».

Другие же утверждают, что ни одна страна мира не обладает орудием в таком количестве и такового свойства, чтоб на данный момент либо в перспективе кинуть вызов южноамериканскому господству, и что спешка с разработкой и созданием F-35 имеет быстрее внутренние, ежели наружные предпосылки. «У нас всегда был таковой сексапильный зуд и рвение иметь новый самолет в каждом виде вооруженных сил, — гласит Том Кристи (Tom Christie), управляющий в Пентагоне всеми испытаниями орудия с 2001 по 2005 год. – Рвение напористое, упрямое и естественное».

Родившийся в итоге внебрачный ребенок оказался компромиссным, а не хорошим вариантом для каждого вида вооруженных сил; но он был довольно неплох для всех 3-х. Ни ВВС, ни ВМС не приглянулась его схожая на обрубок конструкция. Небольшой и широкий фюзеляж самолета F-35C принудил расположить тормозной гак близко к шасси (2 с маленьким метра, в то время как у F-18, на замену которому он придет, данное расстояние равно 5,5 метра). Из-за этого создавать захват тормозного троса на палубе авианосца достаточно трудно. Из-за маленькой дальности полета авианосцам, на которых эти машины базируются, придется подходить близко к берегам противника, чтоб F-35C мог делать свои задачки. Без дозаправки в воздухе с помощью массивных самолетов-заправщиков F-35C может летать только с наружными топливными баками, а это сводит на нет его свойства малозаметности, которые являются основным боевым достоинством данной машины.

Из-за включения в программку 3-х видов вооруженных сил усугубилась упругость управления, а налогоплательщика поставили в очень затруднительное положение. У каждого вида были свои рычаги давления, так как каждый мог пригрозить выйти из программки. Потому задачи цены отошли на задний план, и основным вопросом стали свойства самолета. «ВВС могли в принципе принять военно-морской вариант, получив значительно огромную дальность и конструктивную крепкость, — гласит Джон Янг-младший (John Young Jr), занимавший высочайшие штатские должности в ВМС и Пентагоне с 2001 по 2009 год. – Но командование ВВС отказалось от рассмотрения этого варианта».

Но если ВМС и Янг были недовольны действиями ВВС, то сами ВВС были недовольны действиями морской пехоты. «Это программка, создающая рабочие места в авиации корпуса морской пехоты, — гласит отставной генерал Меррилл Макпик (Merrill McPeak), занимавший должность начальника штаба ВВС с 1990 по 1994 год. – Идея о том, что мы можем сделать общую конструкцию для всех, неверна изначально». Он с издевкой гласит о требовании морских пехотинцев сделать самолет с вертикальной посадкой, заявляя: «Идее посадки на берегу с целью оказания поддержки войскам поблизости какого-либо импровизированного аэродрома, а-ля Гвадалканал, не судьба осуществиться».

Сосредоточившись на ведении 2-ух войн после 11 сентября, Пентагон ослабил контроль над программкой F-35. В итоге расходы значительно выросли, а отставание от графика составило 10 лет. F-35 корпуса морской пехоты был должен показаться в войсках и приступить к ведению боевых действий в апреле 2010 года; самолет ВВС – в июне 2011 года, а военно-морской вариант в апреле 2012 года. Порвав с существовавшей традицией, Пентагон сейчас не назначает сроки «первоначального ввода в строй» ни для 1-го из этих самолетов, в связи с чем задержки могут составить пару лет.

Каковы бы ни были плюсы этого самолета, проталкивающих данную программку законодателей навряд ли можно именовать объективными наблюдателями. Те 48 членов группы конгресса, которые ратовали за унифицированный ударный истребитель, и многие из которых заседают в комиссиях по надзору за Пентагоном, получили от основных подрядчиков F-35 вдвое больше пожертвований на свою предвыборную кампанию в 2012 году, чем же не входящие в ее состав кандидаты. Те избиратели, которые голосовали за данных законодателей, в свою очередь, занимают в 45 штатах 133000 рабочих мест по программке сотворения F-35. (Создающая эту машину компания Lockheed Martin гласит, что количество рабочих мест удвоится, когда начнется серийное создание.)

Пентагон и Lockheed Martin долгие и длительные годы находятся в состоянии войны, что еще более ухудшает ситуацию. Генерал-лейтенант ВВС Кристофер Богдан (Christopher Bogdan), занимающий в Пентагоне высшую руководящую должность по программке F-35, заявил прошедшим летом, что дела меж ними «самые безобразные из всего, что я лицезрел – а я лицезрел многое». Но стороны утверждают, что худшее уже сзади. Президент Lockheed Martin Мэрилин Хьюсон (Marillyn Hewson) в прошедшем месяце заявила, что налет у машины составляет 5000 летных часов, что программка его летных испытаний ускорена, и что спектр эксплуатационных режимов самолета стабильно расширяется. «Наша возрастающая производственная линия, устойчивость операционной базы и расширенная подготовка летчиков – все это приятные характеристики того, что программка F-35 движется по положительной траектории», — произнесла она. Поставки новых машин F-35 в 2012 году выросли в два с излишним раза, составив 30 единиц.

Пилоты обожают F-35. В кабине у него есть новые приборы, кнопки и копки. «Перед тобой большой экран с сенсорным экраном – это интерфейс для поколения iPad, — гласит полковник корпуса морской пехоты летчик-испытатель Артур Томасетти (Arthur Tomassetti). – Легкими движениями левой и правой руки ты можешь вынудить этот самолет делать то, что для тебя охото. А если для тебя ничего не охото с ним делать, он будет находиться в том режиме, в каком ты его оставил». Так что летать на нем просто. «Я смотрю на изумрудное море на фоне белоснежных песков, — гласит Томасетти о собственных полетах вдоль побережья Мексиканского залива, которые он совершает из Флориды с авиабазы Эглин. – Я вспоминаю свои бессчетные полеты на других самолетах, когда у меня не было времени на такие вещи».

Но военные технологии вот уже пару лет уходят в сторону от пилотируемых истребителей. Беспилотные летательные аппараты, орудие, используемое вне досягаемости средств поражения, также бомбы с GPS-наведением понижают практичность и полезность пилотируемых самолетов, у каких такая малая дальность. Их недочеты становятся еще больше приметны в связи с разворотом Пентагона в сторону Тихого океана. Там маленький боевой радиус деяния F-35 (755 км для морской пехоты, 940 км для ВВС и 990 км для ВМС) делает для него еще больше суровые трудности.

Главное в управлении самолетом это компы. Но заместо того, чтоб использовать достоинства простоты, F-35 идет в другом направлении. О трудности его устройства можно судить по 24 миллионам строк компьютерного набора команд самолета, включая 9,5 миллиона на борту машины. Это в 6 с излишним раз больше, чем у морского варианта F-18. F-35, молвят муниципальные аудиторы, «такой же непростой, как и все на земле».

Предполагалось, что компы поменяют огромную часть опытнейших образцов, позволив сразу начать создание всех 3-х вариантов F-35 на сборочной полосы в Техасе. Конкретно так поступила Тоета, начав сразу выпускать на собственном большущем предприятии в Кентукки марки Avalon, Camry и Venza. «Достижения в области технологий, средств проектирования и производственного процесса значительно изменили ход конструкторских работ и строительства», — заявил в 1997 году главный закупщик орудия для Пентагона Пол Камински (Paul Kaminski).

Но Lockheed это не Тоета. Журнальчик Aviation Week & Space Technology, ставший библией авиакосмической индустрии и ее обычным приверженцем, опубликовал прошлой осенью редакционную статью, в какой было заявлено, что эта программка «уже потерпела неудачу» по затратам и графику реализации, также, что его свойства пока до конца не доказаны. Журнальчик предложил выставить F-35 против действующих истребителей F-15 и F-16 в составе ВВС и F-18 из военно-морских сил, сопоставить их и обусловиться с перспективами закупок истребительной техники.

Дж. Майкл Гилмор (J. Michael Gilmore), сменивший Кристи на посту головного управляющего испытаний орудия в Пентагоне, сказал в январе, что все три версии машины будут наименее высокоскоростными и маневренными, чем предполагалось сначала. Из-за понижения веса машины она стала на 25% более уязвимой для огня противника. По его словам, в период с марта по октябрь только один из 3-х самолетов F-35, на которых летают южноамериканские военные, был готов к полетам.

Такие задачи безизбежно вызывают задержки, а это неумолимо ведет к увеличению цены. «Lockheed Martin и программка F-35 не показали никакой реакции на рост издержек, — гласит спец по военной авиации Ричард Абулафия (Richard Aboulafia) работающий в компании Teal Group, которая анализирует деятельность военно-промышленного комплекса. – Из-за этого программка становится очень уязвимой».

А тучи продолжают сгущаться. Управление Пентагона и Lockheed знает, что для понижения цены самолета им нужно реализовать сотки F-35 в десяток государств. Но Канада объявила в декабре, что будет находить кандидатуры запланированным закупкам 65 машин F-35. Она сделала это после того, как независящий анализ установил, что общий объем издержек на эти машины на весь срок их эксплуатации составит практически 46 млрд баксов, что приблизительно в два раза больше прежних оценок (прогноз по затратам на южноамериканские машины – 1,5 триллиона баксов). Австралия не так давно заявила, что желает дополнительно закупить 24 самолета F-18 компании Boeing, которые выполняются в Сент-Луисе. Это практически стопроцентная гарантия того, что она уменьшит объем закупок F-35, который по плану составляет до 100 машин.

Верный ли это самолет?

Хотя на данный момент интенсивно дискутируется вопрос о том, как верно делать F-35, есть вопрос и поважнее: а верный ли это самолет для американских вооруженных сил в 21-м веке? F-35 это истребитель так именуемого 5-ого поколения. Это значит, что он с самой земли должен быть незаметен для радаров противника, которые могут быть применены для его поиска и ликвидирования. В военных кругах все гласили о технологии «стелс», когда Пентагон замышлял программку сотворения F-35. Но это было за длительное время до того, как сцену уверенно заняли беспилотники. Из-за их идея о полетах человека через заградительный огнь зенитной артиллерии и ракет начала казаться необычной и даже эксцентричной. «В ВВС, — гласит Абулафия, — выпили очень много розовой воды, произнося тосты за 5-ое поколение».

Более совершенные датчики и компьютерные технологии с каждым деньком понижают ценность малозаметности, гласит начальник штаба ВМС адмирал Джонатан Гринерт (Jonathan Greenert). С течением времени, предупреждает он, наш возможный противник будет иметь достаточный объем инфы по самолетам «стелс» для противодействия им.

В ВВС боялись, что «дополнительные закупки истребителей 4-ого поколения создадут прямую опасность программкам строительства истребителя 5-ого поколения». Об этом в ноябрьском-декабрьском номере журнальчика ВВС Air & Space Power Journal написал подполковник Кристофер Ньеми (Christopher Niemi), много лет пролетавший на самолете F-22. Отказ ВВС разглядеть вопрос о закупке новых машин 4-ого поколения F-15 и F-16 заместо F-35 «грозит сокращением численности истребительной авиации ВВС до небезопасно малого уровня, в особенности в критериях сегодняшних экономных ограничений», заявил он.

Для обеспечения малозаметности приходится жертвовать дальностью полета, летным временем и бортовым вооружением – а это три главные составляющие воздушного боя. Все эти причины обусловили судьбу истребителя F-22, единственного в США боевого самолета 5-ого поколения. Он стоит без дела в ангарах по всему миру вот уже семь лет, а страна в это время вела и ведет войны в Афганистане, Ираке и Ливии. Но F-22, построенный для ведения войн грядущего с противником, которого пока нет, не вылетел еще ни на одно боевое задание.

Если 1 марта будет проведен секвестр, создание F-35 замедлится, а его летные тесты будут отложены. Об этом совершенно точно молвят руководители данной программки. Из-за этого самолет в конечном итоге станет дороже.

Но Пентагон практически за 100 часов до первого срока секвестра, назначенного на 2 января, пробил договор на 31 самолет ценой 4,8 млрд баксов. Благодаря этому значимая часть программки будет продолжена и пойдет на автопилоте.

«Программа F-35 сделала неплохой буфер, вовремя получив договор на еще одну партию самолетов, — гласит эксперт по военному бюджету из независящего Центра стратегических и экономных оценок (Center for Strategic and Budgetary Assessments) Тодд Харрисон (Todd Harrison). – Это означает, что Lockheed и все его субподрядчики получат большой заказ и объем работ, на которые секвестр никак не воздействует. Так что пока они могут продолжать свою работу в согласовании с планом».

Видимо, в конечном итоге F-35 окажутся все-же очень малозаметными.


Марк Томпсон (MARK THOMPSON)

Права на данный материал принадлежат ИноСМИ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,122 сек. | 12.52 МБ