США стремятся уравновесить активность Рф на Южном Кавказе — эксперт

США стремятся уравновесить активность России на Южном Кавказе - экспертДиректор Центра стратегического анализа Spectrum, приглашенный исследователь Центра Дэвиса по русским и евразийским исследованиям Гарвардского института Гаянэ Новикова в интервью «ВК» гласит о роли и перспективах Рф и ОДКБ в урегулировании карабахского конфликта.

— Cитуация на полосы соприкосновения армянских и азербайджанских вооруженных сил очевидно оставляет вожделеть наилучшего. Какие механизмы умиротворения сторон конфликта есть, на ваш взор, на сегодня? Способны ли Армения и Азербайджан на фоне галопирующей милитаризации региона без помощи других приостановить глупое кровопролитие либо же в этом вопросе стороны должны надеяться на усилия посредников?

— Чтоб приостановить кровопролитие на полосы соприкосновения армянских и азербайджанских вооруженных сил требуется не только лишь воля сторон конкретно вовлеченных в нагорно-карабахский конфликт, да и понимание бессмысленности этого кровопролития. В случае нагорно-карабахского конфликта этого не происходит, так как Азербайджан должен показывать решимость возвращения территорий, контролируемых армянами хоть какой ценой. Соответственно для Баку сегоднящая стратегия поведения не является глупой, так как тем власти Азербайджана подчеркивают приоритетность разрешения конфликта и поддерживают надлежащие настроения в обществе, при всем этом получая возможность инкриминировать Армению в брутальном поведении. Что касается диверсий, то в отсутствие всеобъятного мирного соглашения они, как мне представляется, вероятнее всего, неминуемы. И основная неувязка, как для Армении, так и для Азербайджана в том, что наряду с повышением числа этих диверсий вырастает и количество жертв с обеих сторон.

Беря во внимание, что сейчас у так именуемого интернационального общества есть огромное количество других заморочек, разрешение нагорно-карабахского конфликта очевидно не заходит для него в число приоритетных. Таким макаром, в этом случае спасение утопающего дело самого утопающего. Мне кажется, что сейчас с одной стороны, зондируется линия обороны Армении, с другой – проверяется реакция Рф как фаворита ОДКБ на вероятную развернутую военную операцию. Я говорю только о Рф, так как стопроцентно исключаю поддержку Армении со стороны центральноазиатских стран и Казахстана, которые, вероятнее всего, займут нейтральную позицию в случае начала боевых действий конкретно меж Арменией и Азербайджаном. Свою роль играет и то, что в Армении в этом месяце будут проводиться совместные учения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ «Сотрудничество-2012». Учения эти вызывают завышенную стрессовость не только лишь в Грузии, да и в Азербайджане, беря во внимание, что официально заявленная цель этих учений – отражение вероятной злости против Армении.

— Некие аналитики в Ереване и Баку считают, что только Наша родина имеет возможность при желании оказать реальное воздействие на стороны карабахского конфликта, протолкнув средством прессинга на ту либо иную сторону собственный вариант его разрешения. Беря во внимание смену президента РФ и повторяющиеся конфигурации геополитического расклада сил в регионе Огромного Среднего Востока, как, на ваш взор, соответствует имеющимся реалиям схожее видение препядствия?

— В принципе мысль того, что Наша родина является единственным государством, способным разрешить нагорно-карабахский конфликт, на 1-ый взор, не лишена оснований, так как конкретно Наша родина является более суровым актором действующим на Южном Кавказе. Москва справедливо рассматривает Южный Кавказ как зону собственных интересов, при этом некие считают их привилегированными. Не тайна, что Кремль имеет определенные и главное действующие рычаги воздействия на внутриполитические и внешнеполитические процессы каждого из стран региона, выстраивая свои дела как с Арменией, так и с Азербайджаном только на прагматической базе, фундаментом которой являются собственные стратегические интересы Москвы. Не могу совершенно точно утверждать, что у Кремля есть собственный точный план разрешения конфликта, но при всем этом Москва совершенно точно не заинтересова
на в точном определении собственной позиции по этой дилемме, так как в неприятном случае ей придется встать или на сторону Армении, или Азербайджана.

Беря во внимание же, что тем Москва значительно сузит стратегическое место, отведенное ей для маневров, также с учетом уровня российско-грузинских отношений, Наша родина просто не может для себя позволить получить еще 1-го “неудобного” соседа в лице 1-го из государств-сторон конфликта. Таким макаром, можно сделать вывод, что сложившийся после 1994 года в зоне конфликта статус-кво на фоне отсутствия других решений Москву в принципе устраивает. Позволю для себя напомнить, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ, также президенты Рф, США и Франции не один раз заявляли о том, что нагорно-карабахский конфликт могут и должны разрешить только его конкретные участники. Думаю, что в целом, они правы.

— В ближайшее время к карабахскому урегулированию значимый энтузиазм проявляет и администрация США, о чем свидетельствует последний визит госсекретаря США Хиллари Клинтон в Азербайджан и Армению, также ряд заявлений администрации Обамы. Какую цель сейчас преследует южноамериканская дипломатия, беря во внимание, что уже в последнее время обладатель Округлого кабинета может смениться?

— Вправду, в преддверии президентских выборов и на фоне возрастающего внутриполитического напряжения в США американской дипломатии нужно достигнуть фурроров на внешнеполитической арене за счет обеспечения некой стабильности в реальных и возможных «горячих точках». Мне кажется, что в действительности в фокусе регионального визита Хиллари Клинтон были встречи и дискуссии в Турции. Посещение же Армении и Азербайджана, быстрее, смотрелось как пиар-акция, которая была призвана подтвердить энтузиазм США к стабильности на Южном Кавказе и рвение уравновесить и нивелировать активность Рф в нашем регионе. Основной же задачей нашего управления на сей день является сохранение имеющегося военно-политического баланса сил в регионе. Для нас очень принципиально приложить все усилия для недопущения политического наклона в сторону хоть какого из нерегиональных центров силы, будь то Наша родина, США либо Европейский Альянс. Также принципиально не допустить возобновления вооруженной стадии нагорно-карабахского конфликта.

— Сейчас много говорится о способности реализации Москвой сценария, последовавшего за вторжением грузинской армии в Южную Осетию в случае перерастания карабахского конфликта в широкомасштабную войну…

— Не думаю, что эти дискуссии имеют под собой реальную почву, так как Наша родина в текущее время сосредоточена на том, чтоб не допустить эскалации конфликта, который может привести к непредсказуемым для нее последствиям. Во-1-х, Москве очень трудно будет обусловиться в том, какую из сторон конфликта поддержать. Во-2-х, в войне августа 2008 года у нее были два повода для прямого вмешательства – наличие в зоне югоосетинского конфликта русских миротворцев, и 96-97 процентов населения Южной Осетии, имеющих русское гражданство.

— Одной из главных тем, подвергающихся в Армении политическому анализу, является создание Евразийского союза. Меж тем, одним из заявленных внешнеполитических векторов Армении остается евроинтеграция. Какие тренды, на ваш взор, просматриваются сейчас во наружной политике Армении, беря во внимание долгоиграющую неразрешенность нагорно-карабахского конфликта?

— В целом, углубление сотрудничества с ЕС дозволит Армении расширить свои политические и экономические способности и будет содействовать процессу предстоящей демократизации страны. Не считая того, это может сыграть опосредованную положительную роль при урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Что касается русских инициатив, то отказ Еревана от роли в Таможенном союзе с Россией, Казахстаном и Беларусью вписывается в рвение откорректировать и сбалансировать, сначала, политические ценности Армении. Но на самом деле уровень двухстороннего сотрудничества Армении с 3-мя государствами, входящими в Таможенный альянс, очень высок, в особенности с Россией, так как они все имеют соглашения о зонах свободной торговли на пространстве СНГ. Мне кажется, что Москва будет оказывать определенное давление на Ереван для подключения Армении к данным проектам. Таким макаром, на сегодня перед Арменией стоит сложная задачка сохранения в собственной наружной политике актуально нужного баланса меж европейской инициативой (в виде зоны свободной торговли) и русской (
в виде Евразийского и Таможенного союзов). При всем этом обе инициативы имеют свои плюсы и минусы. Не тайна, что та же евроинтеграция не подразумевает членства Армении в Европейском союзе, который очевидно не хочет производить дорогостоящие экономические проекты, при этом, не только лишь в Армении, да и во всем Южном Кавказе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,161 сек. | 12.45 МБ