Судьба закона о языках на Украине: оборотного хода нет

Судьба закона о языках на Украине: обратного хода нетДля Украины основное событие озари этого года – выборы в Верховную Раду. Но очень возможно, что их результаты слабо скажутся на политическом развитии страны: Партия регионов, благодаря введению смешанной системы выборов и принятию закона «Об основах гос языковой политики», имеет немалые шансы сохранить относительно приклнное парламентское большая часть. Непременно, что еще большее воздействие на развитие публичной ситуации на Украине может оказать связанная с выборами борьба вокруг пересмотра закона о языках. Свои варианты конфигурации текста закона уже предложили и деятели оппозиции, и организованная президентом Рабочая группа по доработке закона. При всем этом даже советы этой группы можно считать конструктивными.

В текущее время конкретно языковой вопрос оказался в центре внимания всей политической и публичной жизни страны. Эту ситуацию нельзя считать просто предвыборной: непременно, что она продлится и дальше, независимо от их определенных результатов. Принятый закон подвергнут большой критике со стороны русских: он не столько расширяет способности внедрения российского языка, сколько фиксирует реально существующую практику, совместно с тем жёстко определяя её границы. И всё же этот закон имеет гигантскую значимость: в первый раз за постсоветскую историю Украины языковое и культурное своеобразие её регионов получает официальное признание и закрепление на юридическом уровне. Этот шаг имеет не столько практическое значение (ведь на самом деле сфера использования российского языка не достаточно поменяется), сколько огромное символическое звучание.

Языковой вопрос задевает самые глубочайшие основания украинской государственности. В целом постсоветскую Украину можно найти как страну, находящуюся в нестабильном состоянии: её внутренняя структура в политическом, соц, экономическом и культурно-идеологическом отношении настолько шатка и неопределённа, что аналитиками повсевременно ставится вопрос о шансах на выживание всего проекта украинской государственной государственности. Не считая того, в связи со становлением и развитием на постсоветском пространстве новых интеграционных проектов, конкретно в наиблежайшие годы должен быть изготовлен принципный выбор геополитического вектора развития Украины. В этих критериях вопрос о региональных и муниципальных языках оказывается важным для внутреннего развития: закрепление даже усечённого регионального статуса за русским языком значит всеобщее признание невозможности воплотить прежний проект по украинизации юго-восточных областей и созданию культурно целостного государственного общества. Меж тем, конкретно этот проект подразумевает унитарная модель современной Украины.

В случае если и после доработки закона региональный статус российского языка сохранится, де-факто в практическую плоскость будет переведён и вопрос о смене системы муниципального устройства с унитарного на федеративный. Этому будет содействовать целый ряд причин. Сначала, это безизбежно длинный период борьбы за его реализацию в юго-восточных регионах – с одной стороны, и уже заявленный галичанскими облсоветами отказ ему в легитимности на местности собственных областей – с другой. А частичное либо полное непризнание результатов парламентских выборов озари этого года со стороны тех либо других стран и интернациональных организаций Запада может значительно укрепить западноукраинские политические элиты в готовности противостоять официальному Киеву.

Огромное значение также будет иметь проведение очередной переписи населения Украины в 2013 году, потому что конкретно на результатах переписи по родным языкам будут основаны последующие способности по реализации закона о языках на местном и областном уровне. Таким макаром, судьбу сегодняшнего закона почти во всем предопределит то, как будут проводить эту перепись и – главное – кто будет потом подводить её официальные результаты.

Стоит также отметить данные последних соцопросов (к примеру, Института Горшенина), из которых можно прийти к выводу о возникновении посреди обитателей Юго-Восточной Украины нового самос
ознания, основанного на свойства их регионов как русских. Может быть, мы лицезреем конкретный отход от прежней ситуации, когда господство российского языка воспринималось и в обществе, и на уровне официальной пропаганды как временные последствия имперского прошедшего. Так, возникают всё огромные культурные основания для зачатков процесса федерализации, которые наверное будут дополнены усилением экономических противоречий меж регионами в связи с очень возможным новым ухудшением экономического положения страны в 2013 году.

При всем этом сама по для себя федерализация Украины навряд ли может быть признана рецептом укрепления её государственности. Такое устройство может быть размеренным, только если типичные в культурном и историческом отношении земли скрепляются общим историческим выбором, общей государственной идеологией и основанной на ней возможностью одного видения внешнеполитической стратегии. На Украине всё обстоит быстрее напротив: языковые и ментальные различия регионов подразумевают совсем разную культурную комплиментарность и геополитическую ориентацию. Страна расколота надвое, более того, с течением времени всё сложнее гласить даже о преодолении внутренней неприязни меж жителями 2-ух частей страны. Но залог их предстоящего сосуществования в рамках одной государственности – правовое урегулирование их культурно-языковых потребностей в целях наибольшего смягчения имеющихся противоречий. Тогда как политические сценарии, подобные происходящему с законом о языках – это очень действующий рецепт противопоставления регионов друг дружке и ослабления общей государственности.

Новенькая редакция закона о языках, предложенная Рабочей группой, практически является закамуфлированной отменой закона с подменой его на совсем новый. Самое опасное место в ней – это полная отмена статуса региональных языков, дополненная практически непролазной процедурой утверждения его местного статуса. Вобщем, даже если региональный статус будет сохранён, но проходная планка подымется до 30%, это не просто лишит несколько областей права на его признание, да и где-то востребует отмены уже утверждённого статуса. Следует осознавать, что не предоставлять языку таковой статус – это одно дело, но совершенно другое дело – лишать его этого статуса, что уже будет являться прямым ущемлением прав его носителей. Более того, если текст сейчас действующего закона позволяет профессионалам спорить, улучшает он реальное положение российского языка либо нет, то новенькая редакция (а практически новый закон) может рассматриваться как значительно ухудшающий права и реальное положение русского населения – по сопоставлению с тем, каково оно было до лета этого года.

Языковой вопрос наверное будет затрагиваться и на международном уровне, сначала в отношениях Украины с Россией. Следует признать: сложность внутриполитической ситуации на Украине такая, что реальных способностей значительно воздействовать на сферу внедрения российского языка в обмен на те либо другие предложения либо уступки со стороны Рф, у официального Киева просто нет. Но в случае ущемления Украиной уже предоставленных русскому языку прав, Наша родина навряд ли сумеет обойти это своим вниманием. Более того, следует ждать возмущения и со стороны других стран, покровительствующих региональным языковым меньшинствам на Украине. Речь идёт сначала о Венгрии, Румынии и Турции, ведь возможность утверждения регионального статуса для венгерского, румынского и монгольского языков будет отменена даже при малозначительном повышении процентной планки. Наверное не остается без внимания других стран и то, что по новенькому законопроекту практически отменяется признание Украиной русинского языка. Так, при пересмотре закона украинский языковой вопрос безизбежно выйдет на интернациональный уровень и только дополнит без того очень тяжёлый проблемный фон внешнеполитического положения страны.

Наверняка, следует всё же признать: предоставление прав меньшинствам в современном мире – однонаправленный процесс, и он не подразумевает отката вспять. Это тем паче так и в особенном случае с русскими регионами Украины, когда де-юре имеющееся меньшинство де-факто является большинством.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,125 сек. | 12.59 МБ