Как мы выбираем брачных партнеров

фото с сайта www.veer.com

Существует несколько теорий, описывающих, по какому принципу мы выбираем себе партнеров по браку.

Некото­рые исследователи уподобляют процесс вы­бора супруга торговой сделке, причем «валютой» в обмене служат та­кие социальные ценности двух индивидов, как социальное происхож­дение, экономическое положение, образование и личные качества (возраст, внешность) (Melville К., 1977).

Сторонники теории гомогамии утверждают, что «обменены» могут быть не любые мужчина и жен­щина, а лишь те, которые обладают одинаковой «социальной ценнос­тью», или гомогамией. Иначе говоря, мы стараемся выбирать себе партнера внутри нашего социального уровня, по территориальной близости, среди людей нашей расы.

Теория «дополняющих потребностей» (Уинч Р.) заключается в пред­положении, что принцип «гомогамии» работает только в социально-культурной сфере. А когда речь заходит о характере, то притягиваются противоположности. Так, например, властного мужчину будет притягивать кроткая женщина, а спокойного и мягкого мужчину может влечь к энергичной и пря­мой женщине.

Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Сентерсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни по­требности (например, половая и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и что некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности сходны с его собственными или дополняют их.

Согласно Адамсу, изучавшему прочные студенческие пары на про­тяжении 6 месяцев, первичное влечение основано скорее на внешних особенностях, таких, как физическая привлекательность, общитель­ность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отноше­ния укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению ста­туса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и так далее. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше сближает партне­ров. Члены пары, связавшие себя взаимными обязательствами, изуча­ют взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак.

Теория «стимул—ценность—роль», созданная Б. Мерстейном, основывается на двух важных посылках:

1) на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена (происходит учет плюсов и минусов каждого, каждый человек старается вступить в брак с наиболее привлекательным для себя партнером);

2) брачный выбор включает в себя серию последовательных ста­дий, или фильтров. Выделяются три стадии: стимул (привлека­тельность партнера) — ценность (сходство взглядов) — роль (со­ответствие ролевого поведения избранника своим ожиданиям).

В «круговой теории любви» рассматривается четыре ста­дии:

— установление взаимосвязи (критерий — легкость общения, за­висящий от социально-культурных факторов);

— самораскрытие — возникновение доверия, возможность раскрытия себя перед другим;

— формирование взаимной зависимости (на основе чувства необ­ходимости друг другу);

— реализация базовых потребностей личности (в любви, доверии).

Общим для перечисленных теорий является то, что все они базиру­ются на принципе социально-культурной гомогамии, а механизм вы­бора партнера рассматривается как система фильтров. Данные теории последовательно сужают круг возможных избранников, отсекая непод­ходящих. На заключительном этапе остаются те пары мужчин и жен­щин, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу как супруги.

Представители ролевой теории (Парсонс Т., Бейлз Р., Харбер Б., Орт Р. и др.) полагают, что удовлетворенность браком зависит от соответствия ролевых ожиданий партнеров ролевому поведению.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,288 сек. | 11.28 МБ