Сага о поколениях. Почему Су-27 превосходит F-15

Сага о поколениях. Почему Су-27 превосходит F-15

У их одно небо на двоих. Один путь и одна задачка — вымести с небес авиацию противника. Они — истребители, завоёвывающие приемущество в воздухе. Крылатые боевые машины из «первой полосы», элита современной боевой авиации. Их сложность запредельна, а способности — беспредельны. У их очень много плюсов, но отсутствуют недочеты. Они сильны и великолепны в собственной неиссякаемой небесной ярости. Нескончаемые конкуренты — Су-27 и F-15.

Кто ты, радостный ковбой?

Его рождение связано с войной во Вьетнаме. Результаты встреч с русскими МиГами востребовали поменять всю предшествующую парадигму развития американской истребительной авиации. ВВС срочно потребовался высокоманевренный «убийца МиГов», идиентично действенный как в ближнем воздушном бою, так и на средних и огромных дистанциях. Выдающаяся радиоэлектронная «внутренность» должна быть заключена в более совершенную оболочку. Южноамериканские конструкторы смело сделали шаг навстречу новенькому, четвертому поколению истребителей.

1-ый полет «Сокола» состоялся в 1972 году. Через четыре года истребитель F-15 Eagle был принят на вооружение. К истинному времени эти знаменитые воздушный бойцы одержали 104 воздушные победы — без одного поражения! «Несбиваемые» ангелы погибели, которых можно одолеть только южноамериканским орудием. «Орел» был сбит только в один прекрасный момент — в 1995 году на учениях ВВС Стране восходящего солнца F-15 был по ошибке подстрелен таким же F-15.

Сага о поколениях. Почему Су-27 превосходит F-15

В официальных докладах о результатах боевого внедрения «Сокола» описаны и другие небывальщины. По утверждению самих янки, уровень контроля воздушного места Ирака в процессе Войны в заливе «не имел исторического прецедента». Схожее вышло восемью годами позднее — «Соколы» наглухо закрыли небо над Балканами.

Но почему посреди 10-ов трофеев «Сокола» нет ни 1-го равного ему по мощи самолета? Ни 1-го «Еврофайтер Тайфуна» либо «Дассо Рафаля»?

Более приметные трофеи — девять легких МиГ-29 в облегченном экспортном варианте. Все другие победы F-15 одержаны над заранее устаревшими самолетами второго-третьего поколений: французскими «Мираж» F-1, русскими Су-22 (экспортная модификации Су-17), МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25…

Почему америкосы всегда ведут войну с авиацией предшествующего поколения? Не связана ли с этим какая-нибудь страшная потаенна? С этим нужно разобраться.

А вот и подоспел главный соперник «Сокола». Встречайте, господа — многоцелевой высокоманевренный истребитель 4-ого поколения Су-27.

Кто ты, таинственный российский вояка?

Дерзкий ответ Западу на оканчивающем шаге прохладной войны.

На рубеже 70—80-х годов в нашей стране был сотворен авиационный шедевр, призванный превзойти собой южноамериканского «Сокола». План стопроцентно удался: российский истребитель 4-го поколения задал новые эталоны в области боевой авиации.

Конструкторскому коллективу ОКБ Сухого удалось отыскать ряд увлекательных решений, связанных с сборкой и аэродинамикой грядущего самолета.

Сага о поколениях. Почему Су-27 превосходит F-15

Вычурный силуэт Су-27 не похож ни на один из забугорных истребителей. Грациозный извив носовой части фюзеляжа, плавный переход в крыло, выступающие мотогондолы — все это следствие интегральной сборки самолета, при которой подъемная сила формируется не только лишь плоскостями крыла, да и за счет особенной формы фюзеляжа! 

Большой вклад занесли спецы по аэродинамике — истинные гении собственного дела. В итоге, невзирая на похожее значение нагрузки на крыло (≈300 кг/кв. м), коэффициент подъемной силы «Сушки» в полтора раза выше, чем у южноамериканского «Сокола», а наибольшее аэродинамическое качество (отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению) достигнуло 12 единиц (такие значения встречаются только у пассажирских самолетов). Очень «летучая» конструкция!

Самая совершенная в мире аэродинамическая схема дозволила сделать более большой и тяжкий истребитель. У Су-27, по сопоставлению с «Иглом», был увеличен внутренний припас горючего, обеспечена большая дальность полета и нивелирована громоздкость российского РЭО (русские микросхемы — наибольшие микросхемы в мире!). Упругая «рука» аэродинамической силы массивно тянула Су-27 ввысь, невзирая на огромную взлетную массу российскей машины.

Сага о поколениях. Почему Су-27 превосходит F-15

Бравый представитель семейства — Су-35

Много попытались двигателисты, создав могучее «сердечко» для прекрасного планера. Семейство турбореактивных двухконтурных авиационных движков АЛ-31Ф с тягой форсаже 13 тонн! Высочайшая тяговооруженность (≥ 1) — ключ к сверхманевренности и энергичным маневрам в вертикальной плоскости.

По значению закоренелой скороподъемности Су-27 не имеет равных в мире (выше 300 м/с).

А наши партнеры из КНР до сего времени не могут скопировать жаропрочные лопатки турбины АЛ-31Ф c лабиринтами внутренних полостей, через которые проходит охлаждающий воздух. Видимо, их конструкция оказалась труднее швейцарских часов и японской электроники.

В конце концов, то, чего нельзя увидеть невооруженным глазом. Степень продольной статической стойкости Су-27 отрицательна и составляет 5% средней аэродинамической хорды крыла (САХ). Очевидно, идет речь о полете на дозвуковых скоростях.

Что значит данная ситуация?

Продольная статическая устойчивость по углу атаки — способность самолета без помощи других сохранять данный угол атаки α и ворачиваться к начальному значению α при случайном отклонении под действием возмущающих сил.

Устойчивость — приятная вещь в прямолинейном полете, но истребителю нужна высочайшая маневренность. Чем выше устойчивость (измеряется в % САХ) — тем больше утраты на балансировку, ужаснее маневренность и динамика движения. Для выполнения какого-нибудь маневра будет нужно приложить бОльший управляющий момент, отклонив управляющие поверхности на больший угол. Огромные усилия, излишние толики секунды драгоценного времени в бою.

Устойчивость парящего самолета определяется положением аэродинамического фокуса (точки прироста подъемной силы при изменении угла атаки) относительно центра масс самолета. Истребитель Су-27 был спроектирован таким макаром, что его аэродинамический фокус размещен впереди ЦТ. Самолет каждую секунду готов поднять нос и «кувыркнуться» вспять, через хвост. Без всякого роли пилота. Он статически неустойчив.

Сага о поколениях. Почему Су-27 превосходит F-15

Это делает «Сушку» умопомрачительно верткой машиной, но отрицательная устойчивость заходит в противоречие с требованиями маневренности. Выручает электродистанционная система управления (Су-27 первым из российских боевых самолетов был обустроен ЭДСУ). В памяти компьютера заложены правильные коэффициенты управляющих усилий для каждого из режимов полета — в неприятном случае, человек не сумел бы управлять Су-27.

Резонный вопрос — что произойдет при отказе ЭДСУ? Невзирая на неадекватную реакцию «Сушки» на движения ручки управления (РУС), опытнейший летчик, вероятнее всего, сумеет дотянуть до аэродрома и высадить самолет. Статическая неустойчивость 5% САХ — это еще терпимо.

А вот другой представитель семейства «20 седьмых», Су-35, при отказе ЭДСУ выпишет пару кульбитов и разобьется наверное. Степень его статической неустойчивости доведена до 20% САХ — управление самолетом в ручном режиме исключено. Вобщем, риск появления таковой ситуации пренебрежимо мал — ЭСДУ самолета Су-35 выполнена с четырехкратным (!) резервированием в продольном канале и трехкратном — в канале бокового движения.

Интегральная сборка, массивные движки, умопомрачительная по красе и эффективности аэродинамическая схема, статическая неустойчивость… Дальше — система нашлемного целеуказания «Щель-ЗУМ», уникальный боевой прием «Кобра Пугачева», управляемые ракеты класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ. После знакомства с такими фактами спор «F-15 vs. Су-27» утрачивает смысл. Российский истребитель еще посильнее и совершеннее собственного южноамериканского ровесника.

Собственного РОВЕСНИКА?

Когда было объявлено, что выиграла «Макдоннелл Дуглас», «суховцы» вздохнули с облегчением: сборка, заложенная в Су-27, смотрелась существенно более многообещающей. Правда, существовали опаски, что америкосы через открытую печать подсунули своим заморским сотрудникам «дезу», а сами делали совершенно другой самолет. Но после официальной демонстрации в 1972 г. макета «Игла» эти ужасы рассеялись: стало ясно, что спецы «Макдоннелл Дуглас» пошли по более обычному и дешевенькому, но далековато не самому многообещающему пути. Как вспоминает начальник отдела проектов ОКБ Сухого О.С. Самойлович, после взлета YF-15 начальник ЦАГИ Г. П. Свищев произнес Сухому: «Павел Осипович! Наше отставание перевоплотился в наше преимущество. Самолет взлетел, и мы знаем, какой он…»
— Из истории сотворения истребителя Су-27.

Сага о поколениях. Почему Су-27 превосходит F-15

Су-30, F-15C и Мираж-2000

Разделение истребителей на поколения почти во всем условно. Различные весовые категории, различный уровень технологического выполнения, различное предназначение. Бывало, что в рамках 1-го поколения странноватым образом уживались 8-тонный МиГ-21 и 18-тонный «Фантом» (притом, что 1-ый рассчитывался на ближний воздушный бой с применением пушечного вооружения, а 2-ой возлагал надежды на собственный суперрадар и УР средней дальности). Их соединяло воединыжды только то, что концепция обоих оказалась, в целом, неверной.

Часто к одному поколению относят машины, меж созданием которых лежит целая временная и технологическая пропасть. Считается, что первым истребителем 4-ого поколения был южноамериканский палубный перехватчик F-14 «Томкэт» (1-ый полет — 1970 г., принятие на вооружение — 1974 г.). Он хорошо смотрелся на фоне «Фантомов», но уже через несколько лет безвыходно устарел — практически, он не имел никаких приметных преимуществ перед F-15, но полностью проигрывал «Соколу» в ближнем маневренном бою. Итог: «Соколы» продолжают летать до сего времени, а последний «Томкэт» был списан восемь годов назад.

В конце концов, модернизация. Как в старенькой шуточке про умельцев, что целый год модернизировали телек и позже продали его, как пылесос — как можно ассоциировать 1-ые серийные Су-27 начала 80-х с современным истребителями Су-35? Сколько плюсов нужно поставить после числа «4», чтоб уместить эти машины в рамках 1-го поколения?

Задача поординарнее — как похожи F-15C эталона 1980 года и модернизированный F-15C начала XXI века? Новенькая версия радара AN/APG-63(V)2 с активной ФАР, новые ракеты большой дальности AIM-120 AMRAAM, новенькая цифровая электроника — да это практически другой самолет с совсем другими способностями!

Чтоб не углубляться в этот увлекательный, но нескончаемый спор можно ограничиться одним естественным выводом: 4-ое поколение истребителей вправду существует, как совокупа неких общих мыслях. Главные тренды развития — универсальность, высочайшая маневренность, высококачественное и драгоценное БРЭО. Все же, стоит отдавать отчет в том, что эра 4-ого поколения растянулось на 40 с излишним лет — самолеты «ранешнего периода» конструктивным образом отличались от тех, что были сделаны позднее.

Фактически, в этом и состоит главное отличие F-15 от Су-27, на которое изредка обращают свое внимание создатели аналитических статей, посвященных этим героям — «Орел» старше «Сухого» минимум на 10 лет! Как видно из процитированного выше отрывка истории сотворения Су-27 — когда 1-ый F-15 поднялся в воздух, наш истребитель еще не вышел из стадии эскизов.

Нередко указывается, что Су-27 сделал собственный 1-ый полет 20 мая 1977 года, всего на 5 лет позднее «Сокола». Но это лукавство — в тот денек в воздух поднялся опытнейший эталон Т-10-1, который имел не много общего с тем, что мы называем Су-27. Ввиду несоответствия черт макета данным значениям, было решено вполне перепроектировать самолет: были изменены профиль крыла и форма фюзеляжа. Площадь крыла возросла с 59 до 62 метров. Элероны и закрылки уступали место флаперонам. Тормозной щиток переместился с нижней поверхности фюзеляжа на верхнюю поверхность, разместившись за фонарем кабины. Изменилcя сам фонарь кабины, другой стала сборка задней части самолета, появились новые узлы подвески…

Новый макет истребителя получил обозначение Т-10С — по образному выражению головного конструктора М. П. Симонова, на нем от Т-10-1 сохранились только шины колес главных опор шасси, да катапультное кресло летчика.

1-ый полет Т-10С — апрель 1981 года. В это время южноамериканский F-15 уже во всю поставлялся на экспорт и применялся в боевых действиях на Ближнем востоке.

1-ая партия серийных истребителей Cу-27 была выпущена в 1984 году. Первой строевой частью, получившей Су-27 стал 60-ый иап на аэродроме Дземги (Дальневосточный ВО) — его летчики приступили к освоению нового самолета в 1985 году.

К 1987 году были вполне сформированы главные элементы авиационного комплекса Су-27 -был «доведен» бортовой радиолокатор Н001 «Клинок» и приняты на вооружение ракеты Р-27 и Р-73. В строевых частях появилась учебная спарка Су-27УБ, что ускорило и упростило подготовку личного состава. Приблизительно в это время начались постоянные «встречи» Су-27 с самолетами возможного противника — нашумевшее столкновение над Баренцевым морем с разведывательным «Орионом» ВВС Норвегии, опасное сближение с южноамериканскими истребителями во время учений «Тим Спирит» (Далекий Восток) и т.д.

В конце концов, незапятнанная формальность — после удачного прохождения всех испытаний, Постановлением Совета Министров СССР от 23 августа 1990 Су-27 был официально принят на вооружение ВВС и авиации ПВО Русского Союза.

Эпилог

Грозная правда состоит в том, что к моменту возникновения Су-27 южноамериканский «Орёл» уже приметно устарел.

Конструкторы «МакДоннелл-Дуглас» обогнали время, построив в 1976 году суперистребитель, который в течение 10 лет не имел достойных врагов. Конкретно этим разъясняется огромное количество истребителей второго-третьего поколений, сбитых «Соколами».

МиГ-23 (начало эксплуатации — 1969 г., модификация МиГ-23МЛ — 1974 г.), МиГ-25 (начало эксплуатации — 1970 год)… F-15 крошил всех собственных ровесников.

Расклад сил в воздухе поменялся только с возникновением Су-27.

F-15D, пытаясь преследовать Су-27, растерял его из виду и в отчаянии запросил наблюдающего: «Где «Флэнкер»?» (Flanker — кодовое заглавие Су-27 в НАТО). «Он за тобой», — ответил ведомый. Описываемый «воздушный бой» не получил никакого освещения в западной прессе.
— Визит Су-27 на авиабазу «Лэнгли». США, 1992 год.

Летят года, сменяются эры… 2-мя годами ранее описываемых событий на авиабазе Лэнгли, в воздух поднялся YF-22 — макет южноамериканского истребителя 5-ого поколения. Приблизительно в этого же время в ЦАГИ свершилась защита эскизного проекта и макета самолета, получившего обозначение МФИ (функциональный фронтовой истребитель). Были озвучены последующие особенности многообещающего истребителя: «малозаметность», «сверхманевренность», «безфорсажный сверхзвук» и другие очень знакомые определения.

Что из всего этого вышло — это уже тема для другого рассказа.

 

Источник: Военное обозрение

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,155 сек. | 11.97 МБ