Т-10 – наилучший из наилучших

Т-10 — тяжёлый танк СССР, который является наилучшим в своём классе. Разработан был в 1948 — 1952 годах в КБ ЧТЗ, на вооружение принят Русской Армией в 1953 году. Принципиальной особенностью будет то, что данная модель не подлежала экспорту.

История сотворения началась в 40-х годах, когда Русская Армия имела на вооружении три типа танков томного класса: ИС-2, ИС-3, ИС-4. В 1948 г. ГБТУ было принято решение сделать новый тяжкий танк, который имел бы лучшую ходовую часть и лучшую защиту на подобие ИС-4, а корпус имел бы форму, которая была бы идентична с ИС-3.

Т-10 – лучший из лучших

Главные требования, которое выдвигалось при конструировании — ограничение боевой массы танка — менее 50 т. В качестве разработчика обусловили КБ Челябинский завод Министерства транспортного машиностроения СССР. Управление назначило основным конструктором Ж. Котина. Планировалось дать имя для машины ИС-5.

По проекту, который был готов уже в апреле 1949 года, новый танк представлял собой конструкцию массой 50 т, располагающуюся на ходовой части, которая имела семь катков. Корпус имел отличительную особенность — «нос с горбинкой». Спустя месяц был построен древесный макет танка, после этого конструкторы приступили к изготовлению первого макета «ИС-5». Особенные затруднения появились при переработке торсионной подвески, работоспособность которой, на модели ИС-4, вызывала много вопросов и заморочек. После длительных опытов тормознули на «пучковом» торсионе, который состоял из нескольких, имеющих малый поперечник.

Заводские тесты проявили, что машина в целом удовлетворяет ТТТ, и приняли решение о выпуске первой партии в 10 танков.
В 1949 году машины прошли еще два шага промышленных испытаний, после которых в конце апреля — начале мая 1950 г. на НИБТ полигоне, который находится в подмосковной Кубинке, прошли муниципальные тесты. По окончании испытаний, муниципальная комиссия рекомендовала запустить серийное создание танка с некими доработками по МТО. В новеньком танке пришлось произвести много доработок, вследствие которых танк прошел неограниченное количество повторных и контрольных промышленных и полигонных испытаний, которые закончились только к декабрю 1952-го. На вооружение танк планировалось принять весной 1953 г., но в связи со гибелью И. Сталина это вышло в конце 1953 г. Машина была принята на вооружение под заглавием Т-10.

Т-10 – лучший из лучших

Вооружение Т-10 составляет: 122-милиметровая танковая пушка Д-25ТА, которая имеет длину ствола 48 калибров, также спаренный с ней 12,7-милиметровый пулемет ДШКМ. Пушка снабжена двухкамерным дульным тормозом и автоматическим горизонтальным клиновым затвором. Стартовая скорость бронебойного снаряда равна 795 м/с. Четкая дальность стрельбы, с внедрением телескопического прицела ТШ2-27 достигала 5000 метров, а в случае использования прицеливания с помощью бокового уровня — 15 000 метров. Внедрение механизма досылания позволяет облегчить заряжание снаряда, что в свою очередь позволяет достигнуть скорострельности 3-4 выс./мин, а если заряжать вручную — 2-3 выс./мин. Впереди на турели лючка заряжающего базируется зенитный 12,7-мм пулемет ДШКМ, который обеспечен коллиматорным прицелом К10-Т. Арсенал пушки составлял 30 снарядов, размещенных в хомутках и лотковых укладках. Пулемет снабжался 1000 патронами, 300 из которых к спаренному пулемету находились в 6 патронных коробках, а 150 для зенитного пулемета находились в 3 особых патронных коробках по 50 штук. Оставшиеся 550 патронов размещались в цинковых коробках.

Корпус Т-10 имел неплохую броню, которая представляла собой сложную коробчатую форму, лобовая часть которой имела форму «щучьего носа». Борта составляли из нижней гнутой и верхней наклонной частей. Верхний кормовой лист является откидным, как у танка Т-34, для обеспечения доступа к агрегатам коробки.

Башня литая с обтекаемой формой, которая имеет разные углами наклона стен и различной шириной, меняющейся от 250 мм в носовой и до 40 мм на литой части крыши. Башня крепилась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа в крыше корпуса танка. За
дняя часть башни изготавливалась из бронированного листа и вваривалась в крышу, а передняя отливалась вкупе с корпусом башни. Механизм поворота башни планетарный, с электронным либо ручным приводами. В фронтальной части лючка командира танка размещался устройство наблюдения ТПКУ, а по периметру верхнего погона башенки находилось семь устройств наблюдения ТНП.

Танк оснащался четырехтактным V-образный дизельным движком В-12-5, имеющим 12 цилиндров и жидкостную систему остывания объемом 38,9 л.. Он мог достигать наибольшей мощности 700 лошадиных сил, при 2100 об/мин. Движок устанавливался на постаменте, который состоял из 4 креплений, которые приварены к бортам и имеют связку меж собой несколькими продольными угольниками.

Горючее для мотора находилось в 3-х внутренних и 2-ух внешних баках. Внутренние размещались так: два сзади, емкостью по 185 л. и один впереди, емкостью 90 л. Внешние были на крыльях в корме и вмещали по 150 л. каждый. Баки внешние подключались к топливной системе танка. Общий объем баков составляла 760 л. С 1955 года внутренние задние баки имели объем 270 л, что позволило прирастить общий объем до 930 л.
Движок соединялся с силовой передачей, которая состояла из планетарной коробки, базирующейся в блоке с механизмом поворотного типа «ЗК», имеющая восемь фронтальных передач и две задних.

Т-10 имел ходовую часть, состоявшую из ведущих колес заднего расположения, которые оснащались съемные венцами с 14 зубцами. На каждом борту находилось по 7 катков, также три поддерживающих катка. Устанавливалась независящая подвеска, с упругим упором и пучковым торсионом. Устанавливалась мелкозвенчатая гусеница, цевочного зацепления. Количество траков для каждой цепи — 88. Ширина трака — 720 мм, шаг — 160 мм. Было три модификации: Т-10А, Т-10Б, Т-10М.

В серийном производстве танк получил заглавие Т-10М, став последней модификацией семейства. Но в процессе производства вносились разные конфигурации, к примеру 8-ми ступенчатую КПП сменила 6-ти ступенчатая, в 1963 году добавили ОПВТ для преодоления бродов глубиной до 5 метров, с 1967 года в боекомплект вводятся подкалиберные и кумулятивные снаряды. Серийное создание танка прекращено в 1966 году, четких данных о числе выпущенных машин создателю отыскать не удалось – западные оценки в 8000 произведённым танков доверия не вызывают, российские создатели указывают «более 2500», что вероятнее всего является заниженной оценкой. В любом случае, танк Т-10 вне сомнения самый массовый послевоенный тяжкий танк, и может быть самый массовый тяжкий танк в истории танкостроения в мире. Высочайшие эксплуатационные свойства и своевременные модернизации дозволили ему находиться в строю 40 лет – приказ о снятии с вооружения отдан исключительно в 1993 году! Танк не поставлялся на экспорт и другим странам ОВД, и не участвовал в боевых действиях (если не считать такой операцию «Дунай» по вводу войск Варшавского Контракта в Чехословакию, в 1968 году).

Т-10 – лучший из лучших
Т-10 – лучший из лучших

Танки серии Т-10:
Г — направляющее колесо с механизмом натяжения, 2 — прицел Т2С-29, 3 — прицел ТПН-1, 4 — устройство наблюдения наводчика ТПВ-51, 5 — осветитель ОУ-ЗТ, 6 — командирская башенка с семью призмами наблюдения и устройством ТПКУ-2, 7 — кормовой ящик ЗИП, 8 — лючок над движком, 9 — поддерживающий каток, 10 — кормовой топливный бак, 11 — ведущее колесо с грязеочистителем, 12 — огромные дымовые шашки БДШ, 13 — трак гусеницы с пальцем, 14 — антенна, 15 — выпускные окна эжекторов, 16 — сетки окон над радиаторами, 17 — окно впуска воздуха в движок зимой, 18 — укрывочный брезент, 19 — прожектор Л-2, 20 — смотровой устройство заряжающего ТНП, 21 — спаренный пулемет КПВТ, 22 — лючок заряжающего, 23 — бревно для самовытаскивания, 24 — щитки-отражатели, 25 — ящик ЗИП, 26 — лючок механика-водителя танков Т-10 ц Т-10А, 27 — лючок механика-водителя танка Т-10М, 28 — окно для пулемета ДШК, 29 — колпак вентилятора, 30 — прицел ТПС-1, 31 — окно прицела ТУП, 32 — окно для спаренного пулемета КПВТ, 33 — окно для впуска воздуха в движок летом, 34 — лючок для обслуживания системы смазки, 35 — лючок запасного выхода, 36 — зенитный пулемет КПВТ.

А — башня танка Т-10, Б — башня танка Т-10А, В — маска пушки Д-25ТС танка Т-10А, Г — башня танка Т-10М, Д — лючок заряжающего танка Т-10М, Е — зенитный пулемет ДШК, установленный на турели лючка заряжающего танков Т-10, Т-10А, Ж — днище корпуса.

Чертежи деталей увеличены в 2,5 раза по сопоставлению с общими видами. (Наилучший в своём классе А. Алешин, В. Сергеев, М. Барятинский (Моделист-Конструктор. — 1990. — № 2))

Т-10 – лучший из лучших

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,153 сек. | 11.93 МБ