Т-54 — гордость русского танкостроения

Т-54 - гордость советского танкостроения

Если спросить военного спеца именовать несколько наилучших танков, сделанных после 2-ой мировой войны, то посреди их непременно будет русский средний Т-54.

В нем более много был осмыслен опыт внедрения танков в прошедшей мировой войне.

Усиление броневой защиты германской бронетехники, в конце войны, принуждало русских конструкторов увеличивать уровень огневой мощи нашей техники. В 1944 году конструкторское бюро Уральского танкового завода разработало самоходку СУ-100, с 100-мм орудием Д-10 С, САУ себя отлично показала в боях. Опыт перенесли на танк, поместив 100-мм орудие на Т-34, были сделаны несколько Т-34-100. Но на полигонных испытаниях выявилась ошибка – коробка не выдерживала такую сильную артиллерийскую систему.

Но опыт посодействовал в разработке танка Т-44-100, а потом и Т-54 («Т-54 эталона 1946 года»). Обычный и технологичный корпус взяли от Т-44. Как и на Т-44 лобовой лист сделали цельным, убрав смотровую щель механика-водителя, этим улучшив защиту лобового листа. На крыше корпуса расположили 2-ва перископических устройства наблюдения МК-1К.

Т-54 - гордость советского танкостроения

Более крупную башню усовершенствованной конфигурации расположили в центре танка, ее лобовая броня достигнула 200 мм. В цилиндрической маске поставили пушку Д-10Т и спаренный с ней пулемет СГ-43 7,62 мм. Вертикальная наводка проводилась телескопическим шарнирным прицелом ТШ-20, горизонтальная – электроприводом, которым управлял командир и наводчик.

В первый раз, на среднем русском танке, установили зенитный пулемет ДШК, да курсовых пулемета установили в бронированных коробах, на гусечных полках, с дистанционным управлением.

Практически не тронули, испытанную на Т-44, схему моторно-трансмиссионного отдела, но поставили дизель В-54.

Т-54 был тяжелее Т-44, но прогуливался лучше – гусеницу сделали мелкозвенчатой, с цевочным зацеплением и неплохими грунтозацепами, опорные катки усилили, для парирования угловых колебаний. Установили лопастные гидроамортизаторы.

В 1949 году была проведена 1-ая модернизация, по статистике 90% попаданий в танк было в метре от земли, потому толщину лобового листа уменьшили с 120 мм до 100 мм. Убрали пулеметы на гусеничных полках, улучшили зенитную турель. В силовом агрегате применили улучшенный мультициклонный воздухоочиститель с масляной ванной и эжекционным отсосом пыли, поставили форсуночный предпусковой подогреватель масла, сокративший подготовку мотора к пуску в прохладную погоду. Гусеницу расширили на 80 мм, уменьшив удельное давление на грунт.

В 1951 году провели вторую модернизацию. Поставили новейшую полусферическую башню, новый прицел, улучшили уплотнения трущихся частей, подшипников, электроприборов, для защиты от пыли. В 1951 году выпустили Т-54А, который оснастили «Горизонтом», стабилизатором пушки в вертикальной плоскости с автоматическим электроприводом наведения и эжекционным устройством для продувки ствола. Сейчас можно было вести прицельный огнь на ходу.. В моторе установили ступенчатый воздухоочиститель и управляемые жалюзи радиаторов для поддержания рационального режима работы.

В 1952 году проведена еще одна модернизация, приведшая к возникновению Т-54Б. он был оборудован «Циклоном» — стабилизатором вооружения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Появились инфракрасные приборы ночного видения, ночные прицелы. Танки были обустроены комплектами для самостоятельного преодоления водоёмов. При помощи их танк мог преодолеть водоем глубиной 5 м, шириной 700 м.

Т-54 - гордость советского танкостроения

В этом же 1952 году, сотворен ОТ-54, у него заместо спаренного с пушкой пулемета, установили огнемёт АТО-1 (автоматический пороховой огнемет). В носовой части был установлен бак с 460 л огесмеси.. Он мог выкидывать струю пл
амени на 160 метров

С 1954 года маленькой партией были сделаны командирские Т-54К, имевшие две радиостанции, зарядный агрегат, навигационное оборудование.

Т-54 были наилучшими танками в своём классе, с 1946 года, только в 1958 году Великобритания сделала более сильную 105 мм пушку. На базе Т-54 были сделаны САУ СУ-122, тягач БТС-2, кран СПК-12Г.

Танки массово поставлялись странам Варшавского контракта, союзникам на Ближнем Востоке, где и прошли боевое крещение. В Китае танк скопировали и выпускали под заглавием Т-59.

Т-54 и его модернизация Т-55 до сего времени стоят на вооружении многих государств.

Т-54 - гордость советского танкостроения

Т-54 - гордость советского танкостроения

Т-54 - гордость советского танкостроения

Тактико-технические свойства Т-54 (Т-54А)

Масса, т – 36 (36,4)
Длина с пушкой, мм – 9000 (9000)
Длина корпуса, мм – 6270 (6040)
Ширина, мм – 3150 (3270)
Высота, мм – 2400 (2400)
Клиренс, мм – 425 (425)
Вооружение – 100 мм пушка Д-10Т, 3 пулемета СГ-43, 1-н ДШК (100 мм пушка Д-10ТГ, 2 пулемета СГМТ, 1 ДШК.)
Бронирование, лоб корпуса – 120 мм (100 мм)
Борт – 80 (80)
Корма – 45 (45)
Лоб башни – 200 (200)
Крыша – 30 (30)
Днище – 20 (20)
Удельное давление, кг. см2 – 0,93 (0,81)
Припас хода, км – 330 (440)
Движок (520 л. с.) – В-54 (В-54)
Удельная мощность, л. с., т – 14,4 (14,3)
Ширина гусеницы, мм – 500 (580)
Радиостанция – 10-РТ-26 (Р-113)
Экипаж – 4 (4)

Т-54 - гордость советского танкостроения

Т-54 - гордость советского танкостроения

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,496 сек. | 11.93 МБ