Т-54: тяжелый путь в серию

В октябре 1944 года в КБ завода № 183 приступили к проектированию нового танка, который снаружи отличался от Т-44 в главном башней несколько огромных размеров и вооружением, состоявшим из 100-мм пушки. Через месяц главный конструктор А. А. Морозов доложил наркому танковой индустрии В. А. Малышеву о плане сотворения машины. Начальство инициативу одобрило и даже спустило на предприятие график работ, как обычно, очень оптимистичный: к 1 декабря 1944 года сделать опытнейший эталон, к 15 января 1945-го – окончить тесты, к 20 мая – размножить и доставить всем заводам-изготовителям рабочие чертежи.

Реально же разработка танка закончилась в декабре 1944 года, а опытнейший эталон был изготовлен в январе-феврале 1945-го. После показа членам правительства машина в марте-апреле такого же года прошла тесты на НИБТПолигоне в Кубинке, по результатам которых комиссия сочла целесообразным советовать ее для принятия на вооружение Красноватой армии с неотклонимым устранением выявленных недочетов. Танк получил индекс Т-54.

Свое и чужое

От серийной «сорокчетверки» Т-54 отличался башней и орудием, как уже говорилось выше, также движком и некими деталями корпуса и ходовой части.

Литая башня с поперечником погона в свету 1800 мм имела толщину брони в лобовой части 180 мм (у Т-44 – 120 мм) и бортов – от 90 до 150 мм (у Т-44 – 90 мм) с переменным углом наклона от вертикали до 20°. Вварная крыша башни изготавливалась из 2-ух катаных броневых листов шириной 30 мм (у Т-44 – 15 мм), сваренных меж собой.

Конструкция корпуса в целом была подобна корпусу Т-44. Но толщина верхнего и нижнего лобовых листов, установленных соответственно под углами 60о и 45о от вертикали, составляла 120 мм против 90 мм у Т-44. В отличие от последнего в лобовом листе корпуса Т-54 отсутствовала смотровая щель.

Вооружение машины состояло из 100-мм танковой пушки Д-10ТК и 2-ух 7,62-мм пулеметов ГВТ с ленточным питанием: один был спарен с орудием, 2-ой, курсовой, устанавливался в отделении управления справа от механика-водителя.

В моторно-трансмиссионном отделении (МТО) танка перпендикулярно продольной оси корпуса монтировался V-образный 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-54 мощностью 520 лошадиных сил. В топливную систему входили четыре топливных бака общей емкостью 530 л.. Не считая внутренних (главных) топливных баков снаружи танка на надгусеничных полках устанавливались три дополнительных (два на правой полке и один на левой) емкостью по 55 л. каждый. На Т-54 в отличие от Т-44 дополнительные баки были включены в топливную систему. Расход горючего из главных емкостей выполнялся после его выработки из дополнительных.

Т-54: трудный путь в серию

Припас хода по шоссе с внедрением дополнительных топливных баков достигал 300–360 км (у Т-44 – 235 км).

Ходовая часть была фактически на сто процентов взята у Т-44, кроме опорных катков, ширина резинового массива которых возросла со 150 до 185 мм.

Масса танка возросла до 35,5 тонны, а наибольшая скорость снизилась до 43,5 км/ч.

649 конфигураций

В июле 1945-го в КБ завода № 183 с учетом результатов испытаний первого опытнейшего эталона танка Т-54 был разработан его 2-ой опытнейший эталон, получивший заводское обозначение «объект 137» и отличавшийся новейшей конструкцией башни, вооружением и ходовой частью.

Литую башню выполнили по типу башни томного танка ИС-3. Толщина ее сферической лобовой части достигала 200 мм, бортов – от 125 до 160 мм с переменным углом наклона до 45°. Толщина крыши башни – 30 мм.

В башне монтировалась 100-мм танковая пушка ЛБ-1, с которой был спарен 7,62-мм пулемет СГ. Два других пулемета СГ (курсовые) устанавливались в бронированных ящиках на левой и правой надгусеничных полках, стрельбу из курсовых пулеметов вел механик-водитель. На крыше башни меж лючками командира и заряжающего находился 12,7-мм зенитный пулемет ДШК.

Силовая установка танка осталась той же самой, что и на первом опытнейшем образчике. Емкость внутренних топливных баков удалось прирастить с 530 до 545 л., дополнительных внешних – со 165 до 180. Припас хода машины по шоссе, невзирая на возросшую до 39,15 тонны боевую массу, не уменьшился и как и раньше достигал 300–360 км. В коробки использовалась трехходовая пятиступная коробка с установкой на 2, 3, 4 и 5-й передачах инерционных синхронизаторов и двухступенча

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,105 сек. | 11.93 МБ