Потаенна смерти линкора «Новороссийск»

Тайна гибели линкора «Новороссийск»

55 годов назад произошла самая большая трагедия в русском Военно-морском флоте, унесшая более 600 жизней военных моряков.

29 октября 1955 года в Северной бухте Севастополя затонул флагман черноморской эскадры русского военно-морского флота линкор «Новороссийск». Погибли более 600 моряков. До сего времени остается загадкой причина его смерти. Корреспондент «СП», в свое время отслуживший на флоте более четверти века, знаком с людьми, которые оказались очевидцами той катастрофы. Их рассказы легли в базу предлагаемой статьи.

Рассказ вахтенного офицера

Тайна гибели линкора «Новороссийск»

В последних числах октября 1955 года на Черноморском флоте прошли крупномасштабные учения, в каких участвовал самый мощнейший тогда корабль русского ВМФ — линкор «Новороссийск». Отстрелявшись всеми видами орудий по учебным целям и продемонстрировав, кто владелец в Черноморской акватории, линкор возвратился в Севастополь и бросил якоря на траверзе военно-морского лазарета. Вечерком часть команды сошла на сберегал «выпустить пар», а оставшиеся на борту около полутора тыщ моряков занялись ежедневными делами. О том, что вышло в предстоящем, написаны тыщи страничек рапортов и пояснительных записок. Мой 1-ый флотский командир и учитель, сейчас капитан первого ранга в отставке Миша Романович Никитенко, в ту ночь заступил вахтенным офицером «Новороссийска». Он обрисовал мне трагедию так:

— В ту злосчастную ночь вахтенная смена ничего тревожного не увидела. Обстановка вокруг корабля и снутри него была совсем штатной. И вдруг в половине второго ночи под носовой частью линкора прогремел мощнейший подводный взрыв. Сразу вышел из строя генератор. Почему-либо не работало и аварийное освещение. Все же оставшиеся в живых мореплаватели экипажа стремительно заняли свои места по расписанию аварийной волнения. На командирский мостик стала поступать разрозненная информация о состоянии корабля. Скоро было ясно: в носовой части имеется большая пробоина.

Тайна гибели линкора «Новороссийск»

Пробоина в днище

О ЧП доложили в штаб флота. Пока прибыло командование, удалось выровнять корабль перекачкой мазута из цистерн 1-го борта на другой. Но бак (носовая часть корабля) непреклонно погружался в воду, и на значимой части палубы уже плескались волны. Стало ясно, что «Новороссийск» обречен. В таковой ситуации необходимо было энергично и без промедления действовать по двум фронтам: эвакуация экипажа и буксировка линкора на мелководье, чтоб не допустить его полного затопления. Поближе к четырем часам утра корабль стал накреняться с угрожающей быстротой. В 4 часа 15 минут он перевернулся, став братской могилой для сотен моряков…

Позже была сотворена правительственная комиссия для выяснения обстоятельств катастрофы и выявления виноватых. Результатом ее деятельности стал акт расследования, который здесь же был засекречен на долгие десятилетия.

— Нам только сказали, — окончил рассказ Никитенко, — что комиссия сделала вывод, как будто смерть «Новороссийска» произошла в итоге взрыва старенькой германской мины, которую зацепил якорь линкора. Но я никогда не веровал в эту версию. Ведь для того, чтоб разворотить бортовую броню линкора на площади в десяток квадратных метров, по самым умеренным подсчетам, потребовалось бы несколько сот кг взрывчатки. Из каких умопомрачительных войн такую мину могло занести в Севастопольскую бухту?

Официальная версия

В свое время в основном штабе ВМФ мне предоставили возможность ознакомиться с этим актом комиссии, рассекреченным еще в 1992 году. Если честно, он вызвал у меня большое разочарование. В документе не содержалось ничего такового, что могло бы хоть когда-то составлять военную либо муниципальную тайну. Похо
же, что составители акта решили его засекретить из-за возмутительной необоснованности изготовленного вывода о смерти «Новороссийска» в итоге взрыва старенькой мины. Списать все на случайную мину было прибыльно всем — меньше голов полетит по результатам расследования. Потому, наверняка, и «списали»… Правда, справедливости ради следует сказать, что в акте анализировалась и другая версия взрыва — диверсионная.

Опасности князя Боргезе

Тайна гибели линкора «Новороссийск»На палубе линкора "Новороссийск". 1954 год

Дело в том, что «Новороссийск» ранее именовался «Джулио Чезаре» и в годы 2-ой мировой войны был флагманом военно-морских сил фашистской Италии. В декабре 1943 года на Тегеранской конференции «большая тройка» приняла решение о разделе итальянского флота. Большая часть кораблей перебежала США и Великобритании. Русскому Союзу достался линейный корабль «Джулио Чезаре». Правда, передача его русской стороне свершилась только в 1949 году в албанском порту Вера. При всем этом в западной прессе в те деньки публиковалось заявление итальянского контр-адмирала князя Боргезе, который командовал соединением боевых подводных пловцов-диверсантов, о том, что его питомцы не допустят «службы Советам итальянского флагмана» и подорвут его во что бы то ни стало.

Правительственная комиссия вспомнила эти выражения, но сделала совсем резонный вывод о том, что боевые пловцы князя Боргезе могли быть не в состоянии неприметно доставить на Севастопольский рейд несколько сот кг взрывчатки, способной пробить 20-сантиметровую броню линкора. Для этого пригодился бы само мало катер, который, конечно, не сумел бы скрытно просочиться в русские территориальные воды, а тем паче в акваторию сильной и отменно защищенной военно-морской базы.

Проклятие маркизы Феличии

Но что все-таки по сути взорвалось в носовой части линкора «Новороссийск» 55 годов назад? Неуж-то правительственная комиссия рассматривала только две версии, при этом не очень убедительные? Об этом я как-то спросил 1-го из бывших военно-морских профессионалов комиссии капитана первого ранга в отставке Николая Гарматенко. И получил внезапный ответ:

— Надоело молчать и кривить душой. Непременно, еще полста лет вспять наши специалисты были убеждены в надуманности официальной версии смерти «Новороссийска». Но она была комфортной для начальников, почему другое мировоззрение не имело шансов быть услышанным наверху. Слухи же в кулуарах самой комиссии прогуливались самые различные, даже такие экзотичные, как попадание линкора в точку соприкосновения нашего мира с некоторым «параллельным» либо как проклятие, наложенное на всю серию этих кораблей маркизой Феличией (по слухам, колдуньей во плоти), чей супруг умер во время ходовых испытаний головного линкора этой серии…

Вправду, в судьбе 3-х линкоров — «Леонардо да Винчи», «Контри ди Кавур» и «Джулио Чезаре» — было несколько практически магических совпадений, которые могли навести на какие угодно мысли.

Супруг маркизы Феличии адмирал Рей был раздавлен, упав с трапа меж причалом и бортом линкора «Леонардо да Винчи». В том же году этот корабль перевернулся от взрыва, прогремевшего под днищем, и затонул прямо в порту Торонто. Схожая участь поняла «Контри ди Кавур» в 1940 году. Последней жертвой загадочных взрывов пал «Джулио Чезаре» («Новороссийск»).

Другое странноватое совпадение. Катастрофа «Новороссийска» произошла фактически на том же самом месте, где в 1916 году взорвался и затонул линкор «Императрица Мария». Предпосылки катастрофы и в данном случае не выяснены до сего времени.

Наизловещий тайник

— Если отвлечься от мистики, — продолжал капитан первого ранга в отставке
Гарматенко, — то в кулуарах комиссии многие специалисты шепотком высказывали уверенность, что смерть «Новороссийска» — все-же дело рук головорезов князя Боргезе. И им не надо было тащить сотки кг взрывчатки на рейд Севастополя. По дьявольскому плану адмирала, российские сами доставили смертоносный груз по предназначению.

Дело в том, что незадолго до передачи линкора русской стороне итальянцы для чего-то существенно нарастили его носовую часть. Наш экипаж, принимавший «Джулио Чезаре» в Вере, сразу направил внимание на свежайшие сварные швы в районе бака и форштевня.
Не заложена ли там взрывчатка? Но проверить это в критериях чужого порта не представлялось вероятным. Ну и не было еще довольно четкой рентгеновской и ультразвуковой аппаратуры. Экипаж на собственный ужас и риск вывел линкор в море. Плавание прошло без ЧП, и начальные волнения отошли в тень. Позже и совсем команда на корабле поменялась, а означает, о вероятном подколе подзабыли. Подводным же диверсантам в таковой ситуации совсем и не надо было просачиваться в Севастополь. Они могли в нейтральных водах прикрепить к носовой части линкора маленькую магнитную мину с часовым механизмом, способную подорвать заложенный ранее на линкоре мощнейший заряд.

Естественно, эта версия тоже не подтверждена. Но она в отличие от других разъясняет все странности взрыва 55-летней давности. И хотя для сотен погибших это уже не имеет никакого значения, в анналах истории должна быть зафиксирована не только лишь малоправдоподобная официальная версия катастрофы, да и «кулуарная», которая, по последней мере, смотрится более правдоподобной.

Жертвы катастрофы

Всего при катастрофе погибло 609 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры. Конкретно в итоге взрыва и затопления носовых отсеков погибли от 50 до 100 человек. Другие — при опрокидывании линкора и после него. Своевременной эвакуации личного состава скооперировано не было. Большая часть моряков остались снутри корпуса. Часть из их долгое время держались в воздушных подушках отсеков, но спасти удалось только девять человек: семь вышли через прорезанную в кормовой части днища горловину спустя 5 часов после опрокидывания, и еще 2-ух вывели через 50 часов водолазы. По мемуарам водолазов, замурованные и обреченные на погибель мореплаватели пели «Варяга». Только к 1 ноября водолазы закончили слышать стуки.

Назначенные виновники катастрофы

Прямыми виновниками смерти значимого количества людей и линкора «Новороссийск» комиссией были названы командующий Черноморским флотом вице-адмирал Пархоменко, и.о. командующего эскадрой контр-адмирал Никольский и и.о. командира линкора капитан 2 ранга Хуршудов (командир крейсера капитан первого ранга Кухта находился в отпуске). Комиссия отметила, что прямую ответственность за катастрофу с линкором «Новороссийск» и в особенности за смерть людей несет также и член Военного совета Черноморского флота вице-адмирал Кулаков.

Но невзирая на грозные выводы, дело ограничилось тем, что непричастного командира линкора Кухту снизили в звании и выслали в припас. Также были сняты с должности и понижены в звании: командир дивизии охраны аква района контр-адмирал Галицкий, и.о. командующий эскадрой Никольский и член Военного совета Кулаков. Через 18 месяцев они были восстановлены в званиях. Командующему флотом вице-адмиралу Виктору Пархоменко был объявлен серьезный выговор, а 8 декабря 1955 года он был снят с должности. Никаких судебных действий в отношении него не выполнялось. В 1956 году был снят с должности главнокомандующий ВМФ СССР адмирал Н.Г.Кузнецов.

Запоздалые заслуги

На основании доклада правительственной комиссии командованием Черноморского флота в ноябре 1955 года исполняющему обязанности главкома ВМФ СССР адмиралу Горшкову были высланы представления о награждении орденами и медалями всех погибших вкупе с линкором моряков. К наградам были
представлены также 117 человек из тех, кто уцелел при взрыве, моряков с других кораблей, пришедших на помощь «Новороссийску», также водолазы и докторы, отличившиеся в процессе спасательных работ. В Севастополь, в штаб флота, доставили нужное количество наград. Но награждение так и не состоялось. Только через десятилетия выяснилось, что на представлении рукою начальника управления кадров ВМФ той поры была изготовлена пометка: «Адмирал т. Горшков не считает вероятным выходить с таким предложением».

Исключительно в 1996 году после многократных воззваний ветеранов корабля правительство РФ отдало надлежащие поручения Министерству обороны, ФСБ, Генпрокуратуре, Российскому муниципальному морскому историко-культурному центру и другим ведомствам. Основная военная прокуратура занялась проверкой материалов расследования, проводившегося в 1955 году. Засекреченные наградные листы на «новороссийцев» все это время хранились в Центральном военно-морском архиве. Выяснилось, что 6 моряков посмертно были представлены к высшей заслуге СССР — ордену Ленина, 64 (53 из их посмертно) — к ордену Красноватого Знамени, 10 (9
посмертно) — к орденам Российскей войны 1-й и
2-й степени, 191 (143 посмертно) — к ордену Красноватой Звезды, 448 моряков (391 посмертно) — к медалям «За отвагу», «За боевые заслуги», Ушакова и Нахимова.

Так как к тому времени уже не было ни страны, под военно-морским флагом которого умер «Новороссийск», ни русских орденов, все «новороссийцы» были награждены орденами Мужества.

Судьба останков корабля

Летом 1956 года экспедиция особенного предназначения «ЭОН-35» приступила к подъему линкора способом продувания. Подготовка к подъему была стопроцентно завершена к концу апреля 1957 года. Генеральную продувку начали утром 4 мая и в тот же денек окончили подъем. Корабль выплыл наверх килем 4 мая 1957 года, а 14 мая его отбуксировали в Казачью бухту, где и перевернули. При подъеме корабля вывалилась 3-я башня головного калибра, которую пришлось подымать раздельно. Корабль был разобран на металл и передан на завод «Запорожсталь» на переплавку.

Из досье

На веб-сайте Flot.com размещена еще одна версия смерти «Новороссийска».

Ее выдвинул уже в наше время кандидат технических наук Олег Сергеев. Сущность ее такая. Линейный корабль «Новороссийск» был подорван 2-мя зарядами с суммарным тротиловым эквивалентом в границах 1800 кг, установленными на грунте в районе носовых артпогребов, на малозначительном расстоянии от диаметральной плоскости корабля и друг от друга. Взрывы произошли с маленьким временным интервалом, обусловившим создание кумулятивного эффекта и нанесение повреждений, в итоге которых корабль затонул. Подрыв же был подготовлен и осуществлен русскими спецслужбами с ведома управления страны только во внутриполитических целях. В 1993 году стали известны исполнители этой акции: старший лейтенант спецназа и два мичмана — группа обеспечения.

Против кого была ориентирована эта провокация? Согласно Сергееву, сначала против управления ВМФ. На этот вопрос через два года после смерти «Новороссийска», на пленуме ЦК КПСС 29 октября 1957 года, ответил Никита Хрущев: «Нам предложили вложить во флот более 100 млрд рублей и строить старенькые катера и эсминцы, вооруженные традиционной артиллерией. Мы провели огромную борьбу, сняли Кузнецова… мыслить, хлопотать о флоте, об обороне он оказался неспособным. Необходимо все оценивать заного. Нужно строить флот, но сначала строить подводный флот, вооруженный ракетами».

Десятилетний план кораблестроения, не отражающий в перспективе ценность развития более капиталоемких и прибыльных для ВПК морских стратегических ядерных сил, беспристрастно не мог поддерживаться военно-политическим управлением страны, что и решило судьбу главкома ВМФ Николая Кузнецова.

Смерть «Новороссийска» послужила началом масштабного сокращения Военно-морского флота СССР. На металлолом пошли устаревшие линкоры «Севастополь» и «Октябрьская революция», трофейные крейсеры «Керчь» и «Адмирал Макаров», огромное количество трофейных подлодок, эсминцев и кораблей других классов довоенной постройки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,165 сек. | 11.97 МБ