ТАКР «Новороссийск»

Январь 1996 г. Имея всего 14 лет от роду, ТАКР "Новороссийск" продан южнокорейской компании на слом, уведён в порт Пусан и потом разобран на металлолом.

ТАКР "Новороссийск"

История возникновения третьего советско­го авианосного крейсера не совершенно обыкновенна. Сначала его строительство во­обще не предусматривалось. Более того, наряду с разработкой проекта ПКР 1143 в СССР проводились исследования по созданию традиционных авианосцев с самолетами катапультного старта и по­садки на аэрофинишеры (НИР «Ордер»). Но с предназначением в 1976 году на пост министра обороны Д.Ф. Устинова, известного приверженца самолетов вертикаль­ного взлета и посадки (СВВП), главные усилия как и раньше было решено напра­вить «на предстоящее улучшение кораблей — носителей СВВП». По­становлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 февраля 1977 года была утверждена постройка третьего (срок сда­чи — 1979 г.), также 4-ого ПКР (срок сдачи — 1982 г.) с некими из­изменениями (повышение численности ЛАК до 30, отказ от торпедного вооружения) и наибольшим внедрением докумен­тации головного корабля (проект 1143М).

ТАКР "Новороссийск"

При разработке сокращенного тех проекта 1143М предполагалось, что на треть­ем ПКР уже будут базироваться перс­пективные СВВП Як-38П (истребители), заменена гидроакустика и, в первый раз в ­отечественном флоте, будет предвидено размещение на борту десанта в упрощен­ных критериях (сроком на 10 — 15 суток), также возможность приема на ВПП и временное базирование на верхней па­лубе томных транспортных вертолетов.

ТАКР "Новороссийск"

ТАКР "Новороссийск"

Корабль планировалось именовать «Баку», согласно традиции давать авиа­несущим кораблям наименования, унаследо­ванные от фаворитов эсминцев — в честь столиц союзных республик. Но по пред­ложению Министра обороны СССР А.А.Гречко крейсер получил наименование «Новороссийск». 24 июня 1975 года его зачислили в списки кораблей ВМФ СССР. В этом случае официально не было никакой преемственности в заглавии крейсера с черноморским линкором «Но­вороссийск» (бывшим «ДжулиоЧезаре»). Судя по всему, Главное политуправление и остальные «инстанции» руководствовались географической «привязкой» имени ко­рабля к «Малой земле» — наименованию ши­роко распропагандированной в те годы книжки тогдашнего генсека ЦК КПСС.

Сокращенный техпроект 1143М (глав­ный конструктор — А.В.Маринич) был разработан в январе и утвержден ВМФ и МСП в июле 1975 года. 30 сентября свершилась закладка корабля (С-103) на стапеле «0» ЧСЗ.

На крейсере предусматривалось бази­рование 28 СВВП Як-36М (Як-38) и/либо вертолетов Ка-252ПЛ и 2-ух спасатель­ных вертолетов Ка-252ПС. Угасал «Орион» заменялась на автоматический гидроакустический комплекс (АГАК) «Поли­ном», а торпедное вооружение упраздня­лось. За счет уменьшения зазоров меж­ду летательными аппаратами в ангаре их число было увеличено до 24-х. Еще 6 машин находились на технической пози­ции полетной палубы (правый борт), об­ходной мостик в районе правого борта производился на 1,2 м ниже по высоте, чем на ТАКР проекта 1143. При необходимо­сти в ангаре с некими ограничения­ми располагались все 30 ЛАК.

ТАКР "Новороссийск"

С учетом подмены гидроакустики и упразднения торпедного вооружения ко­рабль оснащался новейшей системой управ­ления противолодочным орудием «Пур­га». Навигационный комплекс «Салгир» заменялся на более современный, мо­дернизированный этал
он — «Салгир-V». Не считая того, проектом предусматрива­лась возможность установки на борту, уже при постройке корабля, запасной РЛС общего обнаружения и целеуказания «Топаз-IV» (по окончании ее испытаний и отработки на БРК «Бедовый»). Объе­мы помещений на 5-й палубе, получен­ные в итоге отказа от торпедного во­оружения, использовали для оборудова­ния дополнительных трехъярусных куб­риков личного состава и десанта на 90 человек с вооружением и припасами.

Корабль оснащался БИУС «Аллея-2К» (сбор, обработка, хранение и отобра­жение инфы в рамках обеспече­ния флагманских функций соединения в составе 9 надводных кораблей), также опытным прототипом радиолокаци­онного комплекса «Подкат» —для обна­ружения малоразмерных целей типа «крылатая ракета» с малой ЭПР, следу­ющих на малых высотах (до 100 м) на дальности до 33,7 км (с возможностью автоматического сопровождения целей, определения характеристик движения, вы­работки и выдачи данных целеуказания на 15 средств ПВО самого ТАКР и кораб­лей соединения). Это должно было по­высить способности ПВО-ПРО крейсера в новых критериях. В конце концов, прежние активные успокоители качки 89-1 заме­нялись на более совершенные 89-3 с увеличенной площадью бортовых рулей.

Еще одним различием «Новороссийска» стала форма фронтальной кромки так называ­емого малого спонсона, размещенного в нос от угловой палубы — на ней отсутство­вал соответствующий для «Киева» и «Минска» двойной уступ, вызывавший сильное забрызгивание и образование вихревых воз­душных потоков над полетной палубой. На верхней палубе корабля установили (прав­да, уже в Севастополе) разглаживающие устройства (ВУ) — три вертикальных экра­на для спрямления воздушных потоков.

Комплексы радиоэлектронного, артиллерийского и ракетного вооружения, также ГЭУ сначала предполагалось со­хранить такими же, что и в проекте 1143. Но уже в процессе постройки корабля решили внести ряд усовершенствований. Так, в связи с принятием на вооружение ВМС США летом 1977 года новейшей мало­высотной противокорабельной ракеты «Гарпун», Невское ПКБ по поручению управления МСП и командования ВМФ срочно подготовило предложения по модернизации кораблей проектов 1143 и 1143М с целью увеличения их боевой ус­тойчивости. Выяснилось, что для успеш­ного решения намеченной цели тре­буется сначала повышение глуби­ны зоны ПВО корабельных соединений с усилением корабельного зенитного и ра­диоэлектронного вооружения. Возмож­ные объемы работ на 3-ем и четвер­том «кречетах», с учетом времени на соз­дание новых образцов вооружения и сроков сдачи самих кораблей, обсужда­лись на особом совещании у Глав­кома ВМФ. Для усиления ПВО третьего ТАКР его предполагалось оснастить дву­мя строенными модулями нового ЗРК «Кинжал» (взамен ЗРК БД «Оса-М») и ракетно-артиллерийскими комплексами «Кортик» (заместо АК-630М), также РЛК «Подкат» (заместо РЛС «Топаз-IV»), Тре­бовалось доработать и радиоэлектрон­ное вооружение, и средства связи кораб­ля — приемущественно, из-за конфигурации состава его авиационного и ракетно-артиллерийского вооружения. Объемы для реализации этих мер получили за счет исключения погреба запасных ПКР «Ба­зальт». С учетом корректировки тех. проекта по принятым изменениям спуск «Но­вороссийска» переносился на 1978 год.

Но конфигурации проекта задели не только лишь систем ПВО. Попутно было при­нято решение обеспечить на корабле базирование уже 36 летательных аппара­тов*, в том числе разрабатываемых палубных истребителей вертикального взлета и посадки Як-41, штурмовиков Як-38 и вертолетов Ка-252 3-х модифика­ций (ПЛО, ПС и РЛД), также оборудо­вать на ВПП три газоотводных устройства (ГОУ) — для защиты покрытия полетной палубы от раскаленных до 1200° струй газов при вертикальном старте Як-41.

ТАКР "Новороссийск"

Не считая того, требовалось прирастить на 50% припасы авиатоплива. Шахты ГОУ, закрытые в высшей части жаропрочны­ми газодинамическими решетками, пре­дусматривались под стартовыми позициями № 3, 4 и 5, имели переменный диа­метр 3 — 5 м и проходили от полетной палубы вниз и дальше под угловую палу­бу (спонсон) за борт. Имелись сложнос­ти с выработкой конструктивного реше­ния и выбором материала для этих ре­шеток, также теплостойкого покрытия полетной палубы. Эти переделки повлек­ли за собой перенос срока сдачи кораб­ля с
1979-го на 1982 год.

Кроме ряда различий по со­ставу и размещению антенных постов РЛС и средств РЭБ, внешний облик ТАКР проекта 1143М поменялся незначитель­но, хотя перепланировка общего распо­ложения была очень значимой и обхватывала порядка 1000 (до 40% обще­го числа) помещений, в каких по ре­зультатам повторной корректировки про­екта предстояло провести «по живому» демонтажные и монтажные работы.

Техпроект 11433 (сначало 1143.3; главный конструктор В.Ф. Аникиев) был разработан в декабре 1977 года и утвержден в мае 1978-го, когда фор­мирование корпуса «Новороссийска» на стапеле уже завершалось — смонтиро­вали даже все шахты ГОУ, закрыв их ре­шетками. 26 декабря 1978 года ТАКР был торжественно спущен на воду и постав­лен на достройку

ТАКР "Новороссийск"

Стрельба ЗРК "Шторм" ТАКР "Новороссийск"

Тем временем, отношение к ГОУ про­должало оставаться разноплановым. Проведенные в Жуковском эксперимен­ты не давали оснований для особенного оп­тимизма по поводу их внедрения. В кон­це концов, согласно совместному реше­нию МАП, МСП, ВМФ и ВВС СССР от 10 октября 1979 года, шахты и решетки ГОУ, «как не оправдавшие собственного предназначения по результатам испытаний», были де­монтированы, а помещения, через кото­рые они проходили, восстановлены по начальному проекту, что также по­влекло массу дополнительных переде­лок.

Но на этом препядствия не закончились. Из-за отставания по срокам разработки и производства головных образцов, пре­дусмотренных проектом ЗРК «Кинжал» и ЗРАК «Кортик», «Новороссийск» этого орудия не получил. Заместо него смон­тировали испытанные 30-мм автоматы АК-630М, при всем этом к штатным для его предшественников ЗРК «Оса-М» реши­ли не ворачиваться — в конечном итоге корабль остался вообщем без систем ПВО ближ­ней дальности!

Вследствие заморочек с созданием но­вых самолетов авиагруппу третьего ТАКР пришлось комплектовать из Як-38 (поз­же изменены на Як-38М). Частично это компенсировалось наличием более со­вершенных вертолетов второго поколе­ния— Ка-27. Не считая того, на «Новорос­сийске» могли базироваться перспектив­ные ЛАК и вертолеты массой до 15 т, приниматься на палубу (без размещения в ангаре) для оперативной доставки гру­зов либо десанта вертолеты Ми-8, Ми-14 и даже Ми-6 массой до 37 т. Также име­лась возможность пуска движков от корабельной системы электроснабже­ния. Полный припас авиатоплива состав­лял 1500 т, больший —до 1650 т.

Швартовные тесты ТАКР «Ново­российск» (бортовой номер 137) проходи­ли с 1 сентября по 27 декабря 1981 года. 24 ноября состоялось заселение экипажа, сформированного на базе 7-й ОПЭСК в Североморске. 5 января 1982 года корабль
ушел в Севастополь, где до 25-го числа проходил докование для чистки и окрас­ки подводной части и юстировки оборудования. С 29 января по 12 апреля «Ново­российск» удачно прошел заводские хо­довые тесты (главный ответственный сдатчик Г.И.Журенко, командир — капитан 1 ранга Б.П. Темных). В самом начале ис­пытаний на корабле вышел из строя турбонаддувочный агрегат ТНА-3 1-го из основных котлов, что ставило под опасность срыва своевременную сдачу крейсера. Обычно подмена этого агрегата просит нескольких месяцев, но в этом случае заводчане уложились в некоторое количество дней. Аварийный ТНА через временные выре­зы переместили в ангар, а оттуда — на верхнюю палубу. Уникальная операция закончилась, когда с находившегося в достройке ТАКР «Баку» в оборотном поряд­ке был доставлен аналогичный ТНА-3.

Госиспытания «Новороссийска» прохо­дили на полигонах боевой подготовки ЧФ с 12 апреля по 28 мая, с перерывом для роли в параде кораблей, посвященном Деньку Победы. 12 мая ТАКР вышел на по­лигон — испытывался стрельбой одиночной ракетой и двухракетным залпом удар­ный комплекс «Базальт-11433» (ПУ № 1,2 и 6). В обоих случаях мишени — БКЩ (69×13 м) и мишень пр. 1784 были пора­жены прямыми попаданиями на дально­сти 88 км. Комиссия отметила случаи по­вреждений легких конструкций на палу­бе корабля из-за воздействия факелов стартовых ускорителей ракет.

ТАКР "Новороссийск"

Запуск крылатой ракеты Базал
ьт с ТАКР "Новороссийск"

Арткомплексы АК-726 и АК-630М были испытаны стрельбой по МКЩ, мишени РМ-15, макетам плавающих мин и ими­тированной воздушной цели, а установ­ки РБУ-6000 — на предельных углах на­ведения по идущей на корабль практи­ческой торпеде 53-56. Удачно прошли тесты стрельбой и также были при­няты комиссией 140-мм комплекс поста­новки неверных целей ПК-2 и противоло­дочный комплекс РПК-1.

20 — 27 мая состоялись 11 стрельб УЗРК «Шторм» по парашютным мишеням М-6, морской цели (БКЩ) и радиоуправляемой мишени Ла-17М. Правда, сходу в 3-х случаях были отмечены факты ухо­да с данной линии движения и падения в воду выпущенных из носовой ПУ ракет — как следствие общего конструктивного недо­статка. Комиссия рекомендовала увели­чить секторы стрельбы, в особенности в режи­ме «низколетящая цель», зачем был увеличен угол старта ЗУР в вертикальной плоскости. Повторная стрельба после вы­полнения этих работ была зачтена.

За время госиспытаний СВВП Як-38 и Як-38У выполнили с корабля 112, верто­леты Ка-27 — 108, Ка-25 — 51, Ми-6 — 10 и Ми-8—139 полетов, включая преду­смотренные для обеспечения испытаний. К огорчению, не вышло без трагедии — в апреле свалился на палубу вертолет Ка-27, один матрос был убит осколком винта.

ТАКР "Новороссийск"

ТАКР "Новороссийск"

28 мая «Новороссийск» прибыл в Ни­колаев и был поставлен к набережной Огромного ковша ЧСЗ на ревизию и окрас­ку. По заключению комиссии, программка госиспытаний была выполнена вполне; в качестве дополнения только рекомендовалось найти возможность взлета и посадки в ночных критериях груп­пы в составе 4 вертолетов
при ско­рости воздушного потока до 20 м/с, бор­товой качке до 10° и килевой —до 3°.

Не считая того, комиссией не был принят АГАК «Полином» (его приемка ожидалась исключительно в декабре 1982 года на головном атомном ракетном крейсере проекта 1144 «Киров» постройки Балтийского ССЗ). На корабле также не был установлен комплекс заводки на посадку летательных аппаратов «Привод-СВ» (позднее от его установки на «Новороссийске» вообщем отказались). Ко­миссия отметила, что при осадке корабля кормой наименее 8,8 м подъемно-опускное устройство ПОУ-3 не обеспечивает надеж­ную подборку «буксируемого тела» (опуска­емой антенны) Угасал. Даже при отсутствии волнения на море эта операция требова­ла много времени. Также отмечалось, что на работе РЛС «Подкат» негативно ска­зываются такие причины, как затенение зон видимости надстройками ТАКР, помехи вследствие переотражения сигналов и ис­кажение диаграмм направленности обеих расположенных на боковых стенах над­стройки антенн.

В числе наименее значимых, но дос­таточно любознательных и смешных заме­чаний были и такие, как, к примеру, установка на бачках пресной воды запор­ных клапанов, из-за чего имелись слу­чаи заливания кают водой (во избежа­ние этого рекомендовалось в дальней­шем установить самозакрывающиеся клапаны — так, кстати, и было изготовлено на прошлых кораблях).

12 августа было завершено устране­ние замечаний, а два денька спустя состоя­лось подписание приемного акта. С мо­мента закладки до сдачи корабля про­шло 6 лет, 10 месяцев и 14 дней.

ТАКР "Новороссийск"

15 августа 1982 года на ТАКР «Ново­российск» торжественно подняли Воен­но-морской флаг, и корабль перебежал в Севастополь. 24 ноября ТАКР был зачис­лен в состав ТОФ и начал подготовку к переходу на Тихий океан (с предвари­тельным заходом в Североморск для роли в торжествах по случаю 50-ле­тия Северного флота). В один из осен­них дней, во время стоянки у Угольной стены, на «Новороссийск» в один момент об­рушился сильный шквал — корабль уда­лось удержать на месте только благода­ря помощи подошедшего буксира. Позднее выяснилось, что буксир повредил ти­тановый обтекатель Угасал «Полином», и ТАКР пришлось ставить в док для про­ведения ремонта. К 24 декабря экипаж сдал все курсовые задачки, и «Новорос­сийск» был зач

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,168 сек. | 11.96 МБ