Танк ИС-4: самый тяжкий серийный в СССР

По ряду обстоятельств в Русском Союзе томные танки не воспользовались особенной популярностью. Невзирая на отличные боевые свойства танков серий «КВ» и «ИС», самой известной российскей бронемашиной является средний Т-34. Можно длительно рассуждать о предпосылках такового расклада, но факт остается фактом. Более того, некие томные танки русской конструкции не просто не смогли стать самыми известными представителями собственного класса, но даже получить хоть какую-нибудь славу. Одним из этих позабытых танков является ИС-4, о котором и речь пойдет.

Танк ИС-4: самый тяжелый серийный в СССР

Летом 1943 года основным конструктором СКБ-2 при Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) был назначен Н.Л. Духов. Имея довольно инфы о состоянии германского танкостроения и перспективах его развития, Духов сразу начал продвигать идею сотворения нового томного танка. По его воззрению, Красноватая Армия нуждалась в таковой машине, которая не уступала бы в защите и вооружении германским «Тиграм». Не считая того, необходимо было обеспечить защиту танка от всех имеющихся и многообещающих противотанковых орудий. В общем, дело намечалось сложное, к тому же появились некие препядствия с продвижением идеи. В конечном итоге управление ЧКЗ решило разрабатывать новый проект под литерой «К» в деятельном порядке.

Как это было в процессе Величавой Российскей войны, проектирование не заняло много времени. Уже в декабре такого же 43-го года был готов эскизный проект. Общая сборка танка проекта «К» была позаимствована у ИС-122. Другие узлы и агрегаты были или изменены, или серьезно доработаны. Так, защиту усилили повышением толщины броневых листов. Утолщение брони повлекло за собой повышение массы. Эту делему решили, увеличив количество опорных катков до 7 на борт. Из этих же обстоятельств пришлось довести ширину гусениц до 730 мм. В конце концов, потяжелевшая башня получила новейшую систему крепления к корпусу и поворота. Все с той же целью – обеспечить обычное функционирование агрегатов большой массы.

Все же, повышение числа опорных катков и обновление опоры башни не могло само по себе обеспечить достаточных ходовых черт. Нужен был новый движок. Как раз в это время СКБ-75 окончило работы над дизелем В-12. V-образный движок с 12-ю цилиндрами был изготовлен на базе более ранешнего В-2 и благодаря новенькому нагнетателю, модифицированному режиму подачи горючего, также ряду других инноваций имел мощность в 750 лошадиных сил. Броско, что радиаторы оснащались вентиляторами, которые их обдували и охлаждали. Такая система была позаимствована с германских томных танков.

После окончания работ над эскизным проектом танк «К» был переименован в «Объект 701». К этому же времени инженеры ЧКЗ вместе с МВТУ им. Баумана доделали новейшую систему коробки для «Объекта 701», механизм поворота которой основывался на т.н. «группе устройств Зайчика-Крейнеса». Эта система коробки была сотворена еще посреди 30-х, но тогда по ряду обстоятельств ее так и не удалось применить на кое-чем кроме экспериментальных машин. В случае с новым томным танком применение этой системы было более чем обусловлено. При имеющихся способностях удельную мощность танка нельзя было поднять выше 12-15 л.с./т. В таких критериях механизм поворота системы «ЗК» дозволил осязаемо понизить нужную для поворота мощность мотора, что, в конечном счете, сказалось на большинстве ходовых черт.

Когда проект коробки был готов, инженеры СКБ-2 окончили конструкторские работы по всему «Объекту 701» в целом. Бронелисты корпуса имели толщину от 120 до 160 мм и изготавливались из стали сорта 42СМ. Башня с наибольшей шириной 250 мм (лоб) отливалась из стали 66Л. Главные листы корпуса и башня обрабатывались на среднюю твердость. Более маленькие детали корпуса отливались и штамповались из стали сорта 8С и обрабатывались на высшую твердость. Увлекателен тот факт, что большая часть крупногабаритных деталей корпуса соединялись не только лишь сваркой, да и с помощью разгрузочных штифтов. В купе с новейшей формой косынок это позволило поменять тип нагрузки на сварные швы: на ИС-122 они работали на срез, на «Объекте 701» – на сжатие.

Готовый проект танка «Объект 701» был готов в самом начале весны 44-го. Тогда же, в марте, его представили в Главное автобронетанковое управление РККА. Комиссия ГАБТУ оценила проект и рекомендовала в скорейшее время выстроить два опытнейших экземпляра. В заключении Управления утверждалось, что «Объект 701» в самое последнее время может стать наилучшим томным танком в мире. Сначала апреля 44-го ГКО издал постановление, в каком от Челябинского завода требовалось в течение апреля-месяца сделать два танка и один корпус. Последний был нужен для испытательного обстрела, а танки предназначались для ходовых и огневых испытаний. В качестве «головного калибра» для новых бронемашин ГКО предложил новое орудие, сделанное в Центральном артиллерийском КБ наркомата вооружений.

Танк ИС-4: самый тяжелый серийный в СССР

На этом орудии стоит тормознуть подробнее. В первых месяцах 44-го года ЦАКБ НКВ в кратчайшие сроки сделало новое 100-мм орудие С-34, имевшее длину ствола в 56 калибров и баллистику орудия Б-34. Сразу с этим конструкторы-артиллеристы сделали пушку С-34-II калибра 122 мм, длиной ствола в 47 калибров и баллистикой орудия А-19. Конкретно 122-мм версия нового орудия предлагалась для установки на «Объект 701». Но размеры казенной части пушки С-34-II не дозволили вписать ее в имеющееся боевое отделение. Потому конструкторам ЦАКБ и СКБ-2 пришлось в срочном порядке провести доработку и пушки, и башни танка. Из-за этого начальный месячный срок, выделенный на строительство опытнейших экземпляров, на практике незначительно двинулся и к сборке танка №1 приступили исключительно в мае.

Малость ранее, еще в апреле, был сделан танк №0. Такое странноватое обозначение первой опытнейшей машины было вызвано тем, что 1-ый танк проекта «Объект 701» не полностью отвечал начальным техническим требованиям. Потому «нулевой» танк решили использовать в качестве платформы для отработки новых мыслях, но не считать его опытнейшей машиной проекта «701». До середины июня 1944 танк №0 «намотал» более 1200 км и посодействовал найти ряд недочетов конструкции, которые были срочно исправлены. Благодаря испытаниям танка №0, удалось существенно сделать лучше последующие машину проекта «701». Танки №1 и №2 были собраны приблизительно в то время, когда «Номер ноль» завершал свои тесты. Во время производства первой и 2-ой опытнейшей машин поступило новое предложение: оснастить один опытнейший танк 122-мм пушкой, а другой – 100-миллиметровой. Так и поступили. №1 получил орудие С-34-II, а №2 вооружили С-34.

Первого июля 1944 года начались тесты танков №1 и №2 на полигоне под Челябинском. Сначала они шли относительно удачно – сказалась обкатка танка №0. Но танк №1 не успел поездить по полигону и 2-ух недель, как его пришлось отправлять на ремонт. Во время еще одного выезда на нем сломались бортовые редукторы. В купе с постоянными маленькими неуввязками с иными узлами коробки это потребовало закончить тесты танка №1. За 13 дней на полигоне он успел проехать порядка 1100 км со средней скоростью в 21 км/ч. Танк №2, в свою очередь, обошелся без поломок и находился на испытаниях до их окончания 15 августа. Все же, и у него были трудности. С коробкой все было в порядке, но подкачала охлаждающая система: радиаторы и вентиляторы не управлялись со своими обязательствами и огромную часть времени дизель танка №2 работал при завышенных температурах. В таких критериях 2-ой танк преодолел практически 500 км со средней скоростью около 25 км/ч. На втором танке, не считая того, удалось замерить расход горючего. По современным меркам он был просто колоссальным – 97-102 литра на 100 км пути.

Танк ИС-4: самый тяжелый серийный в СССР

Невзирая на выявленные недочеты обоих танков и поломку №1, комиссия ГАБТУ признала конструкцию успешной:
Опытнейший танк 701 по своим главным боевым качествам является более современным томным танком, превосходящим по броне все имеющиеся российские танки, а танки противника, не считая того, по вооружению и маневренности.
Существует мировоззрение, что конкретно отменная броня, которую на большинстве дистанций не могло пробить ни одно германское орудие, стала поводом того, что комиссия закрыла глаза на массу недостатков в конструкции «Объекта 701». В то же время, «детские заболевания» характерны хоть каким танкам и представителям всех других классов техники. По этой причине ГАБТУ выдало конструкторам СКБ-2 документ с требованиями по доработке нового танка. Требовалось сделать лучше обзор через оптику механика-водителя, облегчить доступ в моторно-трансмиссионное отделение и усилить фронтальные опорные катки.

Сходу после окончания полигонных испытаний начались испытательные стрельбы. Любопытно, что до стрельб танки №0 и №1 поменяли башнями. Изготовлено это было из-за суровой поломки «Первого номера». Таким макаром, на Гороховецкий полигон поехал №0 со 122-мм орудием С-34-II. До 2 октября по программке испытаний было произведено 780 выстрелов. По результатам испытательных стрельб было выяснено, что орудие С-34-II имеет наилучшие свойства кучности и точности по сопоставлению с пушкой Д-25Т. Предпосылкой выигрыша С-34-II стала новенькая более жесткая конструкция креплений пушки к противооткатным устройствам и к конструкции танка. Не считая того, С-34-II, в отличие от Д-25Т, не имела дульного тормоза. Во-1-х, это меньше демаскировало танк при стрельбе, а во-2-х, идущая рядом с танком пехота меньше рисковала получить травму.

Танк ИС-4: самый тяжелый серийный в СССР

Танку №2 и бронекорпусу (его обозначили литерой «3») по окончании ходовых испытаний подфартило еще меньше – их использовали в качестве мишеней на полигоне в Кубинке. Над корпусами второго и третьего экземпляров «глумились» с помощью целого набора различных пушек: от русских ЗиС-2 и Д-25 до трофейных германских PaK 43 и KwK 42. В отчете об испытаниях на крепкость значилось последующее:
Бронирование танка "объект 701" обеспечивает полную защиту от 75- и 88-мм бронебойных снарядов с исходной скоростью снаряда 1000 м/с со всех дистанций при курсовом обстреле до ±60° по корпусу и ±30° по башне.
В то же время, на огромных углах обстрела крепкость корпуса и башни была признана недостаточной. Также прирекание вызвал прилив башни, созданный для установки прицела – он осязаемо снижал защиту ее лобовой части.

И опять комиссия Наркомата танковой индустрии представила свои требования по доработке танка. После чего, по воззрению комиссии, корпус и башня танка №2 были бы рекомендованы к производству. 11 августа 44-го нарком танковой индустрии В.А. Малышев подписал приказ, в каком от конструкторов СКБ-2 требовалось поправить все недостатки и к октябрю представить на тесты два доделанных танка.

В процессе исправления выявленных недочетов челябинские конструкторы не только лишь улучшили защиту и обновили ряд агрегатов, да и подготовили вариант проекта с новейшей коробкой. Осенние тесты 2-ух новых опытнейших образцов прошли практически без заморочек, по последней мене, по сопоставлению с летними. Был выпущен очередной документ, в каком танк «Объект 701» рекомендовался к принятию на вооружение и серийному производству. Но это касалось только конструкции, мотора, коробки и т.д. Насчет орудия таковой убежденности осенью 44-го еще не было. С одной стороны, пушка С-34-II имела неплохую точность. С другой, Д-25Т была уже освоена в производстве. В самом конце 44-го были снова проведены сравнительные тесты обеих пушек, по результатам которых военное управление страны приняло решение оснащать танк «701» пушками Д-25Т. Весь комплекс черт нового танка, а именно уровень защиты, дозволил применить на нем орудие с мало наименьшей точностью, но уже находящееся в производстве без особенных утрат в боевых качествах.

Танк ИС-4: самый тяжелый серийный в СССР

В апреле 1945 года новый танк в конце концов был принят на вооружение под заглавием ИС-4. По сопоставлению с танком «701» эталона озари 44-го он имел ряд конфигураций, касавшихся в главном технологии производства. В дополнение к пушке танк ИС-4 получил спаренный и зенитный 12,7-мм пулеметы ДШК. Экипаж танка составлял четыре человека.

Разумеется, что ИС-4 на физическом уровне не успевал поучаствовать в Величавой Российскей войне. После победы над Германией, а потом и над Японией создание новых томных танков на некое время было заморожено в пользу ИС-3. К тому же большая часть мостов Русского Союза просто не могли выдержать машину с боевой массой практически 60 тонн. Но по окончании серийного производства танков ИС-3 опять возвратились к бывшему «Объекту 701». Уже в 1947 году создание ИС-4 возобновили, незначительно изменив состав оборудования. До окончания производства в 49-м было собрано 244 машины. При потрясающих для середины 40-х показателях орудия и защиты в конце десятилетия ИС-4 уже не мог рассчитывать на огромные перспективы. Не добавляла оптимизма и боевая масса, выросшая до 60 тонн. Потому сначала 50-х танки ИС-4 стали выводить из эксплуатации, а позже их и совсем сняли с вооружения. Часть танков отправилась на хранение, часть – работать мишенями на полигонах. До нашего времени дожило всего несколько экземпляров самого томного русского танка, производившегося серийно: в музеях Кубинки и Читы, в Забайкальске (монумент), также на границе с Китаем, где сохранилось несколько башен ИС-4, установленных в качестве стационарных огневых точек.

 

 Свойства

«Объект 701»*

ИС-4

Боевая масса, т

55 — 56

60,0

Экипаж, чел

4

Габаритные размеры, мм
— длина с пушкой
— длина корпуса
— ширина
— высота
— клиренс

9700
6520
3220
2445
450

9790
6600
3260
2480
410

Толщина брони, мм/угол наклона, град.

— лоб корпуса (верх)
— лоб корпуса (низ)
— борт (низ)
— подбашенная
— корма (верх)
— корма (средн.)
— корма (низ)
— крыша башни
— крыша МТО
— башня литая

гомогенная броня с
поверхностной закалкой ТВЧ
120/61
160/29
160
160/22
120/38
120/32
120/39
30 — 40
30
160

140
160
160

100

250…170

Вооружение (боезапас)

122-мм пушка С-34 (30),
12,7-мм пулемет ДШК (500), казённо-зарядный миномёт

122-мм пушка Д-25Т (30),
2 х 12,7-мм пулемет ДШК (1000)

Движок (тип)

В-12 (Д, V12)

Мощность мотора, л.с.

720 — 850

750

Наибольшая скорость движения, км/ч

40

43

Припас хода по шоссе, км

140 (257**)

170 (320**)

Преодолеваемые препятствия:
— высота стены
— ширина рва
— глубина брода
— угол подъёма

35°

1,0 м
2,8 м
1,5 м
35°

Удельное давление на грунт, кгс/cм²

н/д

0,9…0,93

 н/д — нет данных
 * по заключению на ТП
 ** с внедрением наружных баков

 

По материалам веб-сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://русская-сила.рф/
http://armor.kiev.ua/
http://www.chita.ru/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,110 сек. | 11.96 МБ