Танк НИ-1

Танк НИ-1

Это один из именитых танков НИ-1 ("На Испуг"), выпускавшийся во времена обороны Одессы в 1941 году и представляющий из себя обыденный сельскохозяйственный гусеничный трактор СТЗ-НАТИ, обшитый листами брони. У данного экземпляра "пушка" представляет из себя чистую бутафорию. Проект танка разработали главный инженер завода им. Январского восстания П. К. Романов, А. И. Обедников и капитан У. Г. Коган. Тракторы защищались сварными броневыми (а в ряде всевозможных случаев и просто железными) листами, взятыми с Одесского судоремонтного завода. Вооружались машины легкими пушками либо пулеметами во крутящихся башнях, при этом использовались как башни от подбитых танков, так и самодельные конструкции. Обычно, вооружение танка составляли два 7,62-мм пулемета ДТ.

Танк НИ-1

В ночь на 20 сентября 1941 года 20 танков были применены в бою против румынских частей, осаждавших город, при всем этом особенная ставка была изготовлена на психический эффект внедрения танков. На танках были включены фары и сирены и они без артиллерийской поддержки двинулись на румынские траншеи. Противник был обращен в бегство. После чего боя за танками закрепилось заглавие «НИ-1», что расшифровывалось как «На испуг». Схожее заглавие разъясняется к тому же тем, что за неимением орудий огромного калибра дула легких пушек наращивались для придания танкам более «серьезного» вида, а время от времени на танки просто устанавливались муляжи орудий (как у машины на фото). Не считая того, по мемуарам ветеранов, при движении танк издавал ужасающий грохот.

Танк НИ-1

По имеющимся данным, осенью 1941 года от 50 до 60 бронетракторов было выпущено Харьковским тракторным заводом. История их сотворения такая: После ряда поражений, понесенных Красноватой Армией летом 1941 года, и огромных утрат в танках, русским управлением был принят ряд срочных мер. 20 июля 1941 года по результатам заседания ГКО СССР было принято постановление № 219 «Об организации производства 2 тыщ бронетракторов». В согласовании с ним серийное создание бронетракторов планировалось развернуть на 2-ух ведущих тракторостроительных предприятиях: Харьковском тракторном (ХТЗ) и Сталинградском тракторном (СТЗ) заводах. При этом бронетрактора должны были быть побочной продукцией: сразу на заводах шла подготовка к производству танков — средних Т-34 на Сталинградском, и легких Т-60 на Харьковском. Проект поручили создать конструкторскому бюро танкового отдела НАТИ. Предполагалось бронировать и вооружать трактора 45-мм танковыми пушками и использовать в качестве противотанковых самоходных орудий. Сначала августа в НАТИ испытывали четыре экспериментальных эталона бронетракторов с 45-мм пушками, построенных на базе 1ТМВ, СТЗ-3, СХТЗ-НАТИ и СТЗ-5. Для серийного производства выбрали вариант на базе СТЗ-3, при бронировании шасси трактора было усилено, а для плавности хода на него установили обрезиненные катки и гусеницы с трактора СТЗ-5. Кабина водителя демонтировалась, на ее место устанавливалась броневая рубка с шириной брони 10-25 мм. Бронетрактор вооружался 45-мм танковой пушкой 20К образцов 1932/34/37 годов. Для близкого боя экипаж имел пулемет ДП, перевозимый снутри. Устанавлемая пушка имела ограниченные углы обстрела — чтоб навести ее на цель нужно было разворачивать весь трактор. При постановке на серийное создание машина получила индекс ХТ3-16 (время от времени проходила в документах, как Т-16). Принимая во внимание, что СТЗ уже освоил создание танков Т-34, а на ХТЗ только начались работы по подготовке к выпуску Т-60, наркомом танковой индустрии В. А. Малышевым было принято решение основной объем производства бронетракторов развернуть в Харькове. Планом предусматривалось сделать к октябрю 1941 года на Харьковском тракторном около тыщи ХТЗ-16, еще 500 в Сталинграде. Бронедетали для их был должен поставлять Новокраматорский машиностроительный завод. Последний, в свою
очередь, получал прокат с Мариупольского завода имени Ильича. Создание бронетракторов было начато в конце августа 1941 года, но из-за неизменных сбоев с комплектующими, так и не вышло на крупносерийный уровень. Четких данных о боевом использовании этих машин нет, но все есть основания считать, что они использовались при обороне Харькова осенью 1941 года.

Танк НИ-1

Также понятно об участии импровизированных бронированных машин при обороне Моонзундских островов. Так, в целях усиления огневой обороны, заступники островов по своей инициативе выстроили из тракторов 4 танка, вооружённых пулемётами. Об «эзельских танках» уже после войны очень тщательно вспоминал прошлый в 1941 году переводчиком 1-го из 2-ух эстонских батальонов БОБР островитянин А.Клаас. Дадим ему слово: «… трактор-танк был построен в Курессаарском ремесленном училище под управлением мастеров Хельги и Оясауна. Основой танка послужил трактор типа НАТИ, взамен кабины и капота была сделана непроницаемая для пуль надстройка. Опытным путём было установлено, что шестимиллиметровый металлической лист, даже взятый в два раза либо в три раза, не защищает от винтовочной пули. Тогда мастера выбрали таковой метод: меж 2-мя железными листами оставляли просвет в 3 — 4 сантиметра и заливали его цементом. Эти плиты защищали даже от бронебойных пуль. Вся надстройка танка была сварена из плоских кусков плиты, потому что в критериях училища гнуть плиты было нереально. Не удалось сделать и крутящуюся башню — пришлось с каждой стороны башни сделать отверстие для стрельбы, из которого можно было высунуть дуло винтовки либо лёгкого пулемёта. В танке могло поместиться трое. Всего в Курессаарском ремесленном училище было выстроено четыре таких танка».

Танк НИ-1
Танк НИ-1

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,214 сек. | 11.94 МБ