Танк-робот из Харькова – пожарная машина грядущего

Танк-робот из Харькова – пожарная машина будущего

В лентах новостей с недобрым всепостоянством возникают сообщения о пожарах на арсеналах, базах хранения, парках армейской техники. Даже если очередной инцидент и обходится без жертв, то всякая деятельность на несколько км вокруг парализуется – пожарная техника не в состоянии разделаться с пылающими штабелями боеприпасов. Рядовая стратегия в таких случаях – эвакуировать людей и дождаться, пока страшный объект выгорит дотла. Стоимость этого бессилия – не только лишь уничтоженное имущество, строения и сооружения, да и следующие дорогостоящие работы по поиску и обезвреживанию разлетевшихся иногда на километры вокруг «подарков».

Казалось бы, решение препядствия лежит на поверхности – у военных пылает? Пусть военная техника и тушит! Поставить на танк цистерну побольше – и вперёд! По этому принципу и сотворен ряд гусеничных пожарных машин высочайшей защищённости: русская «Сойка», украинская «ГПМ-54», чешская «SPOT-55». Не остались в стороне и китайские конструкторы, установившие цистерну на «рабочую лошадку китайского танкиста» – танк «Тип-59».

Танк-робот из Харькова – пожарная машина будущего

Но, задачи эти машины почему-либо не решают: в общее создание их не запускают и далее опытнейших образцов дело, обычно, не входит. В чём же причина? Ответ прост – хоть какой полумера решает только часть трудности. Мощная броня, нужная танку, оказывается очевидно лишней для пожарной машины – разлетающиеся осколки имеют на несколько порядков более низкую энергию, чем снаряд, выпущенный из пушки. На машине приходится возить несколько тонн излишней брони. Цистерна, установленная на корпус с наименьшим объёмом переделок, оказывается очевидно недостаточной для машины такового класса – от четырёх тонн на «китайце» до пятнадцати тонн на одной из модификаций чешской машины. Не считая того, расположенная на солидной высоте цистерна существенно поднимает центр масс – работа на уклонах для таких машин связана со значимым риском. Для доступа к движку приходится пускаться на дополнительные ухищрения – например, на ГПМ-54 задняя цистерна для этой цели подымается особыми гидроцилиндрами. И без того спартанские, рабочие места танкистов комфортнее не становятся – расположенная наверху цистерна часто протекает. О сколько-либо значимых объёмах под размещение специального оборудования не приходится и грезить – в забронированном объёме корпуса каждый кубический дециметр уже задействован.

Выход из тупиковой, на 1-ый взор, ситуации предложили конструктора Харьковского бронетанкового ремонтного завода (ХБТРЗ). Не отказываясь от испытанных временем, по-армейскому надёжных танковых узлов, агрегатов и систем, они предложили машину, являющуюся не переделкой танка, а сделанную специально как пожарная машина.

Сделанная с внедрением узлов танка Т-64 машина имеет модульную конструкцию, что позволяет не только лишь выпускать широкую палитру вариантов выполнения в границах семейства, да и на раздельно взятой машине, по мере надобности создавать установка оборудования под выполнение определенной задачки, к примеру, демонтировать пеногенератор для того чтоб произвести эвакуацию пострадавших из очага пожара.

Машина выполнена по капотной схеме – не считая удобства доступа к движку, такое решение обеспечивает дополнительную защиту экипажа: в случае подрыва машины на взрывоопасном предмете движок прикрывает собой экипаж. Вобщем, эта мера безопасности не является единственной – бронированный корпус пожарной машины защищает экипаж и оборудование, как от осколков рвущихся боеприпасов, так и от термического излучения пожара.

В машине употребляется танковый движок 5ТДФ-А, по мере надобности предусматривается возможность дополнительного остывания радиаторов водой из цистерны. В коробки применён редуктор, снижающий обороты на ведущих колёсах по сопоставлению с танковым шасси в два раза, но, во столько же раз повышающий вращающий момент. Машина несколько теряет в скорости, но, существенно выигрывает в проходимости и возможности транспортировать тяжёлый груз.

«Изюминкой» машины является негорючая ходовая часть. Обыденный танковый каток начинает обгорать уже при двухстах шестидесяти градусах – это температура тления дерева. В катке «шестьдесятчетвёрки» резиновый массив прикрыт металлом, вследствие чего, для его повреждения требуется греть его до температуры 600 градусов в протяжении часа. Да и в данном случае резина будет не пылать, а только распадаться, равномерно утрачивая свои характеристики. А при включеной системе орошения ходовой части (на машине предусматривается и такое решение) – страшная температура увеличивается до семисот градусов. Другим плюсом таковой конструкции катка является защищённость резины от механических повреждений – на обыденных катках она режется и вырывается при попадании камешков и железных предметов на беговую дорожку гусеницы.

«Военное происхождение» ходовой части обуславливает её стойкость к подрыву, в случае её наезда на взрывоопасный предмет. Ажурная гусеница – её трак не целен, а собран из составных частей, к тому же снабжённых отверстиями, при подрыве пропускает часть образовавшихся при взрыве газов через себя, снижая тем их разрушительную силу. Опорный каток малой массы при подрыве на устройстве большой мощности (от 5 кг тротилового эквивалента) просто отрывает с блоком подвески, при всем этом на корпус передаётся только малозначительная часть энергии взрыва. Не считая того, в конструкции ходовой части заложена способность к самоочищаемости при работе в грязищи – очень нелишн

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,112 сек. | 11.92 МБ