Танки идут под воду — от Т-54 до Арматы: мемуары военного профессионала, полковника припаса Виктора Мураховского

Вот уже 60 лет оборудование для преодоления танками аква препядствий по дну — обязательный атрибут всех российских танков. Такими устройствами будут обустроены и многообещающие машины семейства "Армата".

Как отмечает узнаваемый военный эксперт, полковник припаса Виктор Мураховский, танки, идущие под воду, это не только лишь зрелищно, да и связано с многомесячной подготовкой, определенным риском, в конце концов, сильным стрессом для экипажа.

Танки идут под воду - от Т-54 до Арматы: воспоминания военного эксперта, полковника запаса Виктора Мураховского

Занятия по подводному вождению в Казанском высшем танковом командном училище. Подготовка изолирующих противогазов ИП-46М (Мураховский посиживает первым справа, фото из архива Виктора Ивановича)

"В первый раз с этим я столкнулся в военном училище. Все начиналось с занятий по легководолазной подготовке. Это был как теоретический, так и практические курсы. Обучались работать в изолирующих противогазах, в то время у нас были ИП-46 и ИП-46М. Поначалу мы тренировались на суше – отрабатывали пуск, перевод в боевое положение, другие операции. Потом в бассейне, на глубине порядка 2-2,5 метров. Поначалу простые деяния – хождение под водой. Потом уже посложнее: перенос трака танка, установка и закрепление троса на буксирном крюке танка. Бассейн был специально для этого оборудован.

Последующий шаг — это тренировка затопления танка и выхода из него. Для этого был особый тренажер. Он представлял собой макет отделения управления и боевого отделения. Там мы также сначала тренировались по переводу противогаза в боевое положение, потом затоплению танка и выходу из него. Оканчивающий шаг — деяния в случае неисправности противогаза.

После прохождения всех этих шагов занятий начались уже практические занятия на боевой технике. Это происходило на реке Мёша, недалеко от Казани. Форсировали эту реку мы на танках Т-55 и Т-62, действуя в качестве членов экипажа.

Танки идут под воду - от Т-54 до Арматы: воспоминания военного эксперта, полковника запаса Виктора Мураховского

Занятия по подводному вождению в Казанском высшем танковом командном училище. Танки Т-55 с установленными трубами-лазами (фото из архива В.И. Мураховского)

Поначалу с учебно-тренировочным оборудованием, когда на танк устанавливается труба-лаз, которая позволяла выходить из танка без его затопления. Потом работа с так именуемым "боевым" оборудованием подводного вождения танка (ОПВТ), когда воздухопитающая труба маленького поперечника устанавливалась заместо снятого устройства наблюдения заряжающего. Работы по полной подготовке танка к преодолению аква преграды под водой на машинах Т-55, Т-62 занимали 30-40 минут.

Без приключений у нас не обошлось. Я уже не помню точно дату, но на одном из таких занятий гирополукомпас и ТПУ на танке Т-62 вышли из строя, и машина попала мимо прохода в обрывистом берегу на выходе из воды, в итоге танк перевернулся под водой. Движок заглох, аккумуляторные батареи попадали, освещение в танке погасло, аварийное освещение тоже отрубилось. Связи нет. Мы тихо без паники одели противогазы, согласно аннотации вынули триплекс, чтоб танк затопить, а он не затопляется, так как лежим наверх брюхом, и все забито песком. Пришлось расстопорить лючок в днище, который еще именуют "паникерским", оттуда хлынул поток воды, в это время все 4 человека собрались в боевом отделении, позже вышли наружу. Как оказывается, слой воды над днищем был только см 10, гусеницы вообщем торчали над водой.

Танки идут под воду - от Т-54 до Арматы: воспоминания военного эксперта, полковника запаса Виктора Мураховского

Легководолазная подготовка танкистов с изолирующими противогазами ИП-5 ( фото из архива В.И. Мураховского)

В предстоящем в войсках фундаментальные познания и практические способности, которые получили в училище, здорово посодействовали. Вынужден огласить, что в танковых войсках вопросам форсирования аква препядствий, движения танков под водой, преодоления аква препядствий на гусеничных самоходных паромах и понтонно-мостовых парках уделялось очень огромное внимание. Тема была главный. Мне тяжело даже припомнить учения в масштабе полка и дивизии по наступательной теме, на которых бы не отрабатывалось преодоление аква препядствий.

Мне приходилось ходить под воду на Т-55, Т-62, Т-64, Т-72 и Т-80. У всех этих машин есть свои особенности в подготовке к форсированию, свои особенности во время движения, но в целом подготовка танкистов, экипажа – фактически одна и та же. Начинается все с теоретической подготовки, исследования ОПВТ, занятий по его установке, позже бассейн, потом в макете танка отрабатываются мероприятия по затоплению и выходу.

Танки идут под воду - от Т-54 до Арматы: воспоминания военного эксперта, полковника запаса Виктора Мураховского

Бассейн для легководолазной подготовки в учебном танковом полку (фото из архива В.И. Мураховского)

Вынужден огласить, что по моим наблюдениям за солдатами-срочниками, которые служили в танковых войсках, тема действий под водой в изолирующем противогазе, затапливание в танке, выход из него, была одной из самых стрессовых, приблизительно на уровне стрельбы штатным снарядом и метания боевых гранат из танка.

— Какой танк показался более адаптированным для преодоления аква препядствий?

— Исходя из убеждений установки оборудования, издержек времени, надежности – на мой взор, это Т-72, хотя бы по той причине, что, во-1-х, там воздухопитающая труба одна, и она довольно умеренных габаритов. На выпуске инсталлируются клапаны. На Т-64 приходилось ставить 2 трубы – одну воздухопитающую, а одну на выхлопе – так как двухтактный дизель плохо переносил сопротивление на выпуске.

Танки идут под воду - от Т-54 до Арматы: воспоминания военного эксперта, полковника запаса Виктора Мураховского

Бассейн для легководолазной подготовки в учебном танковом полку (фото из архива В.И. Мураховского)

На Т-80 воздухопитающая и выпускная трубы — огромного поперечника, и было больше шансов разрушить их.

Я должен отметить, что перед входом под воду действует контрольно-технический пункт. Танк подходит к урезу воды, тормозит. Его осматривают снаружи, чтоб оборудование было в целости и сохранности. И когда у нас появились Т-64Б и Т-80, бывали случаи, когда танк приходилось заворачивать, в силу того, что обнаружились какие-то повреждения на оборудовании ОПВТ, обычно – нарушение уплотнения выпускной трубы. Ведь удаление района герметизации от реки часто составляло несколько км, и пока танк двигался к берегу, на трубы действовали сильные нагрузки, ведь танковый маршрут – это далековато не асфальт.

— У Т-72 ведь ограничение на преодоление рек не обширнее 1 километра?

— Да, из-за того, что охлаждающая система у него замкнутая, воздух на остывание радиатора под водой не поступает и вероятен перегрев мотора. Но, я скажу, что водные преграды в 1000 метров отыскать на местности Западной Европы фактически неописуемо, а опыт форсирования Днепра, там ширина была порядка 700-800 метров, на учениях 1967 года, показал, что движки семейства В2 расслабленно выдерживают такие условия. Другими словами это не критическое и не смертельное ограничение, оно быстрее техническое, чем тактическое, так как фактически водные преграды таковой ширины и не повстречались бы.

Занятия по легководолазной подготовке в бассейне (фото из ахива В.И. Мураховского)

— На каких мероприятиях было самое запомнившееся преодоление?

— Много таких мероприятий запомнилось, к примеру, в Прибалтике переправа через замерзшую реку Неман на танке Т-72 во время полковых учений. Это было, по-моему, зимой 1978 года. В процессе учений, когда мы подошли к Неману, батальон ушел на маршрут, который от мостовой переправы находился ниже по течению. Там была поставлена задачка, что батальон преодолевает Неман по дну, выше по мосту проходят не плавающие машины, а ниже нас по течению мотострелковый батальон преодолевает реку по льду.

— На технике?

Танки идут под воду - от Т-54 до Арматы: воспоминания военного эксперта, полковника запаса Виктора Мураховского

Мураховский после форсирования реки Неман под водой на танке Т-72 (фото из архива Виктора Ивановича)

— Да, впереди боевые машины пехоты по льду, за ними цепью пехота. Наш танковый батальон пошел под воду, лед для нас на Немане подорвали саперы, они у верхнего уреза майны на собственных лодках и катере БМК ловили оторвавшиеся льдины, чтоб они не снесли воздухопитающие трубы танков. Вот такая методика была.

— Другими словами очень приближенно к боевым условиям, без всяких скидок…

— Естественно, без всяких скидок. Мы удачно задачку выполнили, но пехота одну БМП утопила. Она на подходе к берегу, задрав корму, ушла под воду, отлично что на БМП в это время были только механики водители в спасательных жилетах, мехвод успешно выплыл. А эту БМП достали только весной, когда лед растаял.

Танки идут под воду - от Т-54 до Арматы: воспоминания военного эксперта, полковника запаса Виктора Мураховского

Трехтрубный "пароход": танк Т-80 с установленными трубой-лазом, воздухопитающей и выпускной трубами (фото из архива В.И. Мураховского)

— Ширина Немана какая была?

— Ширина Немана в том месте, наверное, метров около 300.

Еще запомнилось форсирование Эльбы в Германии. Командовал тогда главком Зайцев, Митрофан Митрофанович, и наш полк на объединенных учениях был передовым отрядом дивизии, форсировал в наивысшем темпе Эльбу, которая по оперативным планам изображала из себя реку Рейн.

Масштаб и твердость спроса запомнились в особенности, там были реальные удары авиации и артиллерии по обратному берегу и посадка тактического воздушного десанта с вертолетов — роты отдельного десантно-штурмового батальона армии, также форсирование вплавь мотострелкового батальона на БМП-2.

Танки идут под воду - от Т-54 до Арматы: воспоминания военного эксперта, полковника запаса Виктора Мураховского

Занятия по подводному вождению на танках Т-64А (ГСВГ, фото из архива В.И. Мураховского)

Два батальона танков от нашего полка форсировали Эльбу по дну с целью выхода на плацдарм, оккупированный десантниками, расширения этого плацдарма, обеспечения переправы основных сил и развития пришествия дивизии.

Митрофан Митрофаныч возмутился, дескать, что же это все-таки за детские игры у нас. По условиям мирного времени преодоление аква препядствий происходило так: один танк на выходе из воды на обратной стороне, один танк в реке, один танк на входе. Это требования безопасности, ведь эвакоспасательная группа одна на ма

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,161 сек. | 11.96 МБ