Танки мятежевойны

Для контрпартизанских операций нужна особенная бронетехника

Танки мятежевойны

После окончания 2-ой мировой более всераспространенным видом боевых действий на планетке стала мятежевойна. Это явление было осмыслено и описано выдающимся военным теоретиком российского зарубежья Евгением Месснером еще в 60-х годах прошедшего века, но до начала нового, XXI столетия армии ведущих стран мира продолжали готовиться к масштабным сражениям эталона 1941-1945 годов. И потому оснащались военной техникой, сначала бронетанковой, предназначенной приемущественно для проведения больших общевойсковых операций. Но войскам, завлеченным к выполнению контрпартизанских и контртеррористических задач, на этой технике приходилось участвовать совсем в других боях. Вьетнам для США и Афганистан для СССР, кажется, ясно показали, что армиям необходимы принципно новые бронированные машины. Но на вооружение, например, американских частей и подразделений они начали поступать только в процессе 2-ой кампании в Ираке. К огорчению, у русских военнослужащих машин с завышенным уровнем противоминной защиты пока и совсем нет.

По статистике, утраты армии США, понесенные в итоге подрывов на минах и атак из засад, в процессе 2-ой мировой и корейской войн не превосходили 5 процентов. Во Вьетнаме этот показатель возрос более чем в 6 раз (до 33%). А в 2007 году, когда стартовала программка массовых закупок автомобилей с завышенным уровнем противоминной защиты (MRAP), 63% убитых во время боевых действий в Ираке американских боец и офицеров
погибли в итоге подрывов на самодельных взрывных устройствах.

РЕШЕНИЕ, Испытанное ВРЕМЕНЕМ

Меж тем 1-ая атака на транспортную колонну армии США в Ираке произошла уже на 3-ий денек войны, 23 марта 2003 года. Тогда на окраине Ан Насирии иракцы напали на конвой в составе 18 машин 507-й ремонтной роты. Это были транспортные 5-тонные грузовики M923 и их модификации: седельный тягач M931, техничка M936, бензовоз, тягач HEMTT, тащивший неисправный M931, и три HMMWV. Ни один из автомобилей не имел бронезащиты. Вприбавок в распоряжении атакованных янки находилась только одна единица томного вооружения — 12,7-мм пулемет, который отказал при попытке открыть из него огнь. Другими словами ремонтники могли отбиваться только из личного орудия — автоматических винтовок М16 и ручных пулеметов М249. Такая небрежность в организации проводки этой колонны обошлась недешево: в процессе боя из 33 военнослужащих, следовавших в составе конвоя, 11 погибли, 9 получили ранения, 7 попали в плен.

Последовал стандартный ответный ход. В августе в 253-й транспортной роте были построены 6 вооруженных грузовиков-гантраков. Конструкция их оказалась классической, опробованной еще во Вьетнаме: коробка из железных листов шириной около 10 мм и мешки с песком (в сухом климате это более либо наименее применимое решение). Вооружение — 12,7-мм пулемет в лючке кабины, очередной таковой же пулемет либо 40-мм автоматический гранатомет МК19 — в кузове. Экипаж машины состоял из 5 военнослужащих-добровольцев 253-й роты.

В процессе войны во Вьетнаме, столкнувшись с необходимостью оборонять транспортные конвои, америкосы принялись вооружать пулеметами обыденные грузовики, усиливая борта импровизированной защитой. Поначалу это были просто мешки с песком, потом — листы броневой стали, время от времени — в варианте разнесенной брони. А более «крутым» средством борьбы с засадами вьетконговцев может считаться установленный в кузов корпус бронетранспортера М113.

Ровно по тому же пути янки пришлось идти в исходный период операции «Свобода Ираку». Так как строительство гантраков в транспортных подразделениях велось из штатных машин, другими словами их, как и во Вьетнаме, приходится отрывать от выполнения штатных задач по снабжению войск, в ход пошли наименее ценные экземпляры. На фото можно узреть гантраки, построенные на базе самосвалов и даже седельных тягачей. Достаточно много гантраков было сотворено и на шасси небронированных версий HMMWV.

Но если вооруженные грузовики оказались способны более либо наименее удачно противодействовать боевикам, обстреливающим транспортную колонну из засады, то от подрыва на самодельном взрывном устройстве их экипажи практически никак не были защищены. Потому уже к 2007 году развернулась массовая программка
закупки автомобилей с завышенным уровнем противоминной защиты (MRAP).

MRAP, созданные для патрулирования, сопровождения транспортных конвоев и переброски личного состава в критериях партизанской войны, стали одним из более нужных образцов бронетехники для ВС США после 1945 года. Всего за три года в интересах армии, флота, корпуса морской пехоты и сил особых операций было куплено около 17,5 тыщи таких ББМ на сумму выше 26 миллиардов баксов. Для сопоставления: более массовый южноамериканский основной боевой танк М60 был произведен в количестве 15 тыщ экземпляров (и экспортировался более чем в 20 государств). Танков М1 Abrams выпущено около 9 тыщ. В текущее время армия США располагает 10 тыщами БТР М113 и M2 Bradley (справедливости ради необходимо отметить, что всего с 1960 года сделано более 80 тыщ экземпляров М113).

Танки мятежевойны

АФРИКАНСКОЕ Наследие

Вобщем, подлинной родиной машин с усиленной противоминной защитой является Родезия (сейчас Зимбабве) — уже полузабытое правительство в Африке, где власть принадлежала потомкам европейских колонизаторов. Там много лет шла жестокая партизанская война. Этой маленький стране с ограниченными человеческими ресурсами волей-неволей приходилось сберегать жизни собственных боец.

Сначало в Родезии пробовали кустарными способами увеличивать устойчивость джипов Lend Rover к подрывам, но стремительно выяснилось, что переделка стандартной машины — это путь в тупик. Нужно создавать специальную ББМ с внедрением серийных узлов и агрегатов. Способы понижения поражающего эффекта противотанковых мин и самодельных фугасов в целом были ясны. Вот главные особенности устройства бронетранспортера с усиленной противоминной защитой:

— V-образная форма днища бронекорпуса, очень вероятный подъем его над дорогой — эти меры дозволили уменьшить воздействие и отвести от корпуса энергию взрывной волны;

— очень вероятное удаление от бронекорпуса мощных узлов конструкции, которые при подрыве сами становятся поражающими элементами: мотора, коробки, подвески;

— полное либо частичное внедрение шасси серийных коммерческих грузовиков, что понижает общую цена машин и издержки на их эксплуатацию.

После победы темного большинства в Родезии эстафету разработки машин с усиленной противоминной защитой приняла ЮАР, принужденная вести продолжительную пограничную войну. Типичным шагом в процессе воплощения в жизнь концепции MRAP стало возникновение в 1978 году машины Buffel, в конструкцию которой очень органично был вписан весь родезийский и южноафриканский опыт сотворения и внедрения устойчивых к подрывам бронетранспортеров. Последующим шагом можно считать разработку в 1995 году машины Mamba. Ее более совершенная версия RG-31 Nyala употребляется в 8 странах мира, а на вооружение корпуса морской пехоты США поступило 1385 машин RG-31. Предстоящее развитие ББМ этой серии — RG-33 Пентагон заказал в количестве 1735 экземпляров.

В американских ВС в текущее время зависимо от массы и габаритов различают три категории машин типа MRAP. ББМ категории I — самые малогабаритные. Они созданы для патрулирования в критериях городка. Категория II — более томные машины, применимые для сопровождения конвоев, транспортировки личного состава, перевозки покалеченых, использования в качестве инженерных машин. Сравнимо немногочисленная категория III представлена бронетранспортерами Buffalo, специально созданными для разминирования местности. Они обустроены 9-метровым манипулятором для дистанционного обезвреживания взрывных устройств.

В ВС США более всераспространенными типами ББМ MRAP стали машины International MaxxPro и Cougar. MaxxPro были заказаны ВС США в количестве 6444 штук, Cougar в разных модификациях — 2510.

Cougar представлен в двухосном и трехосном вариантах. Кроме экипажа из 2-ух человек, Cougar 4х4 может перевозить 6 человек, в варианте 6х6 — 10. Машина разработана в ЮАР, ее созданием в США занимаются компании Force Protection Inc (корпус) и Spartan Motors (ходовая часть). Cougar имеет несущий кузов, движок Caterpillar, АККП Allison и неразрезные мосты компании Marmon-Herrington. Она вооружена дистанционно управляемой турелью с 12,7-мм пулеметом либо 40-мм автоматическим гранатометом. Штатное бронирование обеспечивает защиту находящихся снутри людей от обстрела патронами 7.62×51 mm NATO с дистанции 5-10 метров и при подрыве заряда, эквивалентного 13,5 кг тротила под одним из колес и 6,7 кг — под кузо
вом. Дополнительно вероятна навеска активной брони и решетчатых экранов для зашиты от противотанковых гранатометов.

International MaxxPro также поставляется в 2-ух вариантах, оба вместимостью 6-8 человек. По габаритам и количеству осей машины совсем однообразные, отличие только в движке. Просто MaxxPro имеет мотор мощностью 330 л. с., а дизель MaxxPro Plus выдает 375 л. с. Соответственно грузоподъемность базисного варианта — 1,6 тонны, а у MaxxPro Plus — 3,8 тонны. Беря во внимание, что оба броневика могут перевозить однообразное число десантников (4-6 человек), прирост мощности у MaxxPro Plus позволяет или достигнуть большей подвижности машины, или усилить ее защищенность за счет навески дополнительных частей. MaxxPro построен по классической схеме: бронекапсула установлена на шасси коммерческого грузовика с обыкновенной лестничной рамой и неразрезными мостами, имеющими рессорную подвеску.

Применение машин типа MRAP позволило резко, практически на 90 процентов понизить утраты от подрывов. По официальным данным МО США, в Ираке в мае 2008 года 11 военнослужащих погибли в итоге взрывов фугасов на дорогах, в то время как в мае 2007 года в тех же критериях были убиты 92 американских бойца. Но мигрени для чиновников Пентагона меньше не стало. Выяснилось, что решения, показавшие себя полностью обоснованными в Ираке, плохо работают в Афганистане, куда в ближайшее время переместилась активность американской армии.

АФГАНСКИЕ РЕАЛИИ

В отличие от Ирака, где MRAP передвигались по дорогам и пустынной местности, в Афганистане им пришлось действовать в горах, в узеньких ущельях и в критериях фактически полного бездорожья. Тут томные машины с высочайшим центром масс, а означает, предрасположенные к опрокидыванию, не в состоянии ехать стремительно. Как следует, возрастает риск поражения в случае засады. К тому же афганские партизаны разработали свою стратегию борьбы с MRAP, что не замедлило сказаться на статистике утрат.

Первым шагом для преодоления сложившейся ситуации стало создание несколько облегченного варианта MRAP. В сентябре 2008 года компания Navistar получила заказ на разработку и постройку более малогабаритного, легкого и подвижного варианта MaxxPro, специально созданного для Афганистана. Новенькая машина получила заглавие MaxxPro Dash. Она на 20 см короче, чем базисный вариант, и практически на две тонны легче. Экипаж остался прежним: шофер, командир и стрелок, а десант сократился до 4 человек. Отменная подвижность обеспечивается движком мощностью 375 л. с. Договор на создание и создание 822 ББМ MaxxPro Dash стоил 752 млн баксов и был выполнен к февралю 2009 года.

Но выпуск MaxxPro Dash оказался менее чем полумерой, призванной как можно резвее сконструировать эталон, применимый для действий в афганских критериях. Не останавливаясь на достигнутом, Пентагон объявил конкурс на разработку броневиков MRAP второго поколения. Его победителем в июне 2009 года стала компания Oshkosh, представившая машину M-ATV.

Эта ББМ, обеспечивая тот же уровень защиты экипажа и десанта, что и 1-ое поколение MRAP, более малогабаритная и адаптированная для передвижения по пересеченной местности. M-ATV имеет оснащенную массу 11,3 тонны (MaxxPro Dash весит практически 15 тонн, а MaxxPro Plus — более 17,6 тонны), вооружена движком Caterpillar C7 мощностью 370 л. с. и автоматической коробкой, независящей подвеской типа TAK-4 (уникальная разработка компании Oshkosh).

Централизованная система подкачки колес позволяет машине сохранять подвижность при повреждении покрышек. По заявлению разработчиков, M-ATV в состоянии продолжать двигаться более километра при боевых повреждениях систем смазки и остывания мотора. M-ATV вмещает 5 человек, включая водителя и стрелка. На ней установлена универсальная турель, на которой могут устанавливаться пулеметы разного типа, 40-мм автоматический гранатомет либо ПТРК TOW. Зависимо от ситуации огнь ведется либо вручную, либо дистанционно.

Для понижения логистических расходов Пентагон избрал M-ATV в качестве единственного типа ББМ с завышенным уровнем противоминной защиты второго поколения, так как разношерстный парк первых MRAP порождал определенные трудности в ремонте и эксплуатации. По состоянию на февраль 2010 года общий объем заказов на M-ATV превысил 8 тыщ единиц.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,151 сек. | 11.95 МБ