Танки — «тёзки»

Танки - "тёзки"
Танки Т-34 и Т-43

В принятом у нас литерно-цифровом обозначении образцов танков употребляется буковка «Т» (танк), время от времени две, к примеру, «БТ» (быстроходный танк), «ПТ» (плавающий), «AT» (артиллерийский), «ОТ» (огнеметный) и т. д. Встречались и именные обозначения, по существу — инициалы: «KB» (Клим Ворошилов), «ИС» (Иосиф Сталин) … Минимальным литерно-цифровым был Т-10 — тяжкий танк 1950 года. Понятно, что он не был первым танком российскей конструкции. Первым был танк 1928 года Т-12 (в итоге опечатки машинистки он длительно был известен под обозначением Т-1-12). Наивысший номер у Т-134 (по другому ОТ-134) — хим (огнеметный) танк на базе легкого танка Т-26 (1940 г.). Но не все номера от 10 до 134 были применены за 78 лет нашего танкостроения.

Тем паче любопытно, что имелись танки с одним и этим же «номером».

Первой парой были Т-34

Легендарную «тридцатьчетверку» знают все, также был южноамериканский опытнейший тяжёлый танк Т34 (Опытнейший тяжёлый танк Т34 США).

Танки - "тёзки"
Южноамериканский опытнейший тяжёлый танк Т34

Но еще за длительное время до возникновения известного Т-34, это литерно-цифровое обозначение получил легкий танк. А дело было так.

В 1934 году (отсюда, может быть, и номер «34») на Столичном автозаводе ЗИС в деятельном порядке, но в большой тайне приступили к конструированию легкого танка с боевой массой 4,6 т. Вел конструирование Г.Г. Михайлов. Опыта в танкостроении у ЗИСовцев не было, и они обращались, а именно, к известному потом конструктору наших легких танков Н.А. Астрову. Конкретно в это время он был переведен на Столичный танковый завод (потом завод № 37 НКСМ им. Г.К. Орджоникидзе). С ним консультировались, а именно, по поводу бортовой передачи, уверяя при всем этом, что это для какого-то опыта, не имеющего дела к бронетанковой технике. Естественно, это было забавно, ибо какой автомобиль нуждается в бортовой передаче. И Николай Александрович додумывался в общем к чему бы это. Но о том, что легкий танк Т-34 был сделан в 1934 году, Астров вызнал, по его словам, исключительно в 1982 году. Так тогда секретили свои работы даже от братьев-конструкторов. А результаты таковы: из данной затеи ничего стоящего не вышло.

И автостроители обратились за помощью к «Опытному заводу специального машиностроения им. т. Кирова» в Ленинграде, позднее известному как завод № 185 (директор Н.В. Барыков, начальник конструкторского отдела П.Н. Сячинтов). Там-то в 1934 году и выстроили этот легкий танк Т-34, который был должен быть вооружен 20-мм автоматической пушкой. Пушки, применимой для установки в танке, тогда не оказалось, и машина завода № 185 получила 7,62-мм пулемет ДТ в башне. В архиве все таки имеется фото Т-34 с 20-мм пушкой заместо пулемета в башне (по сути всего только древесный ее макет). Была ли эта та же самая машина, но с макетом пушки, либо все таки был сделан 2-ой эталон (но кем? Заводом №185 либо на ЗИСе?), осталось не выясненным. Там, где упоминалось о Т-34 1934 года, обращалось внимание на фару подсветки целей для пулемета при стрельбе ночкой, помещенной рядом с ним в башне. Означает, башен все таки было две. Нам представляется, что и машин в металле тоже было две.

Танки - "тёзки"
Танки - "тёзки"
Опытнейший легкий танк Т-34 завода №185 с 7,62-мм пулеметом в башне. Рядом с пулеметом видна фара подсветки целей при стрельбе ночкой
Танки - "тёзки"
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,127 сек. | 11.92 МБ