Танковый ленд-лиз. США

Танковый ленд-лиз. США

«Нет более тупых людей, чем америкосы. Они никогда не сумеют биться как герои», — авторитетно заявил Адольф Гитлер. Частично усатый был прав – трудно ощущать себя героем, когда у тебя, по всем раскладам, десятикратное количественное приемущество. Америкосы очевидно перестарались, намолотив за годы войны более 200 тыщ единиц бронетехники – больше, чем выпустили танковые фабрики Русского Союза и Третьего Рейха вкупе взятые.

Заслуги американских «стахановцев» объясняются просто: развитая страна, не знавшая разрушительных войн на собственной местности, провела индустриализацию еще на заре ХХ века и была готова в хоть какой момент воплотить собственный огромный скопленный потенциал. Денек «Икс» наступил 11 марта 1941 года, когда президент Рузвельт подписал известный билль о ленд-лизе: закон, дающий право передавать военное имущество хоть какой стране, оборона которой признается актуально нужной для безопасности США.

Лучше всех смысл ленд-лиза растолковал сам президент Рузвельт: «Представьте для себя, — гласил он, — что зажегся дом моего соседа, а у меня есть садовый шланг. Если он сумеет взять мой шланг и присоединить к собственному насосу, то я помогу ему потушить пожар. Что все-таки я делаю? Я не говорю ему: «Сосед, этот шланг стоил мне 15 баксов, для тебя необходимо заплатить за него». Нет! Мне не необходимы 15 баксов, мне необходимо, чтоб он вернул мой шланг после того, как завершится пожар».

Из всего вышесказанного следуют три принципиальных вывода:

1. Ленд-лиз – НЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, а кропотливо обмысленная оборонительная стратегия в интересах США. Причина невиданной щедрости дяди Сэма была полностью явна: америкосы серьезно боялись, что «мировой пожар» перекинется на их «дом», поэтому решили заблаговременно «подстраховаться» и посодействовать тем, кому сами сочтут нужным. Задыхающийся в ожесточенных боях Русский Альянс был включен в перечень 7 ноября 1941 года.
2. Платой за ленд-лиз было не золото. За ленд-лиз русские бойцы заплатили своей кровью.
3. Все, что было уничтожено, потрачено и израсходовано оплате не подлежало. Следовало оплатить (либо возвратить) только то имущество, что осталось в армии и народном хозяйстве по окончании боевых действий (уцелевшие танки, электростанции, станки, узлы междугородной телефонной связи и т.д.)

Арсеналы демократии

К началу 2-ой мировой янки располагали всего пятью сотками танкеток М2 с противопульной броней и пулеметным вооружением. В принципе, даже это казалось лишним для Американского материка, накрепко отгороженного от всех войн и соц катаклизмов 2-мя глубокими противотанковыми рвами с соленой водой.

Другими словами, у американской армии по существу не было ни танков, ни бронетанковых частей и ни какой-нибудь стратегии внедрения бронетехники вместе с другими родами войск (читатель не должен сделать неверного вывода, что янки были чрезвычайно дружелюбным народом – к примеру, уже к концу 30-х годов у их был приличный авианосный флот, дюжина современных линкоров и четырехмоторные «Летающие крепости» — потребности вооруженных сил определяются нравом боевых действий).

И вот ситуация поменялась – срочно потребовались танки. 10-ки тыщ боевых машин для нужд своей армии и поставок по программке ленд-лиза. Был сконструирован 1-ый южноамериканский средний танк М3 «Ли» — машина необыкновенная и противоречивая. Индустрия увеличивала выпуск бронетехники, для выпуска танков были задействованы мощности циклопических авто заводов. Южноамериканские инженеры не гнушались использовать в танкостроении авто технологии.

Танковый ленд-лиз. США

Под конец 1941 года начался подлинный угар – компания «Крайслер» запустила «Детройт Танк Арсенал» — огромный оборонный завод, специлизирующийся на производстве бронетехники. К этому времени вышел на полную мощность 2-ой «танкоград» — «Фишер Танк Арсенал», практически завалив армейские склады и площадки хранения легкими и средними танками, также разными САУ и спец бронетехникой на их шасси.

Танковый ленд-лиз. США

Из всего этого обилия Русскому Союзу досталось:

— 1232 легких танков М3 «Стюарт»,

— 976 средних танков М3 «Ли»,

— 3664 средних танка М4А2 «Шерман»,

— 52 истребителя танков М10 «Вулверин»,

— единичные экземпляры легкого танка М5 («Стюарт» с авто движком), легкого танка М24 «Чаффи» и более современного южноамериканского томного танка М26 «Першинг» в ознакомительных целях.

Кроме танков и тяжеленной бронетехники на их базе, СССР были поставлены:

— 100 зенитных самоходных установок М15 на полугусеничном шасси,

— 1000 зенитных самоходных установок М17 (на шасси бронетранспортера М3), ставшие главным средством мобильной ПВО танковых и механизированных частей РККА.

— 650 легких истребителя танков Т48 (также на шасси полугусеничного БТР М3).

Что касается самих бронетранспортеров, то их было поставлено никак не настолько не мало, как принято считать. СССР получил в рамках ленд-лиза:

— 118 полугусеничных БТРов М2,

— 840 более современных полугусеничных М5/М9 (модификация бронетранспортера М3, отличавшаяся более массивным движком, дешевенькой броней и другим расположением огневых точек).

— 3340 легких бронетранспортеров М3А1 «Скаут», представляющих из себя вэдовые бронеавтомобили высочайшей проходимости массой порядка 5,5 тонн.

— несколько десантных плавающих гусеничных машин LVT в ознакомительных целях.

Фактически никто из американских бронетранспортеров не попал в мотострелковые полки по собственному прямому предназначению. Они все предназначались для разведывательных либо артиллерийских частей, где использовались в качестве тягачей.

Америкосы, стоит дать им подабающее, разлюбезно озаботились об обслуживании собственных «стальных колесниц» — вкупе с бронетехникой СССР было поставлено некое количество полевых танкоремонтных заводов, парк которых насчитывал до 10 особых машин: механические мастерские М16А и М16В, слесарно-механическая мастерская М8А, кузнечно-сварочная мастерская Ml2, электроремонтная мастерская М18, мастерская по ремонту вооружения М7, инструментальная мастерская и складские машины М14. Они все базировались на шасси трехосного грузовика завышенной проходимости «Студебеккер». В парк танкоремонтных мастерских также входили 10-тонные авто краны и бронированные ремонтно-эвакуационные машины М31.

Анализируя вышеизложенный материал, ясно приметно, что поставки американской бронетехники смотрится очень бледно на фоне масштабов российскей индустрии: за годы войны уральские фабрики выпустили 50 000 танков Т-34! Ясно, что южноамериканские танки не могут служить четким аспектом оценки значения ленд-лиза – для более взвешенного сопоставления лучше уделять свое внимание на поставки грузовиков либо поставки алюминия (300 тыщ тонн).

Стоит увидеть, что Англия получила в разы больше американской бронетехники, к примеру, англичанам было поставлено выше 17 тыщ танков «Шерман»! Вобщем, при составлении протоколов ленд-лиза учитывались интересы каждой стороны: Англия испытывала острый недочет в танках, СССР, напротив, мог без помощи других обеспечить массовый выпуск хорошей бронетехники, поэтому заказывал самолеты и дюралевый прокат, вместе с автотранспортом, радиостанциями и продуктами питания.

Южноамериканский танковый ленд-лиз знаменателен сначала тем, что тыщи наших боец вели войны не с винтовкой, а на гусеницах и под прикрытием брони. Все-же, 6 тыщ танков и еще столько же бронемашин различного предназначения – внушительная сила.
Во-2-х, эта вся эта история очень увлекательна в техническом плане – южноамериканские танки отличались уникальной конструкцией и нередко получали специальные характеристики, позволявшие использовать их в особенных операциях (об этом будет чуток позднее).
В конце концов, таковой класс техники, как «бронетранспортер» в СССР в годы войны не выполнялся, что присваивало ленд-лизовским БТРам определенную уникальность.

М3 «Стюарт»

Легкий танк
Боевая масса 13 тонн. Экипаж 4 чел.
Бронирование: лоб корпуса 38…44 мм, борт корпуса 25 мм.
Вооружение: 37 мм противотанковое орудие, стабилизированное в вертикальной плоскости; 5 пулеметов «Браунинг» (1 — спарен с пушкой, 1 — курсовой, 2 — в бортовых спонсонах, 1 — зенитный).
Скорость по шоссе 60 км/ч.

Танковый ленд-лиз. США

«Подвижность танка МЗл воистину удивительна. В районе боевых действий как при движении по дорогам, так и по пересеченной местности танк МЗл оказался более быстроходным из всех узнаваемых колесных и гусеничных машин» — генерал-майор инженерно-танковой службы, д.т.н., доктор Н.И. Груздев (1945 г.).

1-ые 46 «Стюартов» прибыли в СССР в январе 1942 года. Первенцы южноамериканского танкостроения получили в СССР обозначение М3л (легкий), и поступили на вооружение батальонов легких танков в составе танковых бригад. Как и хоть какой легкий танк, «Стюарт» был ограничен в маневре на поле боя, предпочитая вести огнь из естественных укрытий. Лобовая атака на приготовленную полосу противотанковой обороны гарантированно заканчивалась для него томными потерями. Но при грамотном применении этот танк преобразовывался в суровое орудие:

19 сентября 1942 года, проводя разведку в районе городка Малгобек, танковый взвод лейтенанта Павкина нашел колонну из 16 германских танков. Организовав со своим взводом (три танка МЗл) засаду, лейтенант Павкин штурмовал противника и, действуя смело и решительно, уничтожил 11 машин. Утрат в личном составе и вещественной части взвод лейтенанта Павкина не имел.

Большая часть из 977 поступивших в 1942 г. «Стюартов» дислоцировались на Юге Рф, где в то время сложилась форсмажорная ситуация с поставками российскей бронетехники: Северо-Кавказский фронт оказался отрезан от промышленных баз Урала и Сибири.

В феврале 1943 года «Стюарты» приняли роль в уникальной операции – посадке морского десанта под Новороссийском. Это был единственный случай в Величавой Российскей, когда русским танкам пришлось высаживаться в первой волне десанта. Из участвовавших в посадке 30 танков бо?льшая часть была уничтожена при посадке, но 12 «Стюартов» смогли выкарабкаться на сберегал и три денька поддерживали огнем «черных бушлатов». К огорчению, весь личный состав 563-его танкового батальона геройски умер в бою у Южной Озерейки. Другой приметный факт из биографии «Стюарта» — танки этого типа первыми вступили в бой с германской бронетехникой на Курской дуге, и даже успели принять роль в танковом побоище под Прохоровкой.

«…танк должен гармонически соединять броню, скорость и вооружение, то в этом смысле танк МЗл является плохим. Пушка 37-мм калибра — основное вооружение МЗл — непременно, слабенькое вооружение, и это основная причина, почему танк не мог длительное время выдержать на поле боя» — генерал-майор, д.т.н., доктор Н.И. Груздев.
В принципе, это справедливая оценка для хоть какого легкого танка.

Танковый ленд-лиз. США

М3 Stuart и его русский экипаж

Танковый ленд-лиз. США

И такое бывало

М3 «Ли»

Средний танк
Боевая масса 28 тонн. Экипаж 6-7 чел.
Бронирование: лоб корпуса 51 мм, борт корпуса 38 мм.
Вооружение: 75 мм орудие в спонсоне по правому борту танка; 37 мм противотанковое орудие во вращающейся башне; 4 пулемета «Браунинг».
Скорость по шоссе 40 км/ч.

Танковый ленд-лиз. США

«Как Америка Рф
Подарила эм три эс.
Шуму много, толку не много,
Ростом вышел до небес!»


М3 «Ли» — этот тот случай, когда смотря на «бумажные» ТТХ создается воспоминание, что пред нами истинное «супероружие». Две пушки, бессчетный экипаж, благопристойная для тех лет подвижность и бронирование. Как досадно бы это не звучало, при знакомсте с внешним обликом М3 становится понятно, что пред нами «трехэтажный металлической гроб». Массивный, слабо защищенный и неэффективный. Русские танкисты не смущались давать еще больше жесткие оценки южноамериканскому танку: БМ-6 («братская могила на шестерых») либо ВГ-7 («верная смерть семеры
х»).

То, что две пушки на один танк – очевидный перебор, стало понятно еще в конце 30-х годов. Командир танка на физическом уровне не успевал координировать работу наводчиков, в итоге из 2-ух пушек обычно стреляла только одна. Навязывался тривиальный вывод: для чего таскать с собой излишний «балласт», если эти несколько тонн можно правильно распределить, превратив их в дополнительные миллиметры брони. Что ж, кидать помидоры в лузера горазд всякий. Но увлекательнее (и полезнее!) проанализировать реальное боевое применение М3 «Ли» (получившего в СССР обозначение М3с (средний), во избежание неурядицы с М3 «Стюарт»). Все ли было так безвыходно по сути?

К примеру, английские танкисты относились к М3 «Ли» с почтением: кроме такового базисного свойства, как надежность, М3 совершенно соответствовал условиям Северной Африки: Крепость на гусеницах! Там, где не было лихих танковых прорывов и контратак, там, где приходилось обороняться с приготовленных позиций – М3 «Ли» оказался истинной «долговременной огневой точкой» с колоссальной огневой мощью.

Танковый ленд-лиз. США

Условия советско-германского фронта, напротив, оказались очень не прибыльны для внедрения М3 «Ли». Да и тут этот танк смог отличиться: 5 июля 1943 года, на Пламенной дуге имел место эпизод геройской обороны села Черкассое: 67-я и 71-я гвардейские стрелковые дивизии, при поддержке 39 танков М3 «Ли» и 20 САУ, весь денек сдерживали гневные атаки 48-го танкового корпуса Вермахта, снаряженного новой бронетехникой. Русские вояки перепутали германцам все планы, что, в итоге, привело к провалу операции «Цитадель».
Все-же очень почти все находится в зависимости от действий экипажа танка и правильной стратегии внедрения бронетехники. Даже таковой «сарай на гусеницах», как М3, можно обучить вести войну и побеждать.

М4 «Шерман»

Средний танк
Боевая масса 30 тонн. Экипаж 5 человек.
Бронирование: лоб корпуса 51 мм, борт корпуса 38 мм.
Вооружение: 75 мм либо 76 мм нарезное орудие, многокалиберный пулемет на крыше башни, два пулемета винтовочного калибра.
Скорость по шоссе 39 км/ч.

Танковый ленд-лиз. США

Русские танкисты на горнолыжных курортах Австрии


Это был неплохой во всем танк. Взвешенная, обмысленная до мелочей конструкция, высококачественная сборка, хорошее вооружение, уникальное оборудование и механизмы танка. Список положительных свойств «Шермана» может занять целую главу: четкий и надежный гидропривод наведения башни (100% преимущество в хоть какой дуэльной ситуации), стабилизированное в вертикальной плоскости орудие, малая шумность (в отличие от Т-34, чей лязг и грохот был слышен ночкой за много км, «Шерман» был безупречен там, где требовалась скрытность), многокалиберный пулемет (единственный средний танк 2-ой мировой, имевший такое орудие), экономный мотоблок для подогрева и зарядки аккумов (на российских танках приходилось гонять основной дизель, расходуя ценный моторесурс и потребляя ведра соляра – мысль вспомогательной силовой установки оказалась так симпатичной, что этим агрегатом обустроены большая часть современных танков), просторное и эргономичное боевое отделение, надежная коробка. Все «Шерманы», поставлявшиеся в СССР оснащались дизельными моторами (наверняка, это станет принципиальным аргументом для врагов «пожароопасных» бензиновых агрегатов).

Будем же до конца беспристрастными! Недочетами танка «Шерман», сначала, именуют слабенькое бронирование – ситуация ухудшилась к концу войны, 38-51 мм было уже очевидно недостаточно в критериях предельного насыщения германских войск противотанковыми средствами. «Шерман» на 23 см выше Т-34 (и фактически равен по высоте Т-34-85). У него большее давление на грунт, наименьшая удельная мощность (хотя это компенсировалось более действенной коробкой), малый припас хода у бензиновых модификаций.

У «Шермана» фактически нет той катастрофической и славной истории, которую заполучили Т-34 в схватках на Восточном фронте. Но, судьба неких американских танков оказалась более примечательна – после горячих боев на просторах Синайской пустыни, 150 уцелевших
«Супер Шерманов» (модификация со 105 мм пушкой) были приобретены в 90-х годах для Сухопутных войск Чили. «Супер Шерманы» быстро бороздили горные склоны Анд, пока не были изменены на современные ОБТ «Леопард-2» сначала нового тысячелетия.

Танковый ленд-лиз. США

Танковый ленд-лиз. США

"Супер Шерман" чилийской армии, 1990-е годы

За годы войны было выпущено 49 234 «Шермана», что ставит его на 2-ое место по массовости после Т-34. Справедливо отметить, что количество «Шерманов» никак не отразилось на их качестве: соответствующие для Т-34 «особенности», в виде необработанных частей интерьера боевого отделения либо препядствия с переключением передач, «Шерману» были не характерны. Качество этих танков вошло в легенды.

Танковый ленд-лиз. США

Русские бойцы на легком БТР М3А1 "Скаут"

Танковый ленд-лиз. США

Танковый ленд-лиз. США

ЗСУ М17. Счетверённая установка 12.7мм "Браунингов" с электроприводом обеспечивала довольно высшую плотность и точность огня по низколетящим целям

Факты и числа взяты из книжки М. Барятинского «Танки ленд-лиза в бою»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,180 сек. | 11.97 МБ