Танковый ленд-лиз. Англия

Танковый ленд-лиз. Великобритания

Немцы осматривают подбитый английский танк "Матильда"

«Немцы пройдут по Рф подобно жаркому ножику через сливочное масло», «Россия будет повержена в течении 10 недель» — тревожные доклады профессионалов из Форин-офиса все посильнее волновали Черчилля. Ход боевых действий на Восточном фронте не давал повода усомниться в этих мерзких прогнозах – Красноватая Армия окружена и разбита, 28 июня пал Минск. Очень скоро Англия вновь остается один на один перед лицом еще больше усилившегося Рейха, получившего ресурсы и промышленные базы СССР. В свете схожих событий Англия и США согласились только на продажу орудия и военных материалов Русскому Союзу.

16 августа 1941 года, когда русские бойцы вели изнурительные бои на подступах к Киеву, Смоленску и Ленинграду, в Лондоне английские политики принципиально подписывали соглашение о предоставление СССР нового кредита сроком на 5 лет (10 млн. фунтов, под 3% годичных). В это время, в Вашингтоне русскому послу вручили нотку об экономическом содействии, в какой содержалось предложение о размещении на прибыльных критериях русских оборонных заказов на американских предприятиях. Правила Огромного бизнеса ординарны: Cash&Carry – «плати и забирай».

Спустя неделю ситуация приняла новый, внезапный для английских и американских политиков, оборот. На Восточном фронте совершилось волшебство – Красноватая Армия перебежала от неорганизованного хаотичного отступления к отступлению с боями, Вермахт намертво увяз в томных схватках под Смоленском, германская армия понесла большие утраты – все планы Блицкрига были сорваны.

«Русские сумеют пережить зиму. Это имеет большущее значение: Великобритания получит долгосрочную передышку. Даже если Германия вдруг одержит победу, она будет так ослаблена, что уже не сумеет организовать вторжение на Английские острова». Новый доклад изменил позицию Английского правительства – сейчас следовало сделать все, чтоб Русский Альянс выдержал как можно подольше.

Обычная и беспощадная логика

За прошедшие полста лет «ленд-лиз» оброс обилием легенд и легенд – что это была за программка, какие были ее условия и значение для СССР в период войны, эти вопросы служат причинами горячих споров меж убежденными сторонниками антизападной политики «платили золотом за негожий хлам» и преданных любителей демократических ценностей «Америка великодушно протянула руку помощи». По сути все еще увлекательнее.

Билль о ленд-лизе — всего только южноамериканский закон, принятый 11 марта 1941 года. Смысл документа прост до бесчинства: решено предоставить очень вероятную материально-техническую помощь всем, кто борется с фашизмом – в неприятном случае, существовал риск капитуляции Англии и СССР (по последней мере, так казалось заморским стратегам), и Америка остается один на один с Третьим Рейхом. Перед янки появился выбор:
а) идти под пули;
б) вставать к станку.
Очевидно, с подавляющим перевесом одолели сторонники пт «бэ», тем паче условия на американских заводах были полностью даже ничего, по сопоставлению с Танкоградом либо эвакуированными за Урал производствами.

Танковый ленд-лиз. Великобритания

Сборка "Матильд"


Поставки из-за океана рассчитывались по последующей схеме:

— то, что погибло в бою, оплате не подлежит. Как говорится, что свалилось — то пропало;

— после войны, уцелевшая в боях техника должна была быть возвращена либо, в неприятном случае, выкуплена. На самом деле поступали еще проще: под присмотром американской комиссии техника уничтожалась на месте, к примеру, «Аэрокобры» и «Тандерболты» свирепо давили танками. Естественно, при виде такового вандализма русские спецы не могли сдержать слезу – поэтому экстренно, с учетом российской находчивости, подделывались документы, техника заочно «уничтожалась в боях», а «что свалилось, то пропало». Почти все смогли спасти.

Необходимо верно осознавать, что ленд-лиз – НЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ. Это элемент отлично обмысленной оборонительной стратегии, сначала
, в интересах США. Подписывая протоколы ленд-лиза, америкосы меньше всего задумывались о российских бойцах, умиравших кое-где под Сталинградом.

Русский Альянс никогда не платил за ленд-лиз золотом, мы платили за поставки кровью собственных боец. В этом и был смысл американской программки: русские бойцы идут под пули, южноамериканские рабочие идут на фабрики (по другому скоро под пули придется идти южноамериканским рабочим). Все дискуссии о «погашении миллиардного долга, который СССР не желает возвращать вот уже 70 лет» — несведущая трепотня. Дискуссируется только оплата уцелевшего имущества, официально оставшегося после войны в народном хозяйстве Русского Союза (электрических станций, ж/д транспорта, узлов междугородной телефонной связи). Это считанные проценты. На больше америкосы не претендуют – они лучше нас знают стоимость ленд-лизу.

Танковый ленд-лиз. Великобритания

Погрузка "Матильд" в порту


Осенью 1941 года, Англия, сама получавшая помощь из-за океана, решила применить эту схему по отношению к СССР. Российские ведут войну – мы делаем все, чтоб они выдержали как можно подольше, по другому вести войну придется англичанам. Обычная и беспощадная логика выживания.

Что касается грустно известного крейсера «Эдинбург», на борту которого находилось 5,5 тонн русского золота – это была оплата поставок, совершенных еще до того, как на СССР распространился закон о ленд-лизе (22 июня 1941 г. – октябрь 1941 г.)

1-ые пожелания Русского Союза, касающиеся объемов и состава забугорных поставок были очень житейскими: Орудие! Дайте нам больше орудия! Самолетов и танков!
Пожелания было учтено – 11 октября 1941 г. в Архангельск прибыли 1-ые 20 английских танков «Матильда». Всего же до конца 1941 года в СССР из Англии было доставлено 466 танков и 330 бронетранспортеров.

Следует выделить, что английская бронетехника – это очевидно не то, что могло поменять положение на Восточном фронте. Для более трезвой оценки ленд-лиза следует глядеть на другие вещи, к примеру, поставки грузовиков и джипов (авто ленд-лиз) либо поставки продовольствия (4,5 млн. тонн).

Значение «Матильд» и «Валентайнов» было невелико, но, все же, «иномарки» интенсивно использовались в РККА, и, бывало, оставались единственными машинами на стратегически принципиальных направлениях. К примеру, в 1942 году в сложное положение попали войска Северо-Кавказского фронта – оказавшись отрезанными от главных промышленных баз Урала и Сибири, они были на 70% укомплектованы забугорной бронетехникой, приходившей по «Иранскому коридору».

Танковый ленд-лиз. Великобритания

Наилучший английский средний танк "Кромвель". Аналог Т-34. В СССР массово не поставлялся

Всего в годы Величавой российскей войны, в Русский Альянс прибыло 7162 единицы английской бронетехники: легкие и томные танки, бронетранспортеры, мостоукладчики. Еще около 800 машин, согласно забугорным данным, было потеряно в пути.
Перечень прибывших машин, пополнивших ряды Красноватой Армии отлично известен:

— 3332 танка «Валлентайн» Mk.III,

— 918 танков «Матильда» Mk.II,

— 301 танк «Черчилль»,

— 2560 бронетранспортеров «Универсал»,

— танки «Кромвель», «Тетрарх», также спец машины в количествах, недостойных упоминания.

Следует учитывать, что понятие «Великобритания» предполагает собой все страны Английского содружества, поэтому, 1388 танков «Валентайн» по факту были собраны в Канаде.

Также, в 1944 году из Канады было поставлено 1590 ремонтных мастерских для оснащения подвижных танкоремонтных заводов и бронетанковых подразделений, включавших в себя: механические мастерские A3 и D3, электромеханическую мастерскую (на шасси грузовика GMC 353), подвижную зарядную станцию OFP-3 и электросварочную мастерскую KL-3 (на канадских шасси Форд F60L и Форд F15A соответственно).

В техническом плане, английские танки совершенством не отличались. Почти во всем этому содействовала дивная систематизация боевых машин и их разделение на «пехотные» и «крейсерские» танки.

К «пехотным танкам» относились машины конкретной поддержки: неспеш
ные, отлично защищенные монстры для преодоления оборонительных рубежей, ликвидирования укреплений и огневых точек противника.
«Крейсерские танки», напротив, представляли собой легкие и резвые танки с малой защитой и орудием малого калибра, созданные для глубочайших прорывов и быстрых рейдов по тылам противника.

Танковый ленд-лиз. Великобритания

Подбитый "Валентайн" в районе р. Истры


В принципе, мысль «пехотного танка» смотрится довольно презентабельно – согласно схожей концепции создавались русские КВ и ИС-2 – высокозащищенные танки для штурмовых операций. Там где не требуется высочайшая подвижность, а ценность отдается тяжеленной броне и могучим орудиям.

Как досадно бы это не звучало, в случае с английской бронетехникой, здравая мысль была безвыходно погублена качеством выполнения: «Матильды» и «Черчилли» оказались гипертрофированы в сторону увеличения защищенности. Английским конструкторам не удалось скооперировать в одной конструкции противоречивые требования брони, подвижности и огневой мощи — в итоге, «Матильда», не уступавшая по бронированию КВ, оказалась максимально тихоходной и, вприбавок, была вооружена только 40 мм орудием.

Что касается английских «крейсерских танков», как и их аналогов — русских танков серии БТ, то их применение по предназначению, в критериях войны с приготовленным противником, оказалось неосуществимым: очень слабенькая броня нивелировала все другие достоинства. «Крейсерские танки» были обязаны находить на поле боя естественные убежища и действовать из засад – только в данном случае мог быть обеспечен фуррор.

Много морок доставляла эксплуатация забугорной техники – танки поступали по английским нормам комплектации, с маркировками и инструкциями на британском языке. Техника была недостаточно адаптирована к российским условиям, были трудности с ее освоением и обслуживанием.

И все-же, прикреплять к английским танкам ярлычек «бесполезный хлам» было бы, само мало, неправильно – русские танкисты одержали на этих машинах много восхитительных побед. Английская бронетехника, невзирая на звучащие иногда абсурдные сопоставления с «Тиграми» и «Пантерами, полностью соответствовали собственному классу – легким и средним танкам. За невзрачной наружностью и небогатыми «бумажными» ТТХ, прятались боеспособные машины, сочетавшие внутри себя много положительных сторон: массивное бронирование, обмысленная (за редчайшим исключением) эргономичность и просторное боевое отделение, высококачественное изготовка деталей и устройств, синхронизированная коробка, гидропривод поворота башни. В особенности русским спецам приглянулся перископический устройство наблюдения Mk-IV, который был скопирован и, под обозначением МК-4, стал устанавливаться на всех русских танках, начиная со 2-ой половины 1943 г.

Часто, английская бронетехника применялась без учета ее конструктивных особенностей и ограничений (все-же, эти машины проектировались очевидно не для советско-германского фронта). Но, на Юге Рф, там, где климатические и природные условия соответствовали тем, для которых была сделаны английские танки, «Валлентайны» и «Матильды» показали себя с лучшей стороны.

Царица поля боя

Пехотный танк «Матильда» Mk II.
Боевая масса 27 тонн. Экипаж 4 чел.
Бронирование: лоб корпуса 70…78 мм, борт 40…55 мм + 25 мм надгусеничные экраны.
Вооружение: 40 мм противотанковая пушка, пулемет «Виккерс».
Скорость по шоссе 25 км/ч, по пресеченной местности 10-15 км/ч.

Зимой 1941 года английская «Матильда» могла настолько безнаказанно ездить по полям схваток советско-германского фронта, как если б она выкатилась на Бородинское поле в 1812 году. 37 мм противотанковые «колотушки» Вермахта были бессильны приостановить этого монстра. Противники «пожароопасных» карбюраторных моторов могут радоваться – на «Матильде» стоял дизель, при этом не один, а целых два! Каждый мощностью 80 л.с. – просто представить, как высока была подвижность у этой машины.
Часть машин прибыла в СССР в комплектации «Close Support» — машины огневой поддержки пехоты с 76 мм гаубицами.

Фактически, на этом достоинства английского танка завершаются и начинаются его недочеты. К 40мм пушке не было осколочных снарядов. Экипаж из 4 человек был функционально перегружен. «Летние» гусе

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,239 сек. | 11.95 МБ