Lockheed U-2 vs С-75 «Двина»

Lockheed U-2 vs С-75 «Двина» Lockheed U-2 vs С-75 «Двина»
Более полвека вспять Центральное Разведывательное Управление США (ЦРУ) начало посылать в воздушное место СССР высотные стратегические самолеты-разведчики U-2, которые был обустроены специально предназначенной для их нужд фотосъемочной аппаратурой. Данные полеты длилось фактически 4 года и, в конце концов, стали предпосылкой появления сурового интернационального кризиса, который, на самом деле, и привел к их прекращению. Почти во всем конкретно полеты над территорией СССР американских самолетов-шпионов дали большой импульс развитию российских систем ПВО, которые и до настоящего времени остаются наилучшими в мире. Тогда на рубеже 50-60 годов прошедшего века, основным противником для высотных американских самолетов-разведчиков стал ЗРК С-75 «Двина», закрывший для их русское небо. 

U-2 история полетов

В первый раз южноамериканские самолеты приступили к фотографическому и электрическому мониторингу русской местности еще в конце 1946 года. Начало этих полетов по времени совпало с началом Прохладной войны и естественно было неслучайным. Сначало такие самолеты подымалиь в воздух только с Аляски и летали вдоль русских сухопутных и морских рубежей. При всем этом по мере усиления конфронтации меж 2-мя странами, Министерство обороны США все посильнее настаивало на необходимости глубочайшей воздушной разведки местности СССР и его союзников. С течением времени такие полеты вправду начались, но они приводили к огромным потерям. Очень огромное количество разведывательных самолетов было сбито в русском воздушном пространстве, наименьшая часть над территорией КНР и другими государствами русского блока. Общая численность команд потерянных самолетов составила 252 человека, при всем этом судьба 138 летчиков так и осталась неведомой. 
Принимая это во внимание, в ЦРУ решили подписать с компанией Lockheed соглашение о постройке стратосферного лазутчика. Так 22 марта 1955 года с компанией был заключен формальный договор. Согласно этому документу, компания Lockheed должна была выстроить 20 самолетов общей ценой 22 млн. баксов. В эту суммы не были включены расходы на создание реактивных движков, которые должны были приобрести ВВС, также фотооборудования, которое ЦРУ планировало заказывать раздельно. Сроки договора были довольно жесткими, 1-ый самолет Lockheed должна была поставить уже через 4 месяца, не позднее конца июля. 

Реализация данного заказа стала истинной технической эпопеей, многие из деталей которой так и остаются засекреченными. Например, горючее тех лет для реактивных самолетов на высоте в 20 000 метров начинало закипать и испаряться. Потому компания Shell в критическом порядке сделала авиационный керосин, имеющий стабилизирующие добавки. Модификация движков J57 компании Pratt & Whitney также стала нелегким делом, ну и других заморочек было предостаточно. Но 1-ый самолет все таки был построен уже к 15 июля. Его, как и все следующие самолеты, строили в калифорнийском городке Бербанке.

Летные тесты новинки проходили в очень резвом темпе и в глубочайшем секрете. Самолет взмывал и садился на дно высохшего озера в штате Невада, расположенном к северу от Лас-Вегаса. Вблизи от этого места размещался ядерный полигон, потому вся зона вокруг была закрытой. 29 июля 1955 года самолет-разведчик, которым управляла летчик-испытатель Тони Левиер, в первый раз покатился по летному полю. В сентябре такого же года он смог забраться на высоту в 19 500 метров. А в конце 1956 года смог подняться более чем на 22 километра. 1 мая такого же года U-2 в разобранном виде был переправлен на английскую авиабазу Лэйкенхит, где самолет был вновь собран и подготовлен к выполнению полетов. 

Англия довольно густонаселенная страна, потому было разумеется, что на необыкновенный самолет довольно стремительно направят внимание. По этой причине еще до начала первых полетов U-2 над странами Варшавского блока, южноамериканские спецслужбы провели масштабную маскировочную операцию. 7 мая директора НАСАNASA Хью Драйден сделал заявление о том, что Lockheed начал создание сверхвысотного самолета, который будет применяться для исследования озонового слоя, галлактических лучей и стратосферных воздушных потоков. Позже широкой публике сказали о том, что новые самолеты были включены в состав базирующейся в Англии 1-й эскадрильи метеонаблюдений. Также сообщалось о том, что такие самолеты будут летать и в «другие районы земного шара». Об СССР, естественно, не говорилось ни слова. 

В 1956 году русские части ВВС и ПВО еще не располагали ни истребителями, которые могли быть способны забраться на высоту в 20 000 метров, на которой и летали U-2, ни систем ПВО, которые бы могли их там достать. 1-ые же миссии подтвердили неуязвимость самолетов. Была даже подтверждена способность самолета без помех летать в столичном небе. В 1956 году южноамериканские самолеты-шпионы выполнили ряд полетов над СССР. А именно 2 полета прошли 9 июля, очередной состоялся 10 июля. В тот же денек СССР официально направил США нотку протеста и президент Эйзенхауэр распорядился закончить на время все рейды U-2 над русской территорией. Они были возобновлены только в июне 1957 года, при этом в сей раз полеты проводились не в западной части СССР, а на Далеком Востоке. 

В сумме самолеты-разведчики U-2 проникали в воздушное место СССР 24 раза. Последний таковой рейд под заглавием Миссия 4154, состоялся 1 мая 1960 года. Данный полет был санкционирован лично президентом Эйзенхауэром, который сразу с этим дал распоряжение после 1 мая не летать над территорией СССР. В конечном итоге неуязвимый ранее самолет U-2 был сбит русской зенитной ракетой в районе Свердловска, а его пилот Пауэрс благополучно погрузился вниз на парашюте и был пленен, о чем Хрущев официально объявил 7 мая. 

В конечном итоге советско-американские дела в очередной раз перетерпели кризис, который стал предпосылкой отмены интернациональной встречи с ролью управляющих СССР, США, Англии и Франции, которая должна была состояться в Париже 16 мая. Пилот сбитого U-2 оставался в СССР в заключении до 19 февраля 1962 года, когда его поменяли на русского лазутчика Вильяма Фишер, который был известен под именованием Рудольфа Абеля.

Всего за 4 года выполнения полетов над территорией СССР самолеты-разведчики U-2 сфотографировали 3 млн. 370 тыс. кв. метров русской местности либо приблизительно 15% обшей площади страны. Всего было отснято 392 тыс. метров пленки, которая до сего времени хранится в архивах ЦРУ. Ценность данного самолета подтверждается хотя бы тем, что в 1962 году конкретно они подтвердили подготовку стартовых позиций для русских баллистических ракет на Кубе. В текущее время современные модификации самолета «U-2S» и «TU-2S» продолжают находиться на вооружении американских ВВС. Подразумевается, что они будут выведены из эксплуатации только к 2023 году. Также длится проектирование последнего поколения радара Astor, 
который употребляется на данных самолетах-разведчиках. 

ЗРК С-75 «Двина»

ЗРК С-75 «Двина» (по кодификации НАТО – SA-2 Guideline) – русский подвижный зенитный ракетный комплекс. Основным разработчиком ЗРК являлось НПО Алмаз (генеральный конструктор А. А. Расплетин), а разработчиком ракеты – МКБ «Факел» (генеральный конструктор П. Д. Грушин). Комплекс был принят на вооружение в 1957 году. ЗРК С-75 мог уничтожать цели на дальности до 43 км, в спектре высот от 0,5 до 30 км, обладавших скоростями до 2 300 км/ч. Начиная с момента принятия на вооружение, данный комплекс повсевременно совершенствовался. Последние его модификации способны уничтожать цели, парящие со скоростью до 3 700 км/ч. 

ЗРК С-75 в ряду российских средств ПВО занимает особенное место, конкретно этот комплекс стал первым перевозимым. Он первым в мире принял роль в реальных боевых действиях и открыл счет сбитым самолетам противника. Конкретно с комплекса С-75 начались поставки российских средств ПВО за предел. ЗРК-75 стал более используемы комплексом за историю войск ПВО в мире. Данный комплекс в разных модификациях состоял на вооружении более чем 40 государств. За всегда его выпуска было экспортировано порядка 800 дивизионов данного комплекса. Также С-75 выполнялся в КНР по лицензии, где именовался Хунци-1 (HQ-1) и Хунци-2 (HQ-2).

Почти во всем начальный фуррор комплекса связан с его главным орудием – зенитной ракетой, которая была спроектирована в КБ Грушина. Выбор главных технических решений по ЗУР, получившей обозначение 1Д, почти во всем был определен видом радиоэлектронной части ЗРК С-75. Например, внедрение узконаправленной антенны передачи команд на ракету, агрессивно связанной с блоком ориентируемых на воздушную цель главных антенн станции наведения, предназначило внедрение наклонного старта ракеты с разворачиваемых в сторону цели ПУ.

Для воплощения такового старта ракета должна была владеть очень неплохой исходной тяговооруженностью, которую ей мог обеспечить только твердотопливный ракетный движок (РДТТ). Напротив, при относительно продолжительном следующем полете до цели требования к значениям тяги были на порядок меньше. К тому же тут требовалась высочайшая экономичность мотора. В те годы этим условиям отвечал только жидкостный ракетный движок (ЖРД). Так было принято решение об использовании двухступенчатой схемы ракеты, которая была вооружена РДТТ, работающим на старте, и ЖРД, который работал на маршевом участке. Данная схема позволяла обеспечить ракете высшую среднюю скорость, а означает и возможность вовремя поразить воздушную цель. 

Для того чтоб обусловиться с аэродинамической схемой ракеты, конструкторы сделали уникальные способы расчетов. Они учли требования действенной работы системы стабилизации, нужной маневренности ракеты (допускалось применение радиокомандной системы наведения на цель) и контура управления, также получения малого аэродинамического сопротивления. В итоге этого в первый раз в СССР для ЗУР была применена обычная аэродинамическая схема. Сразу с этим в фронтальной части зенитной ракеты установили дестабилизаторы, которые повышали ее маневренность, также позволяли регулировать припас ее статической стойкости во время процесса доводки. 

Применение обычной схемы позволило на практике воплотить более высочайшие аэродинамические свойства в сопоставлении со схемой «утка». Для таковой схемы даже не было необходимости использовать элероны – управление ЗУР по наклону производилось при помощи дифференциального отличия рулей. В свою очередь, достаточная статическая устойчивость и высочайшая тяговооруженность зенитной ракеты на стартовом участке обеспечили задержку управления по рысканию и тангажу прямо до отделения ускорителя. В то же время для предотвращения неприемлемого ухода осей бортовых устройств на стартовом участке была обеспечена стабилизация ракеты по наклону. Для этого расположенная в одной из плоскостей пара консолей стабилизаторов имела элероны. 

ЗРК состоял из РЛС наведения, двухступенчатой зенитной ракеты, также 6 пусковых установок, средств электропитания и транспортно-заряжающих машин. Конкретно из ЗРК С-75 был сбит самолет-разведчик U-2. 1 мая 1960 года америкосы решили пропархать над Красноватой площадью во время первомайского парад. Самолет под управлением Пауэрса шел со стороны Средней Азии. При всем этом за самолетом неотрывно следила радиолокационная система ПВО СССР, о маршруте его полета докладывали лично Н. С. Хрущеву прямо на трибуну мавзолея. Под Свердловском самолет вошел в зону деяния ЗРК и был сбит. На его перехват были поднята пара истребителей МиГ-17. По несчастному стечению событий один из этих самолетов также был сбит ракетой комплекса С-75, при всем этом летчик умер. 

Комплекс С-75 сыграл очень важную роль в становлении и развитии всех управляемых ракетных средств ПВО СССР. Он стал единственным в мире комплексом ЗРК, который удачно делал функцию обеспечения противовоздушной обороны во время ведения крупномасштабных боевых действий (Вьетнам, Египет). В текущее время, как и самолет U-2, он длится оставаться на вооружении ряда стран. 


источник topwar.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,148 сек. | 12.54 МБ