Сербия и ОАЭ планируют совместную разработку легкого истребителя Beli Orao

Сербия и ОАЭ планируют совместную разработку легкого истребителя Beli Orao

Сербия и ОАЭ планируют совместную разработку легкого истребителя Beli Orao. Об этом стало понятно 18 октября 2012 года в Абу-Даби, когда министром обороны и первым заместителем премьер-министра Сербии Александром Вучичем и президентом ОАЭ шейхом Мухаммедом бен Заид Аль-Нахьян был подписан меморандум о взаимопонимании относительно роли Объединенных Арабских Эмиратов в разработке в Сербии 3-х типов самолетов, также противотанкового ракетного комплекса ALAS (дальнобойный комплекс с волоконно-оптическим наведением).

Сербское сетевое издание Bliz докладывает, что, согласно меморандуму, ОАЭ будут финансировать НИОКР в Сербии (белградского Военно-технического института и завода Utva в Панчево) по трем проектам военных самолетов — турбовинтового учебно-тренировочного и штурмового самолета Kobaс ("Кобац" — о нем наш блог докладывал ), околозвукового учебно-тренировочного самолета завышенной подготовки в качестве предстоящего развития самолета Orao, также сверхзвукового многоцелевого самолета (на самом деле легкого истребителя) Beli Orao, являющегося на самом деле реинкарнацией югославской программки 1980-х годов Novi avion по созданию государственного тактического истребителя.

Данное сообщение вызвало глубочайший скептицизм у наблюдателей, так как смотрится очень непонятным, что сербская оборонная индустрия в текущее время, даже при денежных вливаниях ОАЭ, сумеет "потянуть" разработку таких сложных проектов, как освеженный учебный вариант самолета Orao либо тем паче легкий истребитель Beli Orao (хотя доводка на арабские средства самолета Kobaс и ракетного комплекса ALAS смотрится полностью реальной). Тем паче, что наикрупнейшее авиационное предприятие бывшей Югославии — завод SOKO в Мостаре (производивший те же самолеты Orao) — отошел к Боснии и Герцеговине.

Новый Самолет начал разрабатываться в Югославии в конце 70- годов двадцатого века и представлял собой реактивный сверхзвуковой многоцелевой самолет (планировался выпуск в версиях перехватчика, истребителя-бомбардировщика и лазутчика) 4-го поколения. 1-ый полет был задуман на 1992 год, а серийное создание должно было начаться посреди 90-х годов. Проект длительное время возникал в прессе и документах под разными наименованиями: Novi Avion, Nadzvucni Avion (Сверхзвуковой Самолет), Yu-supersonic, YU-avion, Yu-82, Supersonicni borbeni avion (сверхзвуковой боевой самолет), Yu-visenamenski borbeni avion (многоцелевой боевой самолет). Официально о программке его сотворения было заявлено в 1986 году в Брнике.

У начала этой программки, как и много в Югославии стоял Иосип Броз Тито, который в 1974 году, после полёта первого макета самолёта «Орао» заявил, что Югославии нужно иметь ещё и сверхзвуковой самолёт. В мае 1977 года Авиационно-Технический Институт (VTI) во главе с медиком Браниславом Йовановичем получил официальное задание на начало проектирования этой машины.

Согласно документам самолёт был должен быть построен по схеме «утка» с активным управлением, строиться с внедрением современных композитных материалов и владеть одним движком, обеспечивающим завышенную подъемную силу. Оборудован многоцелевым радаром и встроенной навигационной системой, кабина самолета снабжена цифровыми индикаторами и высочайшей автоматизацией. Вооружение самолета должно было состоять из двуствольной пушки калибра 30-мм с 300 снарядами, ракет воздух-воздух средней дальности и ракет воздух-земля с возможностью подвески бомб и контейнеров с оборудованием для разведки и радиоэлектронной борьбы массой до 5000 кг на 5 точках подвески.

Посреди 80-х годов одним из первых написал о югославской программке сверхзвукового самолета журнальчик «Aviation Week and Space Technology», назвав его одним из самых принципиальных проектов в мировой военной истории. Но появились трудности с силовой установкой (были варианты установки английских и французских движков), после последовали трудности денежные, в 1990 году была начата сборка первого макета. Но распад страны, война и санкции поставили крест на проекте. В 1991 году он был совсем свернут, а Авиационно-Технический Институт закрыт.

Расчётные ТТХ: экипаж — 1 человек, длина — 13,75 м, высота — 4,87 м, размах крыла — 8,5 м, вес пустого – 6247 кг, наибольший взлётный вес – 13500 кг, тяга мотора – 8500 кг, наибольшая скорость – 2000 км/ч, потолок – 17000 м, перегоночная дальность – 3765 км, радиус деяния – 465 км, вооружение: 1 пушка 30-мм (300 снарядов), различное вооружение на 11-ти точках подвески.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,114 сек. | 12.39 МБ