Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

С 1943 года неким армейским танковым подразделениям для решения особых задач придавались подразделения управляемых по радио машин типа В-IV (Sd.Kfz.301)

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

Дистанционно-управляемая по радио машина типа B-IV (в русских документах тех лет она именовалась «телетанкетка») представляла собой гусеничную машину малых габаритов, управляемую по радио из обыденного танка (Т-III, T-IV и др.) и несущую на борту сбрасываемый контейнер с зарядом взрывчатого вещества. Машина предназначалась для взрывных работ, также разведки местности и противника.

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

Согласно положений «Временного наставления по использованию радиотанкеток», командование Вермахта определяло последующий список задач, решаемых при помощи машин типа В-IV:
разведка обороны противника перед первым танковым эшелоном в полосе пришествия танковых соединений, методом вызова на себя огня противотанковых средств и выявления минных полей;
разведка местности с целью определения её проходимости (болота, крутые скаты, лощины, противотанковые рвы, непросматриваемые овраги и д.р.);
разрушение длительных оборонительных сооружений и сооружений полевого типа;
ликвидирование (подрыв) тяжёлых танков противника;
подрыв мостов и других сооружений при невозможности использовать для этого сапёров;
ликвидирование живой силы противника (в радиусе до 40 метров — убойное действие, до 80 метров — временный вывод из строя.)

В более поздних документах к перечню задач, решаемых машинами типа В-VI. добавились такие, как дегазация местности и ослепление противника методом постановки дымовых завес . При использовании машины для дегазации местности в контейнер заместо взрывчатого вещества помещалось дегазационное оборудование. Для задымления местности на танкетку устанавливались устройства для дымопуска.

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

Серийные модификации

Было три серийные модификации телетанкетки B-IV.
Sd.Kfz.301 Ausf.A

Главное отличие от других машин гусеничные траки с резиновыми подушками, которые на Sd.Kfz.301 Ausf.B-C были изменены другими траками (без подушек). Ведущее колесо имело заместо зубьев цилиндрические ролики и было устроено по тому же типу, что и ведущее колесо на «Ганомаге». На машине был установлен движок Borgward 6M мощностью 49 л.с. (по германским данным, русские тесты в Кубинке проявили другую мощность — 50 л. с., в предстоящем в статье будут фигурировать данные, приобретенные на НИБТПолигоне в Кубинке при испытаниях телетанкетки Sd.Kfz.301 Ausf.B, они малость разнятся с некими изданиями). Боевая масса составляла 3,45 тонн. Сделано 616 машин, а также12 прототипов.
Sd.Kfz.301 Ausf.B

Антенна была перенесена вперёд, также конфигурации задели ходовой части, ведущее колесо в связи с переходом на новые траки стало абсолютного другого вида (как на обыкновенном танке). Сделано 260 машин.
Sd.Kfz.301 Ausf.C

В машине был установлен более мощнейший движок Borgward 6B мощностью 78 л. с., по этому её скорость возросла до 40 км/ч, также было увеличено бронирование. Всё это привело к повышению массы машины до 4,85 тонн. Сама броня составляла 20 мм (оба борта, корма и лоб), а днище и крыша были забронированы 6-мм бронёй. Не считая того, место механика-водителя (он вёл машину на марше) было перенесено к левому борту. Было сделано 305 машин.

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

Для движения машины в процессе перемещений (на марше) было предвидено ручное управление, которое производил механик-водитель. Управление машиной по радио производилось одним оператором во время боя либо проведения разведки.

Радиоуправляемая танкетка В-IV была выполнена на специальной базе, имела сварной бронированный корпус. Корпус собирался из листового железа различной толщины (от 5 до 1 мм). Лобовые листы изготавливались из катанной гомогенной 8-мм брони, не считая того, на более поздних образчиках, для усиления броневой защиты, на бортах и корме машины навешивались дополнительные 8-мм бронированные экраны, также 8-мм броневые щитки над отделением управления (в официальных германских документах, датируемых августом 1943 г. упоминается, что корпус машины имеет только лобовую броню, судя по всему здесь имеется ввиду Sd.Kfz.301 Ausf.A, а не Ausf.B, которую изучили на НИБТПолигоне в Кубинке).

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

Массо-габаритные характеристики машины Sd.Kfz.301 Ausf.B Ausf.С масса 3,8 тонн 4,85 тонн длина 3700 мм 4100 мм ширина 1800 мм 1830 мм высота 1175 мм 1250 мм ширина колеи 1600 мм — длина опорной поверхности гусеницы 95 мм — клиренс 270 мм —

На В-IV устанавливался 2,25 литровый четырёхтактный шестицилиндровый карбюраторный движок мощностью 50 лошадиных сил. Движок установлен в кормовой части корпуса, слева. Пуск мотора осуществлялся стартёром мощностью 1 лошадиная сила либо же ручкой.

Система питания мотора имела объём 75 л. (два бака ёмкостью 45 и 35 л. соответственно). Машина эксплуатировалась на бензине с октановым числом 70–74.

Механизмы коробки состояли из гидротрансформатора и автоматической четырёхскоростной коробки (две передачи вперёд — две вспять).

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

Гусеничная цепь мелкозвенчатая, шириной 205 мм, состоит из 75–76 траков. Ведущие колёса — фронтальные, направляющие — задние. Подвеска торсионная с расположением торсионных валов на одной оси. Опорные катки двойные с резиновыми бандажами.

В-IV оснащалась коротковолновым радиоприемником EP-3, электрическим дешифратором и блоком реле системы взрыва. Средством радиосигнала мог осуществляться запуск и остановка мотора, движение (вперёд и вспять), изменение скорости, повороты и остановка машины, сброс и подрыв заряда. Напряжение бортовой сети составляло 12 Вольт.

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

Сброс контейнера со взрывчатым веществом (вес взрывчатки 500 кг) и его подрыв осуществлялся по радио путём замыкания цепи электровзрывателя. Для сброса контейнера с помощью электровзрывателя разрывались болты-стяжки крепления контейнера, который, в свою очередь, под своей тяжестью скатывался с фронтального наклонного листа. Предусматривалась система автоматического подрыва (самоуничтожения) телетанкетки совместно с контейнером при попадании её на мину (под воздействием взрывной волны замыкались два контакта и на взрыватель шел электронный сигнал от компа

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,296 сек. | 11.94 МБ