Тяжёлая самоходная установка СУ-14

Тяжёлая самоходная установка СУ-14

17 сентября 1931 г. Спецмаштресту было дано задание создать средства механизации артиллерии большой и особенной мощности. А именно, предлагалось до 1 мая 1932 г. представить Артуправлению проекты шасси "самоходного корпусного триплекса", состоящего из 107-мм пушки обр. 1910/30 гг., 152-мм гаубицы обр. 1909/30 гг. и 203-мм мортиры обр. 1930 г., также "триплекса Тяжеленной Артиллерии Особенного Предназначения (ТАОН)", вооруженного 152-мм (либо 130-мм) пушкой, 203-мм гаубицей обр. 1929/31 гг. и 305-мм мортирой.

Эскизные проекты подверглись рассмотрению в июле 1932 г. и в целом одобрены. Для "корпусного триплекса" решили использовать удлиненное шасси среднего танка Т-24, а для "триплекса ТАОН" — особое шасси, включающее узлы создававшегося в то время томного танка. Но изготовка "корпусного триплекса" было отложено на два года, а для "триплекса ТАОН" не нашлось вооружения, потому что ни 152-мм пушки большой мощности, ни 305-мм мортиры еще не было. На проработку был подан только гаубичный вариант "триплекса", вооруженного 203-мм орудием Б-4.

В 1933 г. на опытнейшем заводе Спецмаштреста под управлением П.И.Сячинтова началось проектирование и изготовка самоходной установки для "триплекса ТАОН" (скоро получившего индекс СУ-14) по схеме, предложенной Военной академией моторизации и механизации. 1-ое шасси было готово в мае 1934 г., но из-за поломок коробки, которую заимствовали от среднего танка Т-28, его доводка продлилась до конца июля 1934 г.
Корпус машины был сделан из листов катаной брони шириной 10 — 20 мм, которые соединялись меж собой с помощью сварки и заклепок. Механик-водитель размещался в забронированной кабине в фронтальной части корпуса у левого борта. Он вел наблюдение через смотровые лючки, закрываемые броневыми крышками со смотровыми щелями, расположенные в фронтальном и бортовых листах кабины. Посадка механика-водителя выполнялась через лючок в крыше кабины. Другие 6 членов экипажа располагались в кормовой части на 3-х съемных сидениях.

Тяжёлая самоходная установка СУ-14

В качестве основного орудия использовалась 203-мм гаубица обр.1931 г. (Б-4) с верхним станком, подъемным и поворотным механизмами без каких-то было переделок. Для прицельной стрельбы использовалась панорама Герца. В качестве вспомогательного орудия применялись три 7,62-мм пулемета ДТ, которые могли устанавливаться в 6 бугельных установках (по три на борт). Не считая того, для 1-го пулемета ДТ была предусмотрена зенитная турель, расположенная справа в фронтальной части палубы самохода. Возимый боекомплект установки составлял 8 выстрелов раздельного заряжания и 2268 патронов (36 дисков) к пулеметам ДТ.

Для облегчения процесса заряжания гаубицы с грунта и подачи снарядов в кокорах (особых люльках) машина оборудовалась 2-мя кранами (лебедками) грузоподъемностью 200 кгс. Стрельба выполнялась только с места, при всем этом машина закреплялась на грунте при помощи 2-ух сошников, имевших ручной и электронный привод гидроцилиндров. Углы наведения гаубицы по вертикали составляли от +10° до + 60° и по горизонтали — в секторе 8° без поворота машины. Предельная дальность стрельбы достигала 18000 м. Скорострельность составляла 1 выстрел за 5,7 мин. Время перевода орудия из походного положения в боевое — 6,5-10 мин.

Тяжёлая самоходная установка СУ-14

На установке употреблялся четырехтактный двенадцатицилиндровый У-образный карбюраторный движок М-17 мощностью 500 л.с. (368 кВт) с 2-мя карбюраторами "Зенит" (КД-1). Запуск мотора выполнялся при помощи стартера "Сцинтилла" мощностью 6 л.с. (4,4 кВт) и напряжением 24 В. В системе зажигания использовались два магнето "Сцинтилла 12Д" и пусковое магнето. Емкость топливных баков составляла 861 л. Припас хода установки по шоссе достигал 100-120 км. < br>
Коробка включала в себя: многодисковый главный фрикцион сухого трения стали по феродо, пятиступную коробку (заимствованную у среднего танка Т-28), два многодисковых бортовых фрикциона сухого трения (24 диска) с плавающими ленточными тормозами, два бортовых редуктора уникальной конструкции и редуктор отбора мощности на вентилятор. Забор охлаждающего воздуха осуществлялся осевым вентилятором через заборное окно в верхнем лобовом листе корпуса и выбрасывался через боковые лючки, закрытые решетками.

Свечная, пружинная подвеска машины, крепившаяся к бортам корпуса, имела механизм выключения для ее разгрузки при стрельбе. В ходовой части использовались (применительно к одному борту) восемь опорных катков среднего поперечника, 6 поддерживающих катков, направляющее колесо заднего расположения с винтообразным механизмом натяжения и ведущее колесо со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления с гусеницей. Узлы ходовой части были взяты у томного танка Т-35. Опорные, поддерживающие катки и направляющие колеса имели внешную амортизацию. При испытаниях машины были применены направляющие колеса с железным бандажом, которые зарекомендовали себя более надежными в работе, чем колеса с резиновым бандажом.

Тяжёлая самоходная установка СУ-14

Электрическое оборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи 6СТА-1Х емкостью 144 А•ч, соединенные поочередно, также динамо (генератор) "Сцинтилла" мощностью 1 кВт и напряжением 24 В.

После заводской обкатки СУ-14 отправилась на Научно-испытательный артиллерийский полигон (НИАП) для проведения стрельб. Но во время доставки шасси было испорчено: треснуло несколько траков, появились шумы в коробке, перегревался движок, и потому испытательный пробег на 250 км отменили. Стрельбы же прошли достаточно гладко, хотя при выстрелах машина очень раскачивалась и находиться на ее палубе (рабочая площадка САУ называлась конкретно так) было может быть, только прочно держась за поручни. Чрезвычайно низкой оказалась скорострельность, потому что томные снаряды приходилось подымать на палубу с помощью неловких кранов-лебедок; ненадежной была и конструкция сдвижного пола-люка, который в процессе испытаний сломался.

После исправления поломок САУ вновь прибыла на полигон. Сейчас она имела усиленные гусеничные траки и усовершенствованную систему остывания. Ствол орудия малой мощности был заменен на ствол большой мощности с лейнером. Сейчас тесты начались с обкатки. Но на 30 четвертом километре сломалась коробка перемены передач. Во время испытаний выстрелы производили не только лишь вдоль направления движения под огромным углом возвышения, да и горизонтально, при последних углах наведения, даже при поднятых лемехах.

Тяжёлая самоходная установка СУ-14

По результатам испытаний был составлен длиннющий список нужных доработок СУ-14, который перечеркивал возможность принятия ее на вооружение в начальном виде, и 31 января 1935 г. Опытнейший завод Спецмаштреста получил задание на серьезную модернизацию СУ-14. Но модернизация, проведенная в феврале-марте, была половинчатой, потому что задела только ходовой части и моторо-трансмиссионной группы (в доработанном варианте СУ-14 были использованы КПП и главный фрикцион от танка Т-35), практически не затронув ее боевой части.

С 5 апреля по 24 августа 1935 г. во время промышленных испытаний модернизированный эталон СУ-14 преодолел более 500 км в разных критериях, продемонстрировав хорошие ходовые свойства. Но вновь отмечались бессчетные недочеты. А именно, выяснилось, что через шаровые амбразуры, созданные для пулеметов ДТ, вести огнь нереально, так же как нереально стремительно пользоваться возимым боекомплектом (8 выстрелов), который находился под съемными крышками палубы, блокированными в походном положении телом орудия.


Тяжёлая самоходная установка СУ-14

Используя опыт, приобретенный при работе над СУ-14, конструкторский отдел Опытнейшего завода разработал чертежи для постройки эталонного эталона самоходной установки СУ-14-1, который был сделан сначала 1936 г. Он имел усовершенствованную конструкцию КПП, головного фрикциона, тормозов и бортовых передач (ряд агрегатов заимствовались от танка Т-35); в стороны от кабины водителя были вынесены выхлопные трубы, улучшены опорные лемехы.

Основное орудие машины осталось постоянным — 203-мм гаубица Б-4 обр. 1931 г. Боекомплект к пушке остался без конфигураций. Возимый боекомплект 8 выстрелов, как и на самоходной установке СУ-14, числился запасным, достаточным только для резвого начала открытия огня до прибытия специального транспортера-зарядного ящика с боекомплектом 50-60 выстрелов. В качестве транспортера планировалось использовать быстроходный гусеничный трактор-тягач "Коминтерн" производства ХТЗ. В случае необходимости два таких трактора могли отбуксировать и самоходную установку. Боекомплект к пулеметам ДТ был уменьшен до 2196 патронов.

Тяжёлая самоходная установка СУ-14

Броневая защита осталась постоянной по сопоставлению с броневой защитой самоходной установки СУ-14, кроме толщины фальшборта, величина которой была уменьшена с 10 до 6 мм. Броневые листы корпуса соединялись сваркой и заклепками.

Машина получила форсированный до 680 л.с. движок М-17Т, который позволял "триплексу" массой 48 т развивать скорость до 31,5 км/ч. В ходовой части применили более толстые листы коренной рессоры и отказались от механизма выключения подвески на время стрельбы. Этот эталон СУ-14-1 испытывался пробегом с апреля по сентябрь 1936 г. (пройдено около 800 км), а с 28 апреля по 29 ноября 1936 г. — неоднократной стрельбой на НИАПе.
В конце ноября 1936 г. для тесты пушечного варианта "триплекса" с Уралмашзавода и завода "Баррикады" были доставлены 152-мм длинноствольные орудия У-30 и БР-2. Перевооружение состоялось в конце 1936 г., а тесты машин, снаряженных пушками, состоялись в феврале 1937 г. и закончились удачно. Планом на 1937 г. предусматривалось изготовка установочной серии из 5 машин СУ-14-Бр-2 (со 152-мм орудием Бр-2), а с 1938 г. предполагалось сделать их серийный выпуск. К лету 1939 г. предусматривалось создание 280-мм самоходной мортиры СУ-14-Бр-5, но о гаубичном варианте СУ-14-Б-4 не вспоминали, потому что создатель гаубицы Б-4 Магдесиев, начальник КБ завода "Большевик", сломался на допросах и сознался в собственной вредительской деятельности. Правда, скоро был арестован и управляющий работ по СУ-14 П.И. Сячинтов, и с этой увлекательной боевой машиной случилось то же, что и с орудием Б-4. Все работы по подготовке серийного производства САУ были остановлены, а два готовых эталона были переданы на хранение военному складу №37 в Москве.

Тяжёлая самоходная установка СУ-14

Вспомнили о их в декабре 1939 г. при штурме "полосы Маннергейма". Красноватая Армия, столкнувшись с массивными современными укреплениями, остро ощутила потребность в бронированных артиллерийских установках больших калибров. Постановлением Комитета Обороны СССР от 17 января 1940 г. "О спецзаданиях для нужд Действующей армии" заводу №185 имени С.М. Кирова (бывшему Опытнейшему заводу Спецмаштреста) поручалось "отремонтировать и экранировать броневыми листами две СУ-14". Предполагалось, что экранированные самоходки сумеют свободно подходить к финским дотам на 1,5 — 2 км и расстреливать их прямой наводкой.

В конце января 1940 г. машины прибыли из Москвы на завод, но работа затянулась — броневые листы с Ижорского завода начали поступать исключительно в конце февраля. Экранировка машин была завершена
только к 20 марта, когда боевые деяния уже закончились. Самоходки, получившие дополнительную броню шириной 30-50 мм, стали весить 64 т. 27 марта машины прошли обкатку на маршруте протяженностью в 26 км. Отмечалось, что "на 3-4 передаче скорость не превосходит 20-22 км/ч., при движении по целине движок работает напряженно, развороты происходят тяжело". Из-за сильной перегрузки на опытнейшем образчике СУ-14 резиновые бандажи опорных катков поменяли металлическими.

Тяжёлая самоходная установка СУ-14

В апреле 1940 года СУ-14 и СУ-14-Бр-2 проходили тесты на НИАПе, а в июле в составе группы танков капитана П.Ф.Лебедева — в Киевском Особенном военном окружении. В сентябре 1940 г. обе машины передали на хранение НИБТПолигону. Осенью 1941 г., во время обороны Москвы, обе СУ-14, совместно с очередной опытнейшей САУ Т-100-Y в составе "Отдельного томного дивизиона особенного предназначения" использовались в районе ст. Кубинка для стрельбы с закрытых позиций по наступавшим германским войскам.

До нынешнего денька в Кубинке сохранилась бронированная СУ-14-1, вооруженная 152-мм пушкой Бр-2, а СУ-14 в 60-е годы была пущена в металлолом…

Тяжёлая самоходная установка СУ-14

Статья изготовлена по материалам журнальчика «Бронеколлеция» № 2 от 2006 года

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 68 | 0,539 сек. | 12.72 МБ