10 лучших истребителей ХХ века по версии Military Channel

10 лучших истребителей ХХ века по версии Military Channel

10 наилучших истребителей ХХ века по версии Military Channel

10 наилучших истребителей ХХ века по версии Military Channel. Более принципиальным аспектом оценки является боевой опыт. Все выставленные истребители, не считая 10 места (но на другими словами весомая причина), участвовали в боевых действиях. Во-2-х, все без исключения машины владеют каким-то своим очевидным преимуществом, большая часть имеют выдающиеся ТТХ.

10 место – F-22 ”Raptor”


10 лучших истребителей ХХ века по версии Military Channel

Единственный в мире истребитель 5 поколения, построенный согласно концепции «первым увидел, первым выстрелил, первым поразил цель». Сверхзвуковая «стелс-машина», снаряженная по последнему слову техники, стала объектом горячих споров о ее стоимости, способностях и актуальности. Дословно со слов американской передачи: «Зачем растрачивать 66 млрд баксов на программку F-22, если глубочайшая модернизация F-15 и F-16 может дать сопоставимый эффект? Так как технологии должны развиваться, прогресс нельзя остановить…»
Отсутствие реального боевого опыта плохо сказывается на оценке «Рэптора». Самый современный истребитель занимает только 10-ое место.

9 место — Messerschmitt Me.262 «Schwalbe»

10 лучших истребителей ХХ века по версии Military Channel


1-ый в мире реактивный боевой самолет. 900 км/ч. Это был прорыв. Употреблялся в роли истребителя-перехватчика, блиц-бомбардировщика и лазутчика.
Комплекс бортового орудия включал в себя 4 30 мм пушки со 100 снарядами на ствол и 24 неуправляемые ракеты, что давало возможность изрешетить 4-х моторный бомбовоз с 1-го захода. 
Получив трофейные «Ласточки», союзники были впечатлены их техническим совершенством и технологичностью. Чего только стоила кристально незапятнанная радиосвязь.
До конца войны немцы успели выпустить 1900 «Ласточек» из которых только три сотки смогли подняться в небо. 

8 место – МиГ-25

10 лучших истребителей ХХ века по версии Military Channel


Русский сверхзвуковой высотный перехватчик, установивший 29 глобальных рекордов. В этом амплуа МиГ-25 не имел соперников, но его боевые способности остались невостребованы. Единственная победа была достигнута 17 января 1991г., когда иракский МиГ сбил палубный истребитель ВМС США F/A-18С Hornet. 
Еще продуктивнее оказалась его служба в роли лазутчика. За время боевой службы в зоне Арабо-Израильского конфликта, МиГ-25Р вскрыли всю систему укреплений полосы Бар-Лева. Полеты проходили на наибольшей скорости и высоте 17-23 км, что было единственным средством защиты невооруженного лазутчика. В таком режиме движки сжирали каждую минутку полтонны горючего, самолет становился легче и равномерно разгонялся до 2,8 М. Обшивка МиГа раскалялась до 300 °С., по словам летчиков, даже фонарь кабины грелся так, что к нему нереально было прикоснуться. В отличии от титанового SR-71 «Black Bird», термический барьер становился неувязкой для МиГ-25. Разрешенное время полета со скоростью более 2,5М было ограничено 8 минутками, что, вобщем, было довольно, чтоб пересечь местность Израиля.
Очередной восхитительной особенностью МиГ-25Р была его возможная способность «захватить» в полет 2 тонны бомб. Это в особенности щекотало нервишки израильским военным: несбиваемый лазутчик — еще терпимо, но несбиваемый бомбовоз это вправду жутко.

7 место — British Aerospace Sea Harrier

10 лучших истребителей ХХ века по версии Military Channel


1-ый самолет вертикального взлета и посадки (сухопутная версия Hawker Siddeley Harrier появилась в дальнем 1967 году). Пройдя вереницу модернизаций, до сего времени остается на вооружении Корпуса Морской Пехоты США под именованием McDonnell Douglas AV-8 Harrier II. Неловкий на вид самолет очень фотогеничен в полете — вид зависшей на одном месте боевой машины не оставлет никого флегмантичным.
Основным секретом английских конструкторов был метод сотворения подъемной тяги. В отличии от их русских коллег из КБ Яковлева, использовавших схему с 3 независящими реактивными движками, «Харриер» употребляет единый агрегат Rolls-Royce Pegasus с отклоняемым вектором тяги. Это позволило прирастить боевую нагрузку самолета до 5000 фунтов (около 2,3 тонн).
Во время Фолклендской войны «Харриеры» Царских ВМС действовали на расстоянии 12000 км от дома и достигнули хороших результатов: сбили 23 аргентинских самолета, без единой утраты в воздушных боях. Очень хорошо для дозвукового самолета. Всего в боевых действиях учавствовали 20 «Харриеров», из которых 6 были сбиты при атаке наземных целей.
По воззрению всех профессионалов, без поддержки палубной авиации, Царский флот не сумел бы отстоять Фолкленды.

6 место – Митсубиши A6M

10 лучших истребителей ХХ века по версии Military Channel


Знаменитый палубный Зеро-сэн. Самолет-загадка от инженеров Митсубиши, в каком смешивалось несочетаемое. Прекрасная маневренность, массивное вооружение и рекордная дальность полета – 2600 км (!) при оснащенной массе 2,5 тонны.
«Зеро» являлся воплощением самурайского духа, всей собственной конструкцией показывая презрение к погибели. Японский истребитель был вполне лишен брони и протектированных топливных баков, весь резерв полезной нагрузки был потрачен на горючее и боекомплект.
Целый год самолеты этого типа властвовали в небе над Тихим океаном, обеспечивая победоносное пришествие Правительского флота. Под конец 2-ой Мировой «Зеро» сыграл темную роль, став одним из главных средств пилотов-камикадзе.


5 место – F-16 «Fighting Falcon»

10 лучших истребителей ХХ века по версии Military Channel


Обзор F-16 написан в виде сопоставления с МиГ-29, надеюсь это поможет ответить читателям на многие вопросы.

Правило истребительной авиации говорит: кто первым увидит собственного противника, тот имеет преимущество. Потому оптический обзор в воздушном бою имеет огромное значение. Тут «американец» имеет преимущество. Лобовая проекция F-16 практически соответствует МиГ-21, о котором южноамериканские пилоты гласили, что на дистанции 3 километра практически нереально зрительно увидеть. Обзор из кабины F-16 тоже лучше, благодаря беспереплетному фонарю. Для МиГ-29 нерентабельным будет то событие, что движок РД-33 на неких режимах полета делает плотный шлейф дыма. 
В ближнем маневренном бою, благодаря интегральной сборке и наличию 2-х движков, МиГ имеет выдающиеся летные свойства. F-16 несколько отстает. Скорость разворота МиГ-29 добивается, согласно русским данным, 22,8 °/с, в то время как у F-16 — 21,5 °/с. МиГ набирает высоту со скоростью 334 м/с, скороподъемность F-16 — 294 м/с. Разница не настолько велика и отличные пилоты могут ее нивелировать.

Вооружение фронтового истребителя должно включать как категорию орудия класса «воздух-воздух», так и «воздух-земля». F-16 имеет в распоряжении наибольший набор вооружения, способен использовать управляемые и неуправляемые бомбы и антирадарные ракеты. Электроника, размещенная в дополнительном контейнере, делает вероятным точечное применение орудия. МиГ-29, напротив, обязан ограничиваться неуправляемыми бомбами и НУРСами. По грузоподъемности незапятнанный проигрыш: у МиГ-29 этот показатель равен 2200 кг, у F-16 — до 7,5 тонн. 

Настолько большущая разница разъясняется просто: резерв полезной нагрузки МиГ-29 «съел» 2-ой движок. Согласно воззрению многих профессионалов, у МиГа во-многом неверная сборка, 2 мотора для фронтового истребителя – это перебор. Идеальнее всего произнес по этому поводу Генеральный конструктор КБ МиГ Ростислав Беляков на Фарнборо-88: "Если б у нас был таковой надежный и тяговитый движок, как Pratt&Whitney , мы бы без колебаний спроектировали однодвигательный самолет.» От таких перипетий пострадала и дальность: у МиГ-29 она не превосходит 2000 км с ПТБ. У F-16 дальность полета с ПТБ и 2 2000-фунтовыми бомбами может достигать 3000-3500 км. 

Оба истребителя равной степени вооружены ракетами средней дальности класса «воздух-воздух». К примеру, русская Р-77 имеет впечатляющие заявленные ТТХ, тогда как южноамериканская AIM-120 не раз подтверждала свои, довольно умеренные, свойства в бою. Незапятнанный паритет. Но МиГ-29 имеет огромную дальность стрельбы из авиапушки и больший калибр. Шестиствольный «Вулкан» F-16 напротив имеет больший боекомплект (511 снарядов против 150 у МиГа).

Важным элементом является авионика. Радары оценивать трудно, т.к производители скрывают четкие свойства. Но по неким заявлениям летчиков можно найти, что РЛС МиГ-29 имеет наибольший угол обзора — 140 градусов. Радар APG-66 у F-16А и, соответственно, APG-68 у F-16С имеют уголы обзора менее 120 градусов. Существенное преимущество самолета МиГ-29 заключается в наличии у пилота шлема с прицелом «Щель-ЗУМ», который дает решающее приемущество в ближнем воздушном бою. Но у F-16 снова же находится свое принципиальное преимущество — система управления полетом (Fly-by-Wire) и система управления движком HOTAS (Hands on Throttle and Stick), что делает самолет только комфортным в управлении. Уже после нажатия единственного переключателя Falcon готов к бою. Напротив, МиГ-29 настраивается вручную, что просит еще больше времени для вступления в бой.
КБ МиГ и General Dynamics показали полностью различные подходы решения для одной и той же задачки. В обоих самолетах реализованы достойные внимания конструкторские решения и в целом вердикт такой: F-16 функциональный истребитель, тогда как МиГ – незапятнанный воздушный боец, направленный сначала на ближний маневренный бой. Тут ему нет равных. 

Почему же одолел Falcon, а МиГ-29 вообщем не вошел в рейтинг «10 лучших»? И опять ответом будут результаты боевого внедрения этих машин. F-16 вел войну в небе Палестины, прошел Балканы, Ирак и Афганистан. Отдельной страничкой истории Falcon’а стал налет на Иракский ядерный центр «Озирак» в 1981 году. Преодолев 2800 км, F-16 ВВС Израиля скрытно просочились в воздушное место Ирака, убили реакторный комплекс и без утрат возвратились на авиабазу «Эцион». Общее число воздушных побед F-16 под управлением пилотов из государств НАТО, Израиля, Пакистана и Венесуэлы составляет около 50 самолётов. Данных о поражении F-16 в воздушном бою отсутствуют, хотя один самолет этого типа был сбит огнем ЗРК в Югославии.


4 место – МиГ-15 

10 лучших истребителей ХХ века по версии Military Channel


Одноместный реактивный истребитель, имя которого стало на Западе нарицательным для всех русских истребителей. Поступил на вооружение ВВС Русского Союза в 1949 году. Самолет, предотвративший Третью мировую войну. 
Дословно со слов Military Channel: «В западном обществе сложилось мировоззрение, что русские технологии – это что-то громоздкое, тяжелое и устаревшее. Ничего подобного не было в МиГ-15. Резвый и маневренный истребитель с незапятнанными линиями и стильной формой…» Его возникновение в небе Кореи вызвало фурор в западной прессе и мигрень для командования ВВС США. Рушились все планы о нанесении ядерного удара по местности СССР, с этого момента стратегические бомбовозы B-29 не имели ни одного шанса прорваться через заслон реактивных МиГов.
И очередной принципиальный момент, — МиГ-15 стал самым массовым реактивным самолетом в истории. Стоял на вооружении ВВС 40 государств мира.

3 место — Messerschmitt Bf.109

10 лучших истребителей ХХ века по версии Military Channel


Возлюбленный истребитель асов Люфтваффе. Четыре именитые модификации: E («Эмиль») – герой битвы за Великобританию, F («Фридрих») – конкретно эти истребители «разорвали на рассвете тишину» 22 июня 1941 года, G («Густав») – герой Восточного фронта, самая успешная модификация, K («Курфюрст») – перефорсированный истребитель, попытка выдавить из машины все оставшиеся резервы.
104 германских пилота, сражавшихся на Мессершмитте смогли довести собственный счет до 100 и поболее сбитых машин. 
Наизловещий, резвый и мощнейший самолет. Реальный Истребитель.

2 место — МиГ-21 vs F-4 «Phantom II»

10 лучших истребителей ХХ века по версии Military Channel


Два различных взора на вид реактивного истребителя 2 поколения. 8-тонный легкий фронтовой истребитель и 20-тонный универсальный истребитель-бомбардировщик, ставший основой истребительного парка ВВС, ВМС и Корпуса Морской Пехоты.
Два непримеримые противника. Горячие бои в небе Вьетнама, Палестины, Ирака, Индии и Пакистана. Сотки сбитых машин с обеих сторон. Колоритная боевая история. До сего времени стоят на вооружении ВВС многих государств.

10 лучших истребителей ХХ века по версии Military Channel


Русские конструкторы сделали ставку на маневренность. Америкосы – на ракеты и радиоэлектронное оборудование. Оба взора оказались неверными: после первых воздушных боев стало понятно, что «Фантом» напрасно отказался от пушек. А создатели МиГа поняли, что 2 ракеты «воздух-воздух» — неприемлимо не много.

1 место – F-15 «Eagle»

10 лучших истребителей ХХ века по версии Military Channel


Убийца. 104 подтвержденные воздушные победы без единой утраты. Таким показателем не может повытрепываться ни один из современных самолетов. F-15 создавался специально как самолет завоевания приемущества в воздухе и 10 лет, до возникновения Су-27, был вообщем вне конкуренции.
1-ый раз F-15 пошли в бой 27 июня 1979 года, когда израильские «Иглы» расстреляли в ближнем маневренном бою 5 сирийских МиГ-21. За более чем 30 лет боевой службы трофеями F-15 стали МиГ-21, МиГ-23, Мираж F1, Су-22 и МиГ-29 (4 в Югославии, 5 в Ираке). Более впечатляющи были заслуги «Иглов» в Азии, так, к примеру, во время учений "Тeam Spirit-82” 24 истребителя F-15, базировавшиеся на о. Окинава, за 9 дней сделали 418 "боевых" вылетов, из их 233 — в течение 3-х суток. При всем этом степень боевой готовности всех самолетов практически безпрерывно составляла 100%.
Высочайшие летные свойства F-15, его возможность действовать автономно в критериях внедрения противником средств РЭБ, деньком и ночкой, в обычных и сложных метеоусловиях, на огромных и малых высотах дали возможность сделать на базе его конструкции ударный самолет F-15E «Stike Eagle» (выпущено 340 машин). К 2015 году в войска поступит «стелс»-версия истребителя-бомбардировщика на базе F-15 — F-15SE «Silent Eagle».
Боевое применение F-15 служит предпосылкой многих споров. В особенности подвергается сомнению факт о том, что ни один «Игл» не был потерян в бою. Согласно заявлениям сирийских и югославских летчиков, как минимум 10 F-15 были сбиты над Ливаном, Сербией и Сирией. Но подтвердить их слова не представляется вероятным, т.к. никто ни одна сторона не смогла показать осколки. Непременно одно, роль F-15 в боевых действиях почти во всем определяло ход многих военных операций (к примеру Ливанская война 1982 года).
F-15 «Игл» является самой суровой и действенной боевой машиной, потому заслуженно занимает 1 место.

Заключение

К огорчению, многие из выдающихся конструкций остались вне рейтинга «10 лучших». Герой всех авиасалонов Су-27 – наилучший самолет мирного времени, летные свойства которого позволяют делать сложнейшие фигуры высшего пилотажа в рейтинг не попал. Не попал в рейтинг и Supermarine Spitfire – просто неплохой во всем самолет. Очень много было сотворено успешных конструкций и было очень тяжело избрать из их наилучших.

10 лучших истребителей ХХ века по версии Military Channel
Создатель Олег Капцов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,158 сек. | 12.53 МБ