F-22 Raptor — только не для войны.

F-22 Raptor — только не для войны.
6 мая телеканал CBS показал в программке «60 минут» 2-ух американских пилотов, которые растолковали ведущему, почему они страшатся летать на наилучшем в мире истребителе F-22 Raptor. Сюжет вызвал бурную реакцию в южноамериканском обществе, но на наш взор запоздалую. Понятно, что ВВС закупили 179 истребителей F-22 по стоимости более чем 400 миллионов баксов за штуку, но ни один из этих чудо-самолетов не принял роль в боевых действиях ни в Ираке, ни в Ливии ни в Афганистане. Предлагаем вашему вниманию статью по теме, вышедшую еще в апреле 2011 года.
Почему США отстранили F-22 от роли в ливийской операции
После начала военной операции западной коалиции в Ливии США внезапно стали разъяснять, по каким причинам их «самый совершенный истребитель» — F-22 Raptor — не воспринимает роли в боевых действиях, хотя таких разъяснений от американских военных, как бы, никто не добивался. Даже больше, ВВС США вдруг посчитали нужным на публике разъяснить, почему они не будут модернизировать системы связи F-22, также из-за выявленных проблем урезали предельную высоту полета самолета более чем в два раза. Беря во внимание, что истребитель за 6 лет собственной службы никогда не воспринимал роли в боевых действиях, такое поведение американских военных принуждает задуматься о реальных способностях «Раптора».
Была бы возможность
Военная операция западной коалиции в Ливии началась 19 марта 2011 года. В ней приняли роль ВВС и ВМС Англии, Франции, США, Италии и Канады, при этом главные боевые задачки делали истребители F-15 Eagle, F-16 Fighting Falcon, Dassault Rafale и Panavia Tornado GR4. Незадолго до начала операции, получившей заглавие «Одиссея. Рассвет», некие южноамериканские и европейские аналитики предвкушали роль в ней южноамериканского истребителя F-22 Raptor, единственного в мире боевого самолета 5-ого поколения, принятого на вооружение.
Но ожидания профессионалов не оправдались — F-22 в небе Ливии так и не появился, при этом, согласно заявлению ВВС США, не появится и впредь. Невзирая на то, что другие участники западной коалиции роли F-22 в военной операции и не ждали, США вдруг решили оправдаться, назвав массу обстоятельств, по которым именитые «Рапторы» не были ориентированы на обеспечение бесполетной зоны над территорией Ливии.
Первым по этому вопросу 22 марта 2011 года высказался аналитик Лексингтонского института Лорен Томпсон. По его словам, самый продвинутый южноамериканский боевой самолет просто не предназначен для выполнения военных задач, схожих тем, что реализовывались в Ливии в самом начале «Одиссеи». Напомним, основной целью первого шага военной операции было обеспечение бесполетной зоны над территорией африканского страны, зачем нужно было вывести из строя все системы противовоздушной обороны, находившиеся под контролем войск, приклнных Муаммару Каддафи. При всем этом противоборство ливийской авиации в расчет не принималось (и вправду, с начала «Одиссеи» ни один ливийский самолет не был увиден в воздухе).
Томпсон отметил, что F-22 на физическом уровне не предназначен для нанесения ударов по наземным целям. Самолет может быть вооружен 2-мя корректируемыми бомбами JDAM калибра 450 кг, которые способны, но, поражать стационарные, но не передвигающиеся цели. Не считая того, как выяснилось, радар F-22 не способен картографировать местность, как это делают РЛС с синтезированной апертурой, а означает, не может без помощи других выбирать наземные цели. Это практически значит, что если F-22 в сегодняшнем собственном виде и будет употребляться для бомбардировки каких-то объектов, информация о целях будет загружаться в бортовик самолета еще до взлета.
Да и на этом перечисление недочетов южноамериканского истребителя 5-ого поколения не завершилось. Оказалось, что истребитель имеет очень ограниченные способности связи. Самолет способен обмениваться информацией только только с другими F-22 в звене. Raptor обустроен и «урезанной» системой связи эталона Link 16, обширно применяемой военными США и НАТО, но она работает только на прием оперативных сведений от других самолетов и вертолетов и не может быть применена для передачи данных. При разработке F-22 инженеры преднамеренно ограничили способности связи истребителя, чтоб обеспечить еще огромную его малозаметность — подразумевается, что в случае боевого внедрения самолет всегда будет действовать в режиме радиомолчания.
На умозаключения Томпсона можно было бы закрыть глаза — бывает, что аналитики говорят вещи, которые потом или опровергаются военными, или так и не выходят за рамки домыслов и догадок, не находя фактического доказательства. Все же, в конце марта 2011 года по вопросу неучастия F-22 в ливийской операции решил высказаться лично командующий ВВС США Нортон Шварц. По его словам, южноамериканский истребитель не воспринимает роли в ливийской операции, так как территориально находится далековато от района боевых действий.
«Если бы F-22 были расположены на одной из баз в Европе, они непременно приняли бы роль в ливийской операции», — заявил Шварц. При всем этом он добавил, что «поскольку операция в Ливии началась относительно стремительно, было принято решение использовать разные ресурсы, расположенные неподалеку». В текущее время южноамериканские F-22, по данным ВВС США, базируются в Виргинии, Нью-Мехико, Калифорнии, Флориде, Аляске и на Гавайях. Под конец собственного выступления Шварц заявил, что «факт неучастия F-22 в непосредственно этой операции не является показателем его бесполезности».
В тот же денек, выступая на слушаниях подкомитета по ассигнованиям Палаты представителей США, Шварц попробовал разъяснить, по какой причине ВВС в 2010 году решили отрешиться от модернизации систем связи истребителя F-22, которую планировалось провести в рамках программки Increment 3.2. По словам Шварца, на F-22 планировалось установить систему связи эталона MADL, которая в текущее время создается для многообещающих истребителей F-35 Lightning II. Новенькая система MADL пока не прошла проверку на боевое применение, а означает, ее внедрение на F-22, по словам Шварца, значит излишние растраты и определенный риск, на которые ВВС пойти не могут. При всем этом другие характеристики программки Increment 3.2 будут реализованы.
Свойства F-22
Экипаж: 1 человек;
Длина: 18,9 метра;
Размах крыльев: 13,56 метра;
Масса пустого: 19,7 тонны;
Наибольшая взлетная масса: 38 тонн;
Движки: 2 P&W F-119-PW-100 тягой 140 килоньютонов;
Тяговооруженность: 1,08;
Наибольшая скорость: 2,25 числа Маха;
Крейсерский сверхзвук: 1,5 числа Маха;
Боевой радиус: 759 км;
Потолок: 19,8 тыщи метров;
Вооружение: 20-миллиметровая пушка, до 6 ракет класса «воздух-воздух» либо две бомбы JDAM, четыре точки подвески на крыльях для вооружения массой до 2,3 тонны.
Прошлый управляющий разведки ВВС США Дэвид Дептула, присутствовавший на слушаниях в Палате представителей, агрессивно раскритиковал отказ от установки MADL на истребители F-22. По его словам, было глупо создавать «самый совершенный истребитель в мире», чтоб позже не иметь способности обмениваться данными с другими самолетами. «Тут мудрости на пенни, а дурности на фунт», — такими словами Дептула откомментировал решение ВВС США отрешиться от установки систем MADL на истребители F-22.
Интересно все таки, что для того, чтоб позволить F-22 обмениваться информацией с другими самолетами, вертолетами и наземными подразделениями, ВВС США сделали особый воздушный боевой узел связи. В его состав вошли 6 особых версий беспилотных летательных аппаратов RQ-4 Global Hawk Block 20, с которыми истребители способны обмениваться данными. При всем этом беспилотники могут ретранслировать данные с F-22 на другие самолеты и вертолеты, оборудованные системой Link 16. Такая связка сотворена на случай ведения масштабных боевых действий и в действительности еще пока не применялась.
Другими словами ВВС США практически подтвердили, что возможность обмена данными пилотам F-22 все таки нужна. Но зачем необходимо было создавать для «Раптора» отдельный узел связи и отрешаться от модернизации собственных систем связи истребителя, не совершенно понятно. Возможно, ставка как и раньше делается на малозаметность — обмениваясь информацией с узлом связи, F-22 получает более широкий доступ к оперативной инфы, не выдавая при всем этом собственного местоположения.
Интересно, что F-22 был принят на вооружение ВВС США в 2005 году. С того времени он не воспринимал роли ни в какой военной кампании, которые США вели за пределами страны. С одной стороны, южноамериканский истребитель очень дорог для роли в военных действиях в Пакистане, Ираке, Афганистане либо Сомали. Но с другой, как еще можно проверить все способности самолета, который на самом деле свое «могущество» пока так и не обосновал.
Технические проблемы
Очередной удар по стилю южноамериканского истребителя 5-ого поколения был нанесен в конце марта 2011 года, когда выяснилось, что ВВС США ввели ограничение на предельную высоту полета F-22. Согласно распоряжению Авиационного боевого командования (ACC) ВВС США, предельная высота полета F-22 не должна превосходить 7,6 тыщи метров — при том, что, согласно заявленным техническим чертам, «потолок» «Раптора» составляет около 20 тыщ метров. Предпосылкой для такового решения стало расследование, целью которого является проверка бортовых систем генерации кислорода (OBOGS), установленных на многие истребители ВВС США.
По данным ACC, применяемая военными OBOGS может быть дефектной. А именно, подразумевается, что предпосылкой утраты F-22 17 ноября 2010 года на Аляске могли стать проблемы OBOGS. Эта система отвечает за генерацию кислорода и подачу дыхательной консистенции в маску пилота на огромных высотах полета. Из-за сбоя OBOGS пилот разбившегося F-22 Джеффри Хэни мог испытать кислородное голодание и утратить сознание. Введя запрет на обыденные полеты, ВВС США при всем этом уточнили, что он не распространяется на боевые вылеты американских истребителей, которые как и раньше не ограничены в собственных перемещениях.


Ограничение в ACC пояснили тем, что на высоте полета в 15 тыщ метров и поболее пилот имеет в собственном распоряжении всего 10 секунд до утраты сознания в случае, если прекращается подача кислорода в маску. Сих пор не хватит, чтоб понизить самолет до высоты, на которой можно дышать без маски с дыхательной консистенцией. Высота в 7,6 тыщи метров была сочтена командованием неопасной, так как у пилота в случае прекращения поступления кислорода есть возможность снизиться до 5,4 тыщи метров — высоты, на которой уже можно дышать без маски.
Вобщем, авторитет F-22 был подорван много ранее. Так, в феврале 2010 года ВВС США на некое время остановили полеты всех «Рапторов» — выяснилось, что корпус самолета неустойчив к воздействию воды и просто поддается коррозии. Коррозия на истребителях обнаруживалась и ранее, но в этом случае оказалось, что система отвода излишней воды от фонаря самолета конструктивно плоха и со собственной задачей не совладевает. В итоге ржавчина появлялась на неких элементах фонаря самолета и даже снутри кабины пилота, при этом показавшаяся коррозия могла послужить предпосылкой проблем системы катапультирования.
В 2009 году ВВС США в качестве опыта направили 12 истребителей F-22 с Аляски на базу Андерсен на Гуаме. Дождливая погода на полуострове оказалась нещадной к боевым машинам, и скоро выяснилось, что в критериях завышенной влажности электрические системы самолетов работают неустойчиво, а охлаждающая система вычислительных компонент во увлажненной атмосфере просто отрешается служить. Был ли исправлен этот недостаток, непонятно. Зато понятно, что с того времени F-22 во мокроватом климате больше никогда не применялся.
В том же году прошлый инженер Lockheed Martin Дэррол Олсен обвинил южноамериканскую компанию в разработке бракованного F-22. По данным Олсена, на самолеты F-22 наносилось несколько излишних слоев покрытия, чтоб истребитель мог пройти все нужные радиолокационные испытания. Брак же состоит в том, что радиопоглощающее покрытие F-22 без особенного труда стирается с фюзеляжа под воздействием воды, масла либо горючего. В Lockheed Martin обвинения Олсена отвергли, заявив, что при производстве самолета употребляется стойкое и высококачественное радиопоглощающее покрытие.
Модернизация
Начиная с 2012 года ВВС США будут растрачивать на модернизацию истребителей F-22 500 миллионов баксов раз в год. А именно, начнется программка модернизации Increment 3.1, предполагающая установку нового бортового оборудования, авионики и программного обеспечения. Благодаря этой программке истребитель научится картографировать местность, выбирать наземные цели и использовать новые бомбы SDB. Реализация программки модернизации Increment 3.2 начнется в 2014 году. По неподтвержденным данным, в итоге этой программки F-22 получат освеженное программное обеспечение, некие новые элементы конструкции и новые вычислительные системы.
2-мя годами ранее была выявлена смешная проблема в бортовике F-22. В феврале 2007 года ВВС США решили в первый раз вывести F-22 за границы страны, перегнав несколько истребителей на базу ВВС Кадена на Окинаве. Звено из 6 F-22, вылетевших с Гаваев, после скрещения 180-го меридиана — интернациональной полосы перемены дат — на сто процентов лишилось навигации и отчасти — связи. На базу ВВС на Гавайях истребители возвратились, зрительно следуя за самолетами-заправщиками. Предпосылкой проблемы стала ошибка в программном обеспечении, из-за которого произошел сбой в работе компьютера при смене времени.
И это только те проблемы, о которых ВВС либо министерство обороны США объявляли официально. При всем этом не исключено, что есть и скрываемые недочеты самолета. К примеру, о проблеме бомбардировщиков B-2, в итоге которой растрескивалась железная панель в хвостовой части самолета меж движками, стало понятно только после того, как инженеры Northrop Grumman отыскали метод поправить ее.
Проблемы сложной военной техники вообщем не являются кое-чем экстраординарным, так как некие особенности эксплуатации нереально учитывать заблаговременно. Эти «детские болезни» устраняются потом по ходу использования и учитываются в более новых разработках. Но в истории с F-22 остается много не поддающегося объяснению. Ведь, и правда, не понятно, почему США в случае с ливийской операцией внезапно стали оправдываться за отсутствие истребителя в воздушном строю коалиции, хотя в случае с Ираком либо Афганистаном таких попыток не предпринималось.
Правда, история учит, что самое современное и драгоценное вооружение употребляется в конфликтах, даже очень больших, в последнюю очередь. Более броским примером этого могут служить английские линкоры класса «Дредноут» и германские «Нассау». Эти корабли простояли в портах приписки фактически всю Первую мировую войну и были применены в боевых действиях исключительно в последние годы войны. 31 марта 2011 года Главное контрольное управление США объявило, что цена покупки 1-го F-22 для ВВС США составляет 411,7 миллиона баксов. В общей трудности, южноамериканские военные должны получить 187 F-22, 170 из которых уже приняты на вооружение.
Василий Сычев

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,125 сек. | 11.97 МБ