Универсальный ракетный комплекс M-1 Волна

Разработку первого русского универсального ракетного комплекса М-1 для кораблей проектов 61, 63 начали по Постановлению Совета министров СССР №1149-592 от 17 августа 1956 года. Но уже по постановлению № 1190-610 от 25.08.1956 было принято решение ставить М-1 на корабли проектов 58, 62. По многим элементам универсальный корабельный комплекс М-1 был унифицирован с зенитным ракетным комплексом С-125 для сухопутных войск. Так, в обоих комплексах использовались схожие ракеты (В-600, -601 и т.д.).

Основным конструктором М-1 был Игнатьев И.А. (ВНИИ “Альтаир” — МСП), основным конструктором ракеты — Грушин П.Д. (МКБ “Факел” — МАП). Ракетный комплекс М-1 с В-600 приняли на вооружение Военно-Морского Флота Постановлением Совета министров № 889-382 от 24 августа 1962 года. Позднее комплексу М-1 присвоили наименование Волна, а ракете В-600 – индекс 4К90.

Постановлением Совета министров № 561-233 от 21 июня 1961 года для поражения целей, которые летят на высотах более 10 тыс. м, были начаты работы над ракетой В-601, предназначавшейся для сухопутного ЗРК С-125. В 1964 году, после серии испытаний, ракету В-601 (инд. 4К91) приняли на вооружение СВ. В том же году ракетой В-601 решили оснастить комплекс М-1. В течение 1967 года ракету В-601 получили 1-ые 7 кораблей.

При внутрикомплексной модернизации зенитного ракетного комплекса главные усовершенствования касались самих зенитных ракет и аппаратуры управления. Комплексу с ракетами В-601 далии заглавие “Волна-М”, с В-601М — “Волна-Н”, с В-611 — “Волна-11”, с усиленной помехозащищенностью — “Волна-П”. ЗРК “Волна-П” приняли на вооружение в 1976 г. Помехозащищенность “Волны-П” обеспечивалась за счет увеличения помехозащищенности радиоканалов управления ракетой, также введением оптикоэлектронного канала сопровождения цели (9ШЗЗ) в систему управления. “Волна” в 1980-х гг. стала называться ударным зенитным ракетным комплексом (УЗРК), она позволяла вести ракетный огнь по надводным целям.

В следующем, когда поднялся вопрос о защите кораблей от низколетящих противокорабельных ракет, провели еще одну модернизацию комплекса (Волна-Н), в каком использовались ракеты В-601М. Модернизированный комплекс обеспечивал поражение целей на высоте от 3 до 5 м. над гребнем волны.

Комплекс М-1, невзирая на наличие отдельных недочетов, в целом оказался удачным и получил обширное распространение в русском Военно-Морском Флоте, и по сей день состоит на вооружении.

Состав универсального ракетного комплекса M-1 Волна

Пусковые установки были расположены на крыше надстройки в носу (52,5-й шпангоут) и корме (204,5-й шпангоут). Установка ЗИФ-101 представляла собой открытую, спаренную, стабилизированную тумбовую установку с нижней подвеской 2-ух ракет на 2-ух направляющих опорах. Погреба ракетного боезапаса (№ 8 — кормовой и № 4 — носовой) с барабанной системой хранения имели по паре вертикальных барабана на 8 ЗУР (зенитных управляемых ракет) каждый. Ракета на линию заряжания подавалась поворотом на 45° барабана, а механическое заряжание производилось цепным досылателем-толкателем. Функционирование пусковой установки обеспечивалось дистанционным управлением и электросиловым приводом ЭСП-101. Стандартная комплектация ракетного погреба — 1 учебная и 15 боевых ракет. Серийное создание пусковой установки ЗИФ-101 наладили в Волгограде на заводе Баррикады.

Универсальный ракетный комплекс M-1 Волна

Прямо за пусковой установкой ЗИФ-101 сделали спаренную установку ЗИФ-102. Главное отличие новейшей пусковой установки заключалось в применяемой системе подачи ракет — заместо барабанной использовалась конвейерная подача. В итоге боекомплект одной пусковой установки возрос до 32 ракет.

Всего ракетным комплексом М-1 с пусковыми установками ЗИФ-101 вооружили 20 кораблей проекта 61, 61М и 61МП (1 для Польши); 4 корабля проекта 58; 1 проекта 56К; 8 проекта 56А; 5 кораблей проекта 61МЭ (для экспорта в Индию). Комплексом М-1 с пусковыми установками ЗИФ-102 были обустроены 4 корабля проекта 1134; 3 корабля проекта 56У; 8 кораблей проекта 57А.

В-600, также ее более поздние варианты – двухступенчатая ракета с пороховым движком, выполненная по аэродинамической схеме утка. Первую ступень снабжали 4-мя стабилизаторами, раскрывающимися после старта, и реактивным пороховым движком ПРД-36. Дви
жок оснащен 14 цилиндрическими пороховыми шашками (делаются из пороха НМФ-ЗК) общей массой 280 кг. Движок 2-ой ступени – 125-килограммовая шашка из пороха НМ-4Ш. Осколочно-фугасную боевую часть 4Г-90 оснащали готовыми поражающими элементами. Общая масса боевой части – 60 килограмм, из которых 32-33 килограмма – масса сплава тротила и гексогена. Радиовзрыватель Пролив (инд. 5Е15) срабатывает на промахах 58 метров. Боевой частью 4Г-90 дается 3560 — 3570 осколков, средняя масса которых составляет около 5,4 гр. Время срабатывания самоликвидатора – 26 секунд.

Универсальный ракетный комплекс M-1 Волна

Универсальный ракетный комплекс M-1 Волна

В-601 от ракеты В-600 отличалась только конструкцией маршевого мотора. Не считая того, ракета имела новейшую БЧ. В маршевом движке устанавливалась новенькая 150-килограммовая шашка из пороха 301. Новейшую боевую часть 5Б18 разработали в НИИ-6. Во время испытаний она давала 4500 осколков массой 4,72 – 4,79 гг. Новейшей боевой частью обеспечивалось поражение целей на промахе 20 метров с вероятностью 0.75 — 0.90; на промахе 25-47 метров – 0.6. Для установки В-601 на пусковую установку ЗИФ-101 потребовалась доработать походное крепление ракеты. Не считая того, модернизации подвергли систему управления Ятаган.

При запуске ракеты стартовая (1-ая) ступень работает в протяжении 5 секунд, развивая тягу 30 т; маршевая (2-ая) — около 22 секунд, развивая тягу 3 т.

Способ наведения — среднее спрямление и накрытие. При ведении огня по низколетящим целям к данным способам добавляется способ наведения Горка.

Систему управления стрельбой Ятаган разработало НИИ-10 ГКРЭ, аппаратуру приводов антенного поста — ЦНИИ-173. Ятаган представляет собой совокупа устройств и устройств, которые обеспечивают прием и целеуказания от РЛС обнаружения корабля, сопровождение ракет и цели на линии движения, предстартовую подготовку и пуск ракет, выработку команд управления ракете. Наведение ракеты выполнялось по лучу радиолокационной станции до момента срабатывания радиолокационного взрывателя. Недочетами данной радиокомандной системы являются одноканальность и резкое понижение точности при увеличении расстояния.

Универсальный ракетный комплекс M-1 Волна

Универсальный ракетный комплекс M-1 Волна

Каждый антенный пост Ятагана имел 5 антенн. 2-мя малыми антеннами осуществлялась так именуемая “грубая” наводка ракеты, одна антенна работала как радиопередатчик команд оператора, а две огромные антенны аккомпанировали цель и выводили на нее ракету с большей точностью. До поражения первой цели борьба с следующими целями невозможна.

Тесты и эксплуатация универсального ракетного комплекса M-1 Волна

Сроки отработки М-1 Волна опережали сроки сдачи головного корабля проекта 61 заводской №1701 (СКР-25, Комсомолец Украины с 9.10.62 г.) – в связи с чем Распоряжением Совета министров СССР №2110 от 30 июля 1959 года совместные тесты М-1 перенесли на ракетный корабль Бравый проекта 56К. Тесты проходили в два шага – 1-ый с 05 января по 12 марта 1962 г.; 2-ой с 12 марта по 30 апреля 1962 г. В процессе испытаний было отмечено, что для выхода Ятагана из прохладного положения требуется 5 мин., дальность сопровождения цели составляет 42 километра с вероятностью захвата 0,50 и 36 км с вероятностью 0,8. Пределы дальности – 15 км, время срабатывания самоликвидатора ракеты – 26 сек.

Во время испытаний комплекса сбили 6 самолетов-мишеней МиГ-15М, которые двигались на высоте от 600 до 10000 м, промахи ракет при всем этом составляли 9 – 48 м. По воззрению комиссии, возможность поражения цели на промахе 40 метров составляет 0,4-0,6, а на промах
е 20 м – 0,9. При помощи комплекса М-1 могла уничтожаться цель, парящая со скоростью до 600 метров за секунду. Цель может маневрировать с перегрузками 3 — 4 g на высоте до 4 тыс. м, и 2 — 3 g – на огромных высотах. Скорость хода корабля при запусках может составлять до 36 уз. Стрельбу с Бравого по надводным целям не проводили.

Комплекс М-1 по результатам испытаний на Бравом рекомендовали к принятию на вооружение.

Тактико-технические свойства универсального ракетного комплекса M-1 Волна:
Ракета В-600/В-601:
Длина 5885 мм/5948 мм;
Поперечник первой ступени -/552 мм;
Поперечник 2-ой ступени -/379 мм;
Стартовый вес 923 кг/980 кг;
Вес боевой части 60 кг/72 кг;
Скорость полета 600 /730 м/с;
Наибольшая высота стрельбы 10 км /14 км;
Малая высота стрельбы 100 м/ 100 м;
Наибольшая наклонная дальность 15 км/ 22 км;
Малая наклонная дальность 4 км;
Скорость цели наибольшая 600/700 м/c

Пусковая установка ЗИФ-101:
Скорострельность 1 залпа – 50 с;
Угол горизонтального наведения – 330 град.;
Угол вертикального наведения – от -10 до +95 град.;
Скорость горизонтального наведения – 40 град/с;
Скорость вертикального наведения – 30 град/с;
Угод заряжания – 90 град.;
Расстояние меж осями пусковой установки – 3500 мм;
Длина пути движения бугеля зенитной управляемой ракеты по направляющим при старте – 1000 мм;
Высота полосы огня при угле 0 град. – 2300 мм;
Габариты:
Высота без учета стабилизации:
— при угле 83° – 4760 мм;
— при угле 0° – 3380 мм;
Высота с учетом стабилизации:
— при угле 83° – 5390 мм;
— при угле 0° – 4060 мм;
Радиус обметания по фронтальной части:
— с управляемой ракетой – 5670 мм;
— без управляемой ракеты – 3800 мм;
Радиус обметания по задней части:
— с управляемой ракетой – 2820мм;
— без управляемой ракеты – 2050 мм;
Подача:
— скорость вращения барабана – 6 град/c;
— путь вертикальной подачи управляемых ракет – 8010 мм;
— скорость подачи управляемых ракет – 1,4 м/c;
Габариты погреба:
— ширина – 5,2 м;
— длина – 10,5 м;
— высота – 7 м.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Вот так

alpha-bur.ru

Мультимедийное оборудование

выставочного оборудования на заказ

milkh.com