Проблемы гиперзвука

Проблемы гиперзвука

7 мая ракета X-51A Waverider была сброшена со стратегического бомбовоза B-52 Stratofortress над Тихим океаном, к югу от побережья Калифорнии, с высоты чуток более 15 км. Она удачно запустила свои гиперзвуковые реактивные движки, разогналась до скорости в 5 Маха (порядка 6 тыс. км/ч), на которой выдержала 200 секунд. Это намного подольше предшествующего рекордсмена, аппарата X-43, который выдержал только 12 секунд.

Невзирая на то, что предстоящая судьба X-51A сложилась не так успешно, южноамериканские военные выступили с полностью победными реляциями. Глава соответственной программки Чарльз Бринк (Charlie Brink) заявил: «Мы очень рады сказать о выполнении большинства поставленных перед испытаниями задач. Этот прорыв можно сопоставить с произошедшим после 2-ой мировой переходом от винтообразной авиации к реактивной».

Вобщем, где-то бюрократы, все-же, проговариваются. Тот же Бринк гласит: «Теперь мы должны возвратиться и снова с особенной тщательностью изучить все происшествия. Безупречных испытаний не бывает, и уверен, что мы найдем проблемы, которые попытаемся поправить к последующему полету». Независящие комментаторы осторожнее именуют прошедшие испытания «частично успешными».

Проблемы гиперзвука
X-51A под крылом самолета-носителя: взор художника…

Проблемы гиперзвука
…И настоящая фото

Но препядствия были полностью ожидаемы. Гиперзвуковой полет – это даже не сверхзвук. Считается, что гиперзвук начинается кое-где на скоростях около 5 Маха, и технические трудности, связанные с таким обезумевшим движением, очень многочисленны. Давления, температуры, механические перегрузки, которые действуют на аппарат, очень высоки. Обыденные реактивные движки не дают достаточной мощности и недостаточно надежны. Разработчики поэтически ассоциируют свою задачку с необходимостью зажечь спичку в сердечко урагана – и поддерживать ее горение.

Сам по для себя X-51A имеет 4,2 м в длину и фактически лишен крыльев. На техническом уровне он летит, оседлав цепочку ударных волн, которую сам делает в полете – отсюда и его 2-ое заглавие, Waverider. Своим острым носом он разрывает окружающий воздух, порождая звуковые волны – и отражая их под строго определенным углом. Так, что лишнее давление ориентировано под аппарат, создавая подъемную силу и ускоряя поток поступающего в движок воздуха. Движок тут тоже необыкновенный, экспериментальный Pratt & Whitney Rocketdyne SJY61.

Данные тесты стали третьими за время работы над системой, и первым ее независящим полетом, до того времени X-51A летал только закрепленным на самолете-носителе. После сброса с самолета, в 1-ые 4 секунды полета на X-51A действовали обыденные твердотопливные движки, измененные версии установленных на американских тактических ракетах. Они разогнали его до 4,8 Маха, подняв на высоту практически 20 км, после этого были сброшены, чтоб высвободить место для работы головного – мотора SJY61.
Это гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный движок – как и все подобные системы, он просит завышенного давления в камере сгорания, которое достигается торможением встречного потока воздуха. Но для заслуги достаточной величины давления поток воздуха и сам должен быть сверхзвуковым, поэтому и пригодилось за ранее разогнать аппарат при помощи твердотопливного мотора. Любопытно, что, в отличие от собственных «коллег», SJY61 работает на обыкновенном авиационном керосине, а не на водороде либо метане, что достигается внедрением особых катализаторов.

Вначале от испытаний планировалось получить куда большее: достигнуть скорости в 6 Маха, отработать 300 секунд. Но на 120-й секунде информация с датчиков стала поступать неравномерно (по другим данным была потеряна тяга), так что на 200-й аппарату был передан сигнал на ликвидирование.

В любом случае, 200 секунд полета на таковой скорости – все-же, значимый фуррор. Поглядим, что покажут последующие испытания; по последней мере, 3 испытательных пуска намечены на сегодняшний год.

Естественно, подразумевается, что подобные ракеты будут иметь никак не мирное назначение. Летя на таковой неописуемой скорости, они даже не потребуют боеголовок, довольно кинетической энергии самого аппарата.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,102 сек. | 12.47 МБ