Многоликий Су-27 в ВВС Китая

Многоликий Су-27 в ВВС Китая 

В протяжении многих лет ВВС НОАК имели на вооружении устаревшие истребители второго поколения F-7 и J-8, которые выступали главным элементом в обороне КНР. Хотя потребность в истребителе третьего поколения была тривиальной, до 1990 г. подобные планы не дискуссировались.

После демократических демонстраций в 1989 г., которые окончились угнетением выступлений на площади Тяньаньмэнь, страны Запада ограничили масштабы сотрудничества с Китаем. Советско-китайские противоречия пошли на спад, таким макаром, КНР оборотилась в сторону СССР. Но окончание прохладной войны и распад СССР вместе с сохраняющееся напряженностью с Тайванем уверили управление ВВС Китая в необходимости разработки собственного многообещающего истребителя, потому что в длительной перспективе полагаться на русское вооружение не представлялось вероятным.

17 сентября 1990 г. китайская военная делегация посетила авиабазу Кубинка, где ей проявили маркетинговые полеты истребителей МиГ-29. Боевой радиус МиГ-29 оказался недостающим для таковой большой страны, как Китай, не считая того он не позволял решить тайваньский вопрос. Таким макаром, китайцы выразили энтузиазм к истребителю Су-27, более дорогому истребителю, обладающему огромным боевым радиусом деяния. 1-ый запрос был отклонен русским управлением, но после нескольких раундов переговоров договор был заключен. Обе страны условились на поставку 24 Су-27, включая одноместные варианты и «спарки». В предстоящем было достигнуто соглашение на поставку еще 24 Су-27. Заказанные истребители выпускались на КнААПО и ИАПО.
Договор, который известен в КНР как «проект 906», стал первой экспортной поставкой Су-27, и в феврале 1991 г. Су-27 сделал демо полет в пекинском аэропорту Нанюань.
1-ая партия из 12 Су-27 (восемь Су-27СК и четыре Су-27УБК) перелетела из Рф в Китай через Монголию в конце 1991 г. в течение 1-го денька, и это означало официальное принятие на вооружение самолета данного типа. 8 ноября 1992 г. были поставлены оставшиеся 12 самолетов, а еще пара истребителей использовалась в КНР для исследовательских целей.

2-ой договор на последующие 24 истребителя не был подписан сразу за первым, потому что меж 2-мя странами имелись противоречия относительно формы оплаты. За первую партию 70% цены было оплачено бартером (поставки продовольствия и продуктов легкой индустрии). Русская сторона считала, что следующие поставки самолетов должны оплачиваться в американской валюте, и, в мае 1995 г. заместитель председателя Центрального военного комитета КНР Лю Хуакинг посетил Россию и согласился на эту просьбу, но с условием передачи в КНР производственной полосы на Су-27. Таким макаром было подписано соглашение на лицензионное создание Су-27 в КНР.

В апреле 1996 г. 10 Су-27, включая четыре Су-27СК и 6 Су-27УБК, были поставлены в КНР. Оставшиеся 14 Су-27СК были переданы заказчику в июле.

Выдающиеся свойства

1-ые поставленные в Китай Су-27 стали патрулировать воздушное место в районе Тайваня сначала 1990-х гг., а их летчики оценивали свойства истребителей как «выдающиеся».

В этот период Китай приступил к самостоятельному выпуску Су-27СК. С целью подготовки летчиков для увеличивающегося числа Су-27, ВВС НОАК испытывали потребность в двухместных модификациях УБК. 3 декабря 1999 г. две страны подписали договор на поставку 28 Су-27УБК, и 1-ые четыре «спарки» производства ИАПО были поставлены в Центр летной подготовки ВВС НОАК 15 декабря 2000 г. Спустя неделю к ним присоединилось еще восемь машин, а совсем договор был исполнен к сентябрю 2009 г. К этому времени в КНР было экспортировано 76 Су-27 (36 Су-27СК и 40 Су-27УБК).

В обозначении китайской модификации Су-27СК литеры «С» и «К» означают «производственный» и «коммерческий». Главным различием экспортного варианта от русских Су-27 является взлетный вес, который у экспортных самолетов по требованию китайской стороны был увеличен до 33 тонн. Неуправляемое вооружение включает 100-кг, 250-кг и 500-кг свободнопадающие бомбы, также 80-мм, 122-мм и 240-мм неуправляемые ракеты. 10 точек подвески позволяют нести боевую нагрузку общей массой до 8 тонн, а шасси было усилено. Конфигурации были нужны, потому что требованиями ВВС НОАК определялось, чтоб каждый истребитель имел возможность делать ударные функции. Не считая того, и это является общим местом для русских экспортных истребителей, установленная на их система РЭБ имела пониженные свойства, и станция активных помех Л005 была заменена на Л203/Л204.

Любая партия имела отличия в составе БРЭО. 1-ые 24 Су-27 были обустроены системой управления вооружением СУВ-27, радиолокационным прицельным комплексом РЛПК-27 и РЛС Н001Э. Дальность обнаружения цели с ЭПР 3 кв. метра составляла 70 км. До 10 целей были бы обнаружены, но обстреливаться могла только одна. На последующих Су-27 была установлена РЛС Н001П, которая позволяла сразу обстреливать две цели. Не считая того на последующих поставленных Су-27 была установлена встроенная навигационная система А737.

Наибольший боекомплект для выполнения задач завоевания господства в воздухе составляет 6 ракет средней дальности Р-27 либо четыре ракет малого радиуса деяния Р-73. Из-за ограничений, налагаемых СУВ, Су-27СК/УБК не могут использовать ракеты Р-77.

Двухместные варианты Су-27УБК владеют несколько худшими летными чертами, практический потолок уменьшен до 17,5 км по сопоставлению с 18,5 км у одноместного варианта, но все боевые свойства остались прежними.

На сцене возникает J-11

Китайская авиационная индустрия выступала против импорта зарубежных истребителей, и эта ситуация сохранялась до того времени, пока не было принято решение, что на истребителе J-10 может устанавливаться движок Су-27, тогда и позиция индустрии несколько смягчилась. Но китайский авиапром все еще плохо относился к решению ВВС относительно производства Су-27.

Наша родина не желала продавать лицензию на создание Су-27 в Китай, но в конечном итоге пошла на попятную, когда китайская сторона заявила, что в случае отказа от передачи лицензии закупит менее 48 истребителей Су-27. В 1993 г. Наша родина согласилась подписать договор ценой 150 млн долл. по передаче китайской стороне технологий, девайсов и оказанию нужной технической поддержки.

Наша родина передала КНР лицензию на создание Су-27 6 декабря 1996 г. Согласно условиям договора, Наша родина должна была оказать помощь китайскому предприятию Shenyang Aviation Company (SAC) по созданию производственной полосы и выпуску 200 Су-27 в течение следующих 15 лет. Движки, РЛС, БРЭО и системы вооружения должны были поступать из Рф. Не считая того, имелась договоренность, что в случае задержке в производстве Наша родина будет поставлять SAC нужные комплектующие. Су-27 китайской сборки получили индекс «проект 11», и наименование J-11 после принятия на вооружение.

Многоликий Су-27 в ВВС Китая

Летом 1997 г. Наша родина поставила SAC полный набор производственных чертежей. В первой половине 1998 г. SAC приступил к производству первых 2-ух истребителей, и 1 сентября такого же года 1-ый J-11 под управлением головного летчика-испытателя Фу Гуаксинга (из Первого испытательного батальона ВВС НОАК) в первый раз поднялся в воздух. 1-ые два самолета были переданы ВВС для проведения испытаний, которые завершились в декабре 2000 г.

Базисный вариант J-11 не очень отличался от Су-27СК. J-11 ранешних производственных серий были обустроены монитором системы GPS, установленном справа от индикатора на лобовом стекле (ИЛС). На самолетах более позднего выпуска эти мониторы устанавливались в составе интегрированного функционального монитора. Китай не планирует последующих модификаций ранешних J-11. Как будет израсходован припас русских управляемых ракет, эта партия будет списана.

J-11B/BS

Фуррор в сборке J-11 сподвиг китайцев к созданию усовершенствованной версии с внедрением китайских девайсов, которая получила наименование J-11В, а двухместный вариант — J-11BS. На ней установлена новенькая китайская импульсно-допплеровская РЛС управления вооружением, которая может сразу обнаруживать 20 целей и наводить ракеты на 6 из их. Оборудование пилотской кабины было еще усовершенствовано за счет установки голографического ИЛС и трехцветного функционального монитора.

J-11В может использовать китайские ракеты «воздух-воздух» средней дальности PL-12 с активной ГСН и ракеты близкого радиуса деяния с ИК ГСН PL-8. Для этого были разработаны новые пилоны. Потому что оперение PL-8 достаточно существенно по размерам, пришлось разрабатывать ступенчатый пилон для законцовки крыла — только по этому наружному признаку реально отличить J-11В от J-11/Су-27СК. Другие конфигурации заключаются в установке носового обтекателя темного цвета и системы оповещения о приближении ракет белоснежного цвета, которая установлена с 2-ух сторон хвостового обтекателя J-11В.
Многоликий Су-27 в ВВС Китая

Более принципиальным различием J-11В является движок FWS10 Taihang китайской разработки, схожий на движок General Electric F110, и владеющий рядом технологий русского АЛ-31. Его тяга на номинальном режиме составляет 77,6кН, при использовании форсажа – 132кН. Для сопоставления, движок АЛ-31Ф на номинальном режиме обладает тягой 72,8кН и 125кН на форсажном режиме. Отношение массы мотора к тяге составляет 7,5, что выше характеристик Ал-31Ф (7,1).

В J-11В употребляются композиционные материалы, что позволило понизить массу на 700 кг, и для сохранения центровки в носовую часть был добавлен балласт. Из-за внедрения радиопоглощающих материалов, ЭПР J-11В меньше чем у Су-27 на 25%.

1-ый полет J-11В был совершен в июне 2002 г., и опять его в воздух поднял Фу Гуаксинг. 18 месяцев спустя летчик-испытатель Би Хонгджун окончил летные тесты J-11В и самолет был передан ВВС.

J-11BJ/J-15

В 1999 г. КНР заполучила на Украине недостроенный авианосец «Варяг», который планировался употребляться в качестве учебного корабля. Разумным решением смотрелся выбор истребителя Су-33 в качестве палубного самолета для него, но Наша родина отклонила китайский запрос, в каком Китай вначале выражал готовность в приобретении только 2-ух самолетов. В итоге Китай обратился к Украине, где закупил 3-ий макет Су-33, Т-10К-3.

К счастью для китайцев, Т-10К-3 был первым серийным вариантом Су-33, фактически схожий серийно выпускаемым машинам. На нем были увеличены наплывы крыла и уменьшена высота вертикального оперения, что было вызвано неуввязками, выявленными при испытаниях опытнейшего Т-10К-2.

Но что оказалось самым основным, планер Су-33 не очень отличался от Су-27. Это была хорошая новость для китайцев. Вооруженный познаниями, приобретенными при исследовании Т-10К-3, Китай разработал палубный истребитель на базе J-11B, который получил наименование J-11BJ («J» — от прилагательного палубный), потом смененное на J-15 «Летающая Акула».

Многоликий Су-27 в ВВС Китая

Различия меж J-11 и J-15 вточности такие же, как меж Су-27 и Су-33. Были изготовлены последующие конфигурации в конструкции: добавлено фронтальное горизонтальное оперение, система складывания крыльев, горизонтального оперения, приемника воздушного давления и хвостового обтекателя; была установлена носовая стойка шасси со сдвоенным колесом, главные стойки шасси были укреплены; добавлен посадочный гак; установлена штанга дозаправки в воздухе; оптико-локационная станция была перемещена на правый борт. Не считая того истребитель получил РЛС с фазированной решеткой и движок FWS10H, владеющий большей тягой и приемистостью. J-15 может использовать до 4 ПКР С-803 китайского производства, и в текущее время проходит тесты.

Су-30

Управление ВВС НОАК под впечатлением от высокоточных ударов, продемонстрированных ударной авиацией ВВС США в 1990-е гг., откинуло стратегию, направленную на оборону, и приняло более наступательную концепцию. Военные решили приобрести истребитель с увеличенным боевым радиусом деяния и еще больше тяжеловооруженным по сопоставлению с Су-27, а конкретно с возможностью использовать высокоточные ракеты «воздух-поверхность».

В конце 1996 г. в процессе визита в Россию премьер-министр КНР Ли Пэн подписал соглашение ценой 1,8 миллиардов долл. на закупку 40 функциональных истребителей. Переговоры относительно критерий договора начались сразу после чего. Компания «Сухой» увидело большой потенциал при выполнении требований китайцев применительно к собственному истребителю Су-30МК. Было принято решение заимствовать технологии истребителя Су-27М при разработке нового истребителя, который сохранил бы высочайшие и тонкие стабилизаторы из армированного углеволокна. Они могли бы быть применены в качестве топливных баков для роста дальности деяния. Эта модификация позднее получила индекс Су-30МКК («К» значит китайский).


По итогам двухгодовых переговоров Наша родина согласилась реализовать Су-30МКК в КНР. Детали договора были согласованы в процессе авиационного салона в Чжухае в 1998 г. В марте 1999 г. визита в Россию премьер-министр Чжу Жунцзы подписал официальный договор на закупку 38 истребителей. Это событие стало еще одним решающим моментом в российско-китайском ВТС. В том же месяце 1-ый макет Су-30МКК сделал 1-ый полет в Жуковском.

В ноябре 2000 г. макет «502 голубой» был показан на авиационном салоне в Чжухае, а спустя месяц 1-ая партия из 10 Су-30МКК была доставлена в Китай. 2-ой десяток был передан 21 августа 2001 г., а заключительная партия из 18 самолетов была получена заказчиков в декабре.

В июле 2001 г. китайский президент Цзян Цзэминь и его русский сотрудник Владимир Путин подписали договор на закупку еще 38 истребителей.

В 2002 г. стороны приступили к переговорам относительно закупки модификации Су-30МК2 для китайского флота, которая отличалась модифицированной системой управления вооружением, позволяющая использовать ПКР Х-31А.

Сначала 2003 г. обе стороны подписали договор на поставку 24 Су-30МК2 для ВМС НОАК. Они были переданы в 2004 г.

Су-30МКК является более совершенным по сопоставлению с Су-27СК/Су-27УБК. У него две дополнительные точки подвески, любая из которых позволяет нести до 2 тонн нагрузки. Они установлены в корневой части крыла и позволяют подвешивать большие ракеты класса «воздух-поверхность». Наибольшая боевая нагрузка увеличена с 6 тонн до восьми, а наибольший припас горючего достигнул 10185 кг. Не считая того была добавлена штанга дозаправки в воздухе. В итоге увеличившегося веса, шасси и часть частей планера были усилены. Для задач по завоеванию господства в воздухе Су-30МКК может использовать ракеты Р-77 и Р-73, а для ударных задач ракеты Х-59, Х-29 и Х-31, также разные УАБ с лазерным наведением.

На Су-30МКК установлена РЛС РЛПК-27 с антенной Н001ВЭ. Являясь облегченным вариантом РЛС Н001В, Н001ВЭ может обнаруживать цели на дальности в 100 км. Она может аккомпанировать до 10 целей и обстреливать две из их ракетами Р-77. Су-30МК2 морской авиации обустроены РЛС Н001ВЭП, у которого дальность обнаружения увеличена до 110 км. Данная модификация также может использовать ракеты типа Х-59 и Х-31А.

Перевод Андрея Фролова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,106 сек. | 12.53 МБ