Проклятие F-22 или вопиющая некомпетентность?

Проклятие F-22 или вопиющая некомпетентность? 
Пилот F-22 Jeffrey Haney, разбившийся 16 ноября 2010 года

Странноватый кашель уже очень издавна преследует летчиков суперсовременного высокоманевренного самолета F-22 после каждого полета. Поначалу это вызывало недоумение, позже привыкли. Равномерно, с повышением численности машин и интенсивности полетов, к этому прибавились головокружение и частичная утрата ориентации в пространстве. Были отмечены несколько случаев, когда еще при разбеге по взлетной полосе самолеты в один момент изменяли направление и упирались в деревья либо аэродромные строения. В 3-х случаях пилоты, в один момент потерявшие ориентацию, приходили в себя исключительно в небезопасной близости от земли и смогли в последний момент катапультироваться.
Последний таковой случай произошел 15 ноября 2012 года рядом с базой «Тиндалл» во Флориде. Но одному летчику не подфартило. В 2010 году на Аляске его самолет на сверхзвуковой скорости врезался в землю. Было установлено, что он растерял сознание из-за гипоксии, а просто из-за удушья. Представитель командования ВВС возложил вину на самого летчика. Вот его комментарий: «Он (летчик) очень сосредоточился на том, что ему нечем дышать, заместо того чтоб управлять самолетом». Оказывается, летчику совсем не непременно дышать! Пока общий результат – потеряны четыре самолета ценой $140 млн каждый и один летчик. Самолет-убийца – так на данный момент именуют летчики самолет F-22.
Скандал вокруг самолета F-22 разгорелся после того, как в апреле 2012 года два элитных летчика отказались летать на нем до того времени, пока не будет установлена причина их отвратительного самочувствия и не устранен недостаток в кислородной системе жизнеобеспечения. Именно тогда выплыла информация о том, что подобные трудности существовали и ранее. Оказалось, что и на самолетах F-16 и F-18, где была установлена подобная система жизнеобеспечения, было зафиксировано более 60 случаев, когда летчики в полете были близки к потере сознания. Так что все-таки это за система жизнеобеспечения, которая завлекла к для себя такое внимание, и вправду ли она является предпосылкой утраты работоспособности пилотов?
В 80-х годах прошедшего века ВВС США стали испытывать огромные неудобства при переброске собственных авиасоединений с местности США в Западную Европу и на Ближний Восток через Атлантику и в Юго-Восточную Азию через Тихий океан. Неувязка заключалась в том, что системы жизнеобеспечения летчиков содержали в себе баллоны со сжатым кислородом, припасов которого не хватало на настолько долгие по времени полеты. Именно тогда южноамериканские спецы и предложили использовать безбаллонную систему регенерации воздуха. Принцип ее деяния основан на использовании цеолитов – синтетических молекулярных фильтров. Они сорбируют из пропускаемого через их сжатого воздуха азот, воду, углекислый газ и вредные примеси. При всем этом сжатый воздух подается из окружающей атмосферы через приемный патрубок компрессора. Таким макаром, летчику на дыхание подается дыхательная газовая смесь, обогащенная кислородом. И неувязка полетов на огромные расстояния решена. Простенько и со вкусом. К истинному времени все самолеты ВВС США оборудованы такими системами.
Но все оказалось не так просто. Три года южноамериканские спецы бьются, чтоб осознать причину попадания на дыхание каких-либо токсинов. В 2011 году министр обороны воспретил на 11 месяцев подымать в воздух ВСЕ самолеты F-22 до выяснения предпосылки недостатка и его устранения. Но позже полеты были разрешены с потолком менее 7,5 км, чтоб летчик в случае недомогания мог успеть снизиться до неопасной высоты 4,5 км. В августе 2012 года две эскадрильи самолетов F-22 были перебазированы из США в Юго-Восточную Азию. Летчикам было предписано лететь не выше 4,5 км со снятыми кислородными масками и с выключенной системой генерации кислорода. На сегодня пилоты всех 187 самолетов F-22 находятся, по их словам, в положении самых высокооплачиваемых подопытных обезьянок.
ВВС США в 2012 году издержали $20 млн на автоматическое запасное дублирование системы регенерации воздуха в отчаянной попытке узнать, что конкретно вызывает дезориентацию и нехорошее самочувствие летчиков. Командование ВВС также считает, что что-то доныне неведомое попадает через приемный патрубок компрессора и дальше в кислородную маску летчика. При всем этом все большее число американских профессионалов склоняется к тому, чтоб вновь возвратиться к «старому хорошему надежному кислородному баллону».
Но детективная интрига не слабеет. В один момент находится, что кашель и головокружение очень нередко проявляется у наземного персонала, когда идет подготовка самолетов к полетам и движки самолета запущены. Но ведь в это время система регенерации воздуха еще не работает. Делается вывод – система жизнеобеспечения летчика не является предпосылкой отвратительного самочувствия летного состава. И нет никаких оснований от нее отрешаться. Искрометно! Чисто по-американски.
С таким скоропалительным выводом согласиться никак нельзя. Конкретно нехорошие симптомы, обнаруженные у наземного персонала, дают все основания гласить об угрозы использования системы регенерации воздуха в качестве источника питания системы жизнеобеспечения летчика высокоманевренного самолета. Конкретно высокоманевренного. Переработанные газы мотора самолета являются той предпосылкой, которую так длительно отыскивают южноамериканские спецы.
Как переработанные газы могут попадать в приемный патрубок? При резкой смене курса и при выполнении неких фигур высшего пилотажа самолет весь кутается облаком отработанных газов. Более броский пример – выполнение фигуры «колокол». Самолет фактически бездвижно висит в этом облаке 2-3 секунды. Перед взлетом на старте, если ветер дует в хвост самолета, можно следить ту же картину.
Но почему же молекулярные фильтры системы регенерации воздуха не задерживают эти небезопасные соединения? Принцип деяния этих фильтров (либо молекулярных сит) таковой же, как у кухонного дуршлага. Большие молекулы они задерживают, а маленькие свободно пропускают через свои отверстия. Но поперечник молекул оксидов азота полностью схож поперечнику молекул кислорода. Потому в маску на дыхание поступает кислородно-токсичная смесь. Таким макаром, летчики, даже еще не взлетев, начинают играть в «русскую рулетку». Почему южноамериканские спецы не просмотрели все вероятные ситуации, до того как принимать решение о подмене кислородных баллонов на молекулярные фильтры, можно только гадать. И 1-ое, что приходит в голову, это очень малый уровень их компетентности.
Р.S. Остается только надежды, что русские спецы пристально проанализируют все стратегические последствия ошибки ВВС США и воспримут правильное решение в части выбора источника питания систем жизнеобеспечения летчика маневренного самолета. В конце концов, безопасность летчиков и их работоспособность должны быть приоритетны. Естественно, при использовании кислородных баллонов самолетам типа Су-27 либо Т-50 будет тяжело пересекать океан. А нам это нужно?


Владимир АБРАМОВ, в 1983–1997 гг. – ведущий конструктор, главный спец ОАО «НПП «Звезда»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,126 сек. | 12.49 МБ