Возможности Миг-35 потрясли американских военных

Возможности Миг-35 потрясли американских военных

"Глаза" и "уши" русских самолетов и вертолетов — их радарные системы. Они имеют символичные наименования и не уступают наилучшим мировым аналогам.

Охотники за решеткой

Не так издавна авиационный мир облетела скандальная новость — спецслужбы США проводили реальную охоту за бортовой радиолокационной станцией, установленной на индийском истребителе Су-30МКИ, снимая ее свойства всеми вероятными методами. Оказалось, наш радар по ряду характеристик превосходит те РЛС, что стоят на истребителях южноамериканского производства.

Но реальным потрясением для наших соперников на мировом рынке вооружений стала демонстрация на авиасалоне в индийском Бангалоре истребителя МиГ-35 с радаром, сделанным на базе активной фазированной антенной решетки (АФАР).

Эта решетка обеспечивает реализацию воистину умопомрачительных способностей по обнаружению самых разных воздушных, наземных, морских и даже галлактических целей. Не считая того, у пилота возникает возможность исследовать окружающее самолет место и вести воздушный бой сразу. В почти всех авиастроительных фирмах мира пробовали и пробуют установить на истребители малогабаритные РЛС, построенные на элементной базе фазированных решеток. Но неувязка в собственной реализации так непростая, что решить ее, и то отчасти, удавалось только в СССР и США.

В первый раз радар с пассивной фазированной решеткой был установлен еще на МиГ-31. И до ближайшего времени этот самолет оставался единственным в мире истребителем-перехватчиком, снаряженным бортовой РЛС такового типа.

Только в последние годы в США смогли в рамках реализации проекта истребителя 5-ого поколения сделать отличные, но очень дорогие РЛС с фазированной решеткой. На авиасалоне "Фарнборо-2008" в первый раз был продемонстрирован этот самый радар 5-ого поколения с активной фазированной решеткой. По заявлению янки, его можно устанавливать на борт глубоко модернизированных истребителей F-16 в разных модификациях. Мировые авиационные спецы считают, что боевые самолеты ХХI века должны оснащаться только такими РЛС. И радостно, что мы в этом сложнейшем научно-техническом направлении не аутсайдеры.

Тот еще "Жук"

Российский "Жук-АЭ", сделанный в компании "Фазотрон" специально для МиГ-35, проходит летные тесты. Главный конструктор РЛС нового века — заместитель гендиректора Компании Юрий Гуськов. Нужно сказать, ситуация не совершенно рядовая для современной Рф — не формальный, а реальный топ-менеджер предприятия является к тому же общепризнанным в мире спецом по проектированию самых современных авиационных РЛС.

Русский АФАР, как считают его создатели, в перспективе обеспечит дальность обнаружения воздушных целей до 300 км. На данный момент дальность деяния бортовых РЛС в 100 км считается хорошей. Кроме экспортного варианта для МиГ-35, который на данный момент становится главным претендентом на победу в тендере средних истребителей для ВВС Индии, активно-фазированные "Жуки" начнут устанавливать на всех модернизируемых МиГ-29.

По заветам капитана Врунгеля

Помнится, говаривал литературный капитан Врунгель: как яхту назовут, так она и поплывет. В русское время новым образчикам военной техники присваивали случайные имена — главное, чтоб неприятель не додумался, о чем речь. А вот в еще русском "Фазотроне", следуя советам Врунгеля, который, меж иным, из всех критичных ситуаций выходил победителем, стали именовать свои радиолокационные системы так, что в их отражалась сама их сущность.

Бортовая радиолокационная станция "Копье" всегда лупит в точку и обеспечивает контроль местности в радиусе до 150 км. К тому же, выдает полный объем инфы для гарантированного поражения найденных целей. Все радары, именовавшиеся "Жук", сканируют небо, землю и воду с дотошностью этого насекомого, но с воистину галлактическим быстродействием. А вот о радиолокационном комплексе "Арбалет" стоит сказать особо.

Если установка радаров на истребителях всегда было делом само собой разумеющимся, то на вертолеты их длительное время вообщем не ставили. Летит винтокрыл относительно медлительно, летчик препятствие либо цель всегда увидит очами, идентифицирует и наведет, если будет нужно, пушку с ракетами точно на неприятеля.

Но америкосы установили на собственный вертолет "Апач" радиолокационную станцию "Лонгбоу", что в переводе значило — длиннющий лук. И сходу получили массу преимуществ. Пилот вертолета стал созидать все препятствия, возникающие по курсу полета на малой высоте. А самое каверзное препятствие — полосы высоковольтных электропередач. Естественно, появилась возможность выделять определенные наземные цели и поражать их управляемыми ракетами.

В "Фазотроне" решили дать янки достойный ответ. Многообещающую разработку нового радиолокационного комплекса для боевых вертолетов окрестили "Арбалет". По дальности боя и точности прицеливания арбалет всегда превосходит лук, какой бы длины он ни был.

"Аллигатор" с "Арбалетом"

Рождение радиолокационного комплекса для вертолета оказалось делом в чем либо даже более сложным, чем работа над АФАР. Во всяком случае, проектировщики "Ночного охотника" — вертолета Ми-28Н, над втулкой которого и был должен показаться "Арбалет" в виде шара, от идеи установки радара отказались, посчитав проект бесперспективным. А вот на фирме "Камов" к вертолетному РЛК показали энтузиазм. И сейчас "Арбалет" стопроцентно вписался в борт боевого разведывательно-ударного вертолета Ка-52 "Аллигатор". Если Ка-50 "Темная акула" забивает "Апач" на расстоянии в два километра без всякой радиолокации, то "Аллигатор" вообщем не оставляет шансов на выживание для всех боевых вертолетов НАТО на любом удалении.

Сейчас эту систему можно устанавливать на всякую винтокрылую машину. Наш "Арбалет" по боевой эффективности затмил южноамериканский "Длиннющий лук" в полтора раза. Русский вертолетный радиолокационный комплекс способен информировать экипаж об окружающей обстановке и сразу использовать орудие, наводящееся по радиолучу. На Западе такую возможность с внедрением традиционных радаров воплотить так и не смогли. У их это по силам только сложнейшим и дорогущим комплексам с активными фазированными решетками.

Наземную цель типа жд мост "Арбалет" обнаруживает на удалении более чем в 30 км. А провода ЛЭП — на расстоянии в 20 км. Не считая выполнения боевых задач этот комплекс способен вести метеоразведку и радиолокационное картографирование местности.

Наши "Копья", "Жуки" и "Арбалеты" — без всякого сомнения наилучшие радарные системы в мире. И заморочек с их серийным выпуском нет. Необходимы только заказы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,169 сек. | 12.5 МБ